Сегодня все непризнанные государства, так или иначе, связывают свое признание с вопросом провозглашения независимости Косово. Жаркие споры по этому поводу продолжаются не первый год: одни говорят об уникальности этого края, вторые утверждают, что признание независимости косовар не может не стать прецедентом. В чем уникальность Косово пытались разобраться делегации Республики Южная Осетия и Грузии, побывавшие в конце 2007 года в Косово и Сербии. Поездка была организована неправительственной голландской организацией «IKV Pax Christi», занимающейся миротворчеством. О своих впечатлениях от Сербии и Косово, уникальности этого края и мыслями о будущем Европы с корреспондентом информационного агентства «Рес» поделилась Дина Алборова, директор НПО «АСЭКР» - глава делегации от РЮО.
- Наша поездка была очень интересна, поскольку мы попали в Сербию именно в тот период, когда ожидалось принятие на уровне ООН определенных решений. Для меня лично это был очень интересный опыт - изнутри почувствовать, что на самом деле происходит в Косово бесценно.
Я хочу сказать огромное спасибо «IKV Pax Christi» за то, что они смогли организовать хорошие встречи с абсолютно разными сегментами общества, начиная с представителей политических партий, продолжая независимыми экспертами и заканчивая понятно местным населением. Я уже не говорю, что мы встречались с НПО, с официальными лицами, побывали и в Приштине (в албанской части Косово), и в сербских анклавах Косово, и в Белграде, где встречались с молодежными организациями и с представителями министерства по делам Косово и Метохии. Встречались с беженцами, с организацией занимающейся вопросами беженцев. Эти встречи были довольно продолжительными и очень много информации было получено. Было интересно провести параллели, понять, в чем же отличие Косово, может ли опыт Косово пригодиться нам или мы можем поделиться с ними своим опытом.
Смогли ли Вы для себя определить в чем же все-таки уникальность Косово, и чем ситуация там в корне отличается от нашей?
- На мой взгляд, уникальность Косово состоит в следующем: там живут албанцы, а здесь осетины; они мусульмане, а мы христиане; они живут в Европе, а мы на Кавказе; в 1999 году туда пришло НАТО, и серией бомбежек по Белграду и военным вмешательством прекратило происходящее; там огромная НАТОвская база, огромное влияние США и ЕС. Там война прекратилась с приходом НАТО, а здесь - с вводом трехсторонних миротворческих сил. И поэтому США для Косово - это спаситель. И это понятно, у нас такое же положительное отношение к российским миротворцам. Для нас они так же олицетворяют конец войны, конец нашего уничтожения. Поэтому отношение косовар к США понятно мне.
Так же в этом вопросе очень важно геостратегическое положение Косово. Европе не нужны на своих границах конфликты и войны. Тем более, что Косово граничит и с мусульманскими странами (Албания, Македония, Черногория). И у сербов есть большие опасения, что в Косово есть радикально настроенная часть населения, которая грезит о возрождении Великой Албании. Якобы Косово хочет отделиться для того, что бы присоединится к Албании, и в будущем к ним присоединятся албанские части Македонии и Черногории. Но в самом Косово, насколько мы могли понять из общения с косоварами, эти настроения непопулярны. Молодежь в Косово настроена про-европейски, они грезят о Евросоюзе, об открытых границах, и мысль о Великой Албании их мало волнует. Есть, конечно, определенная часть населения, поддерживающая эту идею, но их очень мало.
И для ООН, и для США, и для ЕС очень важно, что эта мусульманская страна. А поскольку признание Косово не за горами — это практически единственная мусульманская страна, которая позитивно относится к США. И базы, которые находятся там, означают фактически присутствие США на Балканах, и оттуда они могут контролировать мусульманский мир вокруг. И лучше иметь Косово в друзьях, чем Косово в составе про-российско настроенной Сербии, у которой есть негативный опыт в отношениях с США. И хотя Сербия тоже хочет войти в Евросоюз, но не сегодня, а шаг за шагом. А Косово уже к этому готово. То есть, речь не идет о косовской государственности - им независимость нужна как этап на пути к вхождению в ЕС, что бы их столицей стал Брюссель.
То, что на самом деле происходит с простыми людьми в принципе мало кого интересует. Те же представители международных организаций нам напрямую говорили, что Косово по уровню коррупции занимает четвертое место в мире, и, тем не менее, они готовы признать Косово. Есть там также огромная проблема наркотрафика и трэфиккинга (похищения людей), об этом все знают и все-таки Косово хотят признать. Это действительно, очень уникальная ситуация.
На Ваш взгляд, действительно ли признание Косово произойдет в скором времени?
- Думаю, признание Косово - это дело времени. Сейчас международные структуры ищут способы, как протащить эту идею, потому что Россия против, Китай против, некоторые Европейские страны против. И если со странами ЕС возможно все же договориться, то ситуация с Россией и Китаем сложнее. Конечно, хотя эти две большие страны, но насколько соблюден баланс в их противостоянии США, ЕС и т.д. не совсем понятно. Белград считает, что международное сообщество грубо нарушает международное право, которое гласит о территориальной целостности государства, хотя то же право говорит и о праве нации на самоопределение. Но сейчас второе полностью игнорируется. И вот в Белграде задаются вопросом, почему они сами, которые ратуют за соблюдение международного права, оказываются в роли нарушителей.
Когда мы в Белграде встречались с независимым экспертом, то был задан вопрос: в случае признания Косово международными структурами, признает ли Сербия Южную Осетию. Он ответил, что вряд ли, конечно, но если бы инициатором выступила большая страна, например Россия, то Сербия бы тоже поддержала эту линию.
