Сегодня в Пресс-клубе для журналистов прошла пресс-конференция с участием Председателя Комитета государственной безопасности Бориса Атоева и Генерального прокурора РЮО Таймураза Хугаева. Главы силовых ведомств ответили на вопросы юго-осетинских и российских журналистов.
– Как Вы оцениваете работу ваших ведомств, и какие проблемы на ваш взгляд надо решать в первую очередь?
– Борис Атоев: Тема достаточно актуальная – борьба с терроризмом – не только в Южной Осетии, но и во всем мире. В августе прошлого года мы говорили о политике государственного терроризма, которую взяло на вооружение политическое руководство Грузии и эта политика продолжается. За последнее время правоохранительными органами республики: КГБ РЮО совместно с Генпрокуратурой и МВД проведены ряд арестов, которые показали, что эта террористическая деятельность организуется и направляется спецслужбами Грузии. Практически все исполнители этих терактов, которые были совершены за последние два года на территории Южной Осетии арестованы и дают признательные показания. Четко прослеживается, что все эти теракты организованы по заданию спецслужб Грузии. К сожалению, они были направлены против государственных и общественных деятелей республики, сотрудников Министерства обороны и правоохранительных органов РЮО. Мы еще в прошлом году обнародовали имена и фамилии координаторов и организаторов этих акций, в том числе рядовых сотрудников и грузинских спецслужб и высшего руководства. Никакой реакции со стороны Грузии мы конечно же не зафиксировали. Полное молчание.
– Предавались ли грузинской стороне списки людей причастных к террористической деятельности на территории РЮО? У Вас есть какой-то контакт с правоохранительными органами Грузии?
– Борис Атоев: Мы эти вопросы поднимали неоднократно, но грузинская сторона от сотрудничества уходит. Поэтому списки не передавались, они были оглашены в СМИ еще в августе прошлого года. Всех кто был причастен к террористической деятельности – фамилии оперативных работников, которые заказывали за определенное вознаграждение эти теракты и руководителей, например начальник департамента контрразведки Грузии Жгенти и целый ряд сотрудников.
– Последние аресты, связанные с расследованием терактов, вызвали большой резонанс в обществе. Чтобы успокоить общественное мнение, не могли бы, вы более подробнее рассказать о том, как продвигается расследование?
– Таймураз Хугаев: В свете последних терактов на территории РЮО и в свете реализации оперативной информации, действительно было задержано определенное количество людей. Ведется работа по установлению причастности этих людей к этим преступлениям. Назначено большое количество экспертиз, проводится работа по проверке их показаний. Те люди, к которым у нас претензий нет, выходят на свободу. В течении месяца были проведены проверки лиц, которые подозревались к причастности в совершении терактов и на сегодняшний день освобождено более десяти человек. Те, кто содержится на сегодняшний день под стражей, задержаны с санкции суда и подозреваются в совершении и организации конкретных преступных действий и терактов.
Что касается расследования терактов, могу пояснить, то о чем Председатель КГБ говорил в общем. Следственной группой прокуратуры и КГБ раскрыт теракт в отношении секретаря совета безопасности Олега Алборова – задержан организатор и исполнитель. Следствие по этому делу уже вышло на финишную прямую. Мы старались как можно в большей степени избежать огласки, потому, что любая огласка помешала бы ходу следствия. Мы, конечно, хотели бы поделиться с вами информацией сразу и донести до широкой общественности, что в борьбе с терроризмом есть какие-то победы, что население не должно впадать в панику, что надо все-таки верить в наши правоохранительные органы. Но, к сожалению, мы бываем иногда скованы интересами следствия и процессуальными моментами. Но сейчас уже можно сказать, что расследование подходит к концу, что ряд лиц по этому делу задержано, ряд объявлен в розыск. Далее, теракт в отношении Бала Бестауты на сегодняшний день раскрыт, исполнитель задержан. Теракт в отношении военнослужащих МО РЮО, в результате которого погиб Маирбег Хуриев, раскрыт, исполнители задержаны, организаторы известны. Террористический акт в отношении Генпрокурора РЮО, когда была подорвана моя служебная машина, раскрыт, исполнитель задержан, организаторы и пособники известны. В скором времени у нас будет возможность более детально поговорить на эту тему и преступниках замешанных в этих преступлениях.
Хотелось бы также отметить в каких условиях нам приходится проводить следствие по этим терактам. В условиях, когда население республики не придает никакого значения многим моментам, благодаря которым мы могли бы предотвратить практически все эти теракты, если бы наши граждане не отнеслись к этому более чем легкомысленно, либо более чем легкомысленно. В скором времени мы предадим огласке факты, которые должны вызвать однозначное осуждение общества, осуждение не только в уголовном аспекте, но и моральное осуждение тех граждан, которые зная о том, что готовится теракт, либо предполагая это, не предпринимают абсолютно никаких действий. В результате этого гибнут дети, гибнут наши граждане.
– 14 мая Президент РЮО выступил с заявлением о готовящемся грузинскими спецслужбами теракте. Можно ли подробнее рассказать об этом?
