Метаморфозы грузинской политики

сб, 10/11/2007 - 15:34
VKontakte
Odnoklassniki
Google+

Итак, президентские выборы в Грузии пройдут в январе 2008 года. Президент Михаил Саакашвили, объявивший чрезвычайное положение после продолжавшихся неделю митингов оппозиции, изменил курс и назначил досрочные выборы. Тем самым он практически сократил срок своих полномочий на год. Причиной нынешнего кризиса в Грузии стало, во-первых, тяжелое положение населения страны, во-вторых, неудовлетворенность существующим режимом значительной части политической элиты. Этот процесс шел в Грузии на протяжении последних полутора лет. И он, прежде всего, связан с серьезными ошибками, допущенными режимом Саакашвили. Он не решил ни одной из задач, которые декларировал при приходе к власти. Экономика Грузии отсутствует как таковая – нет развитой промышленности и сельского хозяйства. Кроме того, он обещал восстановить территориальную целостность страны, что тоже осталось пустым обещанием. Хотя попытки предприняты были (вспомним события лета 2004 года).
Можно много еще говорить, но факт заключается в том, что разочарование режимом Саакашвили в Грузии нарастало и вылилось в многотысячные митинги.
Все началось в октябре, когда бывший союзник Саакашвили и бывший министр обороны Ираклий Окруашвили обвинил президента в том, что он стремится «ликвидировать» грузинского бизнесмена Бадри Патаркацишвили, в причастности к убийству бывшего премьер-министра Грузии Зураба Жвания и многом другом. Он сделал это заявление в эфире телеканала «Имеди» и, воспользовавшись случаем, объявил о своем уходе в оппозицию. Через два дня Окруашвили был арестован по обвинению в коррупции. Оппозиция считает, что тем самым власти хотели заставить его замолчать. Правительство же утверждает, что Окруашвили сделал свое заявление для того, чтобы предотвратить обнародование дела о коррупции, о котором он был осведомлен.
Какой бы ни была правда, партии, находящиеся в оппозиции к Саакашвили, воспользовались ситуацией для того, чтобы обвинить правительство в грубой тактике и политизации судов. Ситуация с властью закона в Грузии вызывает у оппозиции законную озабоченность, которая должна быть свободно озвучена. В прошлую пятницу начались массовые демонстрации, продолжавшиеся вплоть до жестокого разгона в среду.
После демарша Окруашвили грузинский президент никак не комментирует происходящие события в Грузии, зато лидеры оппозиционных партий после ареста грузинского «ястреба» срочно вылетают в США для консультаций. А президент Грузии, прервав трехдневное молчание, объявляет в телеэфире, что отказывается менять даты выборов или идти на уступки требованиям оппозиции. Затем с Михаилом Саакашвили произошла резкая метаморфоза и выборы были назначены на январь 2008 года.
Очевидно, он питает надежду, что последнее заявление заставит оппозицию переключить свои усилия с акций протеста на проведение избирательной кампании, а также продемонстрирует электорату и зарубежным союзникам Грузии, что Саакашвили привержен демократии и не сворачивает на путь авторитаризма.
Что касается оппозиции, то инициатива президента Саакашвили по проведению досрочных президентских выборов до выборов в законодательный орган самый невыгодный для них вариант, который можно было бы придумать.
Было три варианта – проведение президентских и парламентских выборов в один день, как это ранее власти вписали в Конституцию, проведение сначала парламентских, затем президентских выборов, на чем настаивала оппозиция, и проведение сначала президентских, а затем парламентских выборов - последняя инициатива президента, с которой согласилось парламентское большинство. И был выбран самый худший для оппозиции вариант.
За оставшиеся полтора месяца избирательное законодательство изменить не удастся, а, значит, и оно будет работать на Саакашвили.
Странной выглядит позиция оппозиции, настаивавшей на парламентской республике, и вдруг резко замолчавшей и начавшей обсуждать свои кандидатуры на пост президента. Хотя был вариант призывать народ не идти на выборы, то есть, фактически, сорвать их. После событий 7 ноября народ, безусловно, мог это поддержать. Сегодня же по всем показателям наибольшие шансы стать следующим президентом есть у Саакашвили. Оппозиция слишком разрозненна. Людей, только волею случая оказавшихся в одной лодке, дружба «против» Саакашвили вряд ли приведет к миру и спокойствию. На предстоящих выборах вряд ли будет выставлена единая кандидатура от оппозиции, а если и будет, то вряд ли грузинский народ за него проголосует. К тому, же то, как проходят «демократические» выборы в Грузии всем известно. После объявления результатов голосования, ситуация приведшая к «7-му ноября» повторится вновь: опять мирные митинги, голодовки, а затем снова слезоточивый газ и водометы. Конвульсии Саакашвили могли бы стать предсмертной агонией «режима», но ему подсказали мудрое решение. Досрочные президентские выборы в Грузии были объявлены после того как в страну нагрянули многочисленные советники из западных стран. Саакашвили «взяли в руки» – оппозиция поддалась. Поддался ли Патаркацишвили и силы, стоящие за ним, покажет время. Весьма возможно теперь революцию будут делать из Мюнхена. А в том, что революция в Грузии будет, сомневаться не приходиться. Несколько сот полицейских, прошедших маршем по Руставели после разгона оппозиции и с остервенением кричавших «Сакартвело! Сакартвело!», вряд ли смогут сдержать недовольство народа.

Инна Габараева
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Pinterest