Сейчас нам нужно думать о механизмах. Они уверяют нас, что ситуация с Косово уникальна, но я хочу сказать, что если признание случится, то это уже прецедент. Нет никаких обоснований, что бы говорить об абсолютной уникальности Косово.
Лично мое мнение, что независимость Косово нужно признавать. Не потому, что там оккупация международным сообществом, а потому, что действительно большинство населения не хочет жить в составе Сербии. Для меня очень важен момент референдума, который не хотят проводить Европейские структуры, ни про-европейски настроенные партии. Однако есть в Косово такие организации, которые выступают за плебисцит, они настаивают на этом, поскольку «это касается нас, и мы сами должны решить!».
Побывали ли вы в сербских анклавах Косово? Какова ситуация там? Как они относятся к идее признания независимости косовского края?
- Картина в сербских анклавах очень грустная. И те сербы, которые живут дальше от границ, четко осознают, что им придется покинуть Косово. Они будут уезжать в Сербию или в Северную Митровицу. Сербы и албанцы живут в двух параллельных мирах, и это мне знакомо: здесь у нас то же самое, только нет такого огромного влияния извне. У нас, как и в Косово нет больше общего языка общения, хотя парламент принял закон, который гласит, что в Косово два официальных языка: албанский и сербский и один т. н. региональный язык - турецкий. Тем не менее, в албанской части Косово по-сербски никто не говорит. Очень большое недоверие между народами. Сербам в Парламенте выделено одиннадцать мест из более чем ста. Однако, фактически сербы не принимают участие в выборах. По мнению албанцев на них оказывает большое давление Белград. Скажем, косовские сербы нам говорили, что если они ослушаются Белград, то потеряют работу, и это при очень высоком уровне безработицы. И вот так, экономическими механизмами они манипулируют населением.
Ситуация очень напоминает, то что происходит в наших анклавах - грузины так же нас боятся, ими так же манипулирует Тбилиси. Что будет завтра не понятно, мы строим объездные дороги, обводные ЛЭП и водопроводные трубы, осталось построить еще и стены, отгораживающие нас друг от друга...
Но вернемся к сербским анклавам в Косово. Что касается Северной Митровицы (сербский анклав, граничащий с Сербией), то здесь настроения сильно отличаются от тех, какие есть в анклавах дальше от границы. Население жестче стоит на своих позициях, они заявляют о том, что выйдут из состава Косово, в случае его признания. В сербских анклавах везде огромные плакаты «Россия, спаси!», «Россия, помоги!». И честно говоря, было очень грустно, если в Приштине звучали признания в любви США, то здесь очень большая надежда на Россию. Я не знаю, насколько эта надежда оправдана, ведь речь идет не только о Косово, речь идет о более глобальных процессах: о взаимоотношениях России с Сербией с одной стороны, и с Евросоюзом - с другой.
Конечно, будущее покажет выбор России, но я думаю, Косово все же признают, хочет того Россия или нет. И проблемы косовских сербов нужно будет решать. И Белград тоже это знает: когда мы спрашивали их готова ли Сербия принять, тот огромный поток беженцев, который возникнет после признания Косово, то нам ответили, что ведется строительство и т.д. Но с другой стороны говорится о том, что те международные военные, которые присутствуют сейчас в Косово, гарантируют безопасность сербов в анклавах. Но они же не смогут защищать их всю жизнь.
Очень странная ситуация: не стабильное ни в экономическом, ни в политическом плане новообразование имеет все шансы получить независимость и членство ЕС.
Вместе с вами в Сербии и Косово побывала и грузинская делегация. Как они относились к происходящему там, ведь в вопросе признания независимости Косово Грузия сегодня в двусмысленном положении, с одной стороны Южная Осетия и Абхазия, а с другой - США?
- Грузинская сторона очень адекватно оценивала происходящее. Задачей нашей поездки были, конечно, не политические споры, а ознакомление на месте с ситуацией внутри Косово. Но в последний день, когда все уже было осмотрено мы собрались, чтобы обсудить вопрос, нужна ли Косово независимость. Вся осетинская делегация ответила, что «да, независимость Косово надо признать», а из грузинской только один человек ответил утвердительно, остальные были в больших сомнениях.
Проводя параллели между Косово и Южной Осетией, какой основной вывод Вы для себя сделали?
- После этой поездки я еще четче понимаю, что к Южной Осетии в этом отношении никаких претензий не должно быть. В отличие от Косово у нас есть все институты государственности, и то, что у нас и Референдум проводился и не один раз, и выборы у нас проходят на высоком уровне, и действительно есть волеизъявление народа — это большие плюсы. А там всем заправляет UNMIK и независимость ли это - большой вопрос!
Многие новообразованные государства смотрят на Косово как на прецедент. Пусть они претендуют на независимость, и пусть их признают, и в мире не будет дестабилизации, чего все боятся. Просто нужно разработать механизмы признания независимости новообразований. Ситуация меняется, у нужно за ней успевать.
В Белграде нам говорили: «конечно, признание Косово станет прецедентом. Но вы представляете, что потом начнется?!» На мой взгляд, исторические события нельзя тормозить. А политическая карта мира всегда менялась, меняется и будет меняться. Это нормальные процессы.
Для меня главное, что бы в новом государстве соблюдались права человека, чтобы все были равны перед Законом, и чтобы этот Закон работал. И в вопросе признания Косово я тоже считаю, что Косово должно быть независимым. Именно независимым, а не зависимым от кого-то.