– Борис Атоев: У нас была информация о том, что готовится провокация – проведение терактов в отношении грузинского населения и грузинских миротворцев, санкционированная на высоком уровне в руководстве Грузии. Президент выступил и огласил эту информацию. Буквально час назад прогремел взрыв на трассе в сторону Гори, близ села Никози. К счастью там никто не пострадал. Я считаю, что прямая связь этого взрыва с готовящейся провокацией есть. То, что эту информацию огласили, способствовало тому, что в отношении людей эту акцию побоялись проводить, и взрывное устройство взорвали на обочине дороги в Гори.
– Родители одной из подозреваемых в причастности к терактам утверждают, что при ее задержании были нарушены процессуальные нормы. Как вы прокомментируете эти утверждения?
– Таймураз Хугаев: Можно называть фамилии. Речь идет, видимо, о Яне Канделаки-Бестаевой, которая у нас обвиняется в пособничестве совершения одного из эпизодов теракта и укрывательстве преступления. Сама Яна Канделаки претензий к следствию не имеет, она сотрудничает со следствием, дает признательные показания и собственно говоря, ажиотаж, который поднят вокруг ее фигуры, ей самой не понятен. Яна Канделаки была задержана абсолютно законно сотрудниками прокуратуры. Прямо в момент задержания были проведены все необходимые следственные мероприятия. Ей был назначен адвокат, вовремя были представлены материалы в суд, и она вовремя была санкционирована на заключение под стражу. В принципе никаких процессуальных нарушений там нет и мне не понятно то, что ссылаются на политическую деятельность ее отца или отчима. Во-первых, я не знаю такого политического деятеля, во-вторых, если бы какие-то претензии были, то видимо, они должны были коснуться, прежде всего, его, а не падчерицы.
– Как продвигается расследование терактов в Дменис 27 февраля и в Окона 28 марта?
– Таймураз Хугаев: Что касается обследования теракта в селе Дменис. Опять таки хотелось бы сказать, что нам известен конкретный исполнитель, его данные. Мы пытались выйти на грузинскую сторону, чтобы нам дали возможность проведения следственных действий либо способствовали задержанию этого человека, но никаких откликов нет. Организаторы и исполнители терактов в Окона и Дменис известны, но, учитывая то, что никто по этим терактам не задержан, и для того чтобы не создавать в дальнейшем трудности для следствия, мы не можем их разглашать.
– На какой стадии находится расследование дела Мартина Дзагоеава и доказана ли его причастность к террористической деятельности грузинских спецслужб?
– Таймураз Хугаев: Мартин Дзагоев был осужден ранее судом Республики Южная Осетия за совершение разбоя и приговорен к девяти годам лишения свободы. На сегодняшний день он обвиняется в совершении побега и более ни в чем у нас обвиняться не может. Если у кого-то есть информация о его причастности к террористической деятельности я предлагаю для комментирования данной ситуации обращаться к должностным органам.
– Не могли бы Вы подробнее рассказать о ходе следствия в отношении бывшего министра образования РЮО Аллы Джиоевой?
– Таймураз Хугаев: Что касается уголовного дела в отношении бывшего министра образования РЮО Аллы Алексеевны Джиоевой – на сегодняшний день к ней предъявлены обвинения по злоупотреблению должностных полномочий, по превышению должностных полномочий, незаконном предпринимательстве и незаконном присвоении средств. Дело расследуется уже порядка три месяца. В процессуальные сроки следствие укладывается, расследование дела сопряжено с огромным количеством проверок, необходимых проводить по делу: целиком проверяется министерство образования, организации с которыми она сотрудничала на территории Российской Федерации. Только за последний месяц было три командировки в Российскую Федерацию.
Могу сказать, что обвинения в ее адрес многоэпизодны и также наполнены реальным содержанием. Одним из эпизодов является установление незаконных поборов, в результате чего гражданам был причинен ущерб на сумму 751 тыс. рублей. Речь идет о поборах, которые взимались с абитуриентов. Суммы от 3.5 тыс. до 90 тыс. рублей взимались просто за право сдать экзамены. Подобная же неразбериха у нас происходит с лимитами, которые предоставлялись нашим гражданам для поступления в ВУЗы Российской Федерации. Масса злоупотреблений. Могу сказать, что за 2007 г., за два месяца до окончания школы в школу №2 г. Цхинвал были устроены порядка 14 детей из различных городов Российской Федерации. Они окончили школу №2 на золотые медали и поступили в лучшие ВУЗы Российской Федерации по лимитам.
– Как обстоят дела с другими делами по экономическим преступлениям?
– Таймураз Хугаев: Как я понял речь идет об уровне коррупции. С начала года были задержаны заместитель министра обороны по тыловому обеспечению, сотрудники паспортно-визовой службы, работники ЗАГСа и т.д. В общем можно сказать, что борьба с коррупцией не носит эпизодический или адресный характер. Раз уж мы взялись строить государственность и гражданское общество, то первым залогом всего этого законность, а законность зиждется на плечах наших государственных и общественных деятелей.
– Можно ли подробнее рассказать о деле Алана Парастаева?
– Таймураз Хугаев: Судебный процесс в отношении Алана Парастаева, обвиняемого в приготовлении к посягательству на жизнь государственного деятеля и государственной измене, оно на стадии завершения. подразумевается, что Алан Парастаев подал 15 мая кассационную жалобу. После рассмотрения этой кассационной жалобы суд раскроет материалы дела и мы предоставим всю информацию по этому делу СМИ. На сегодняшний момент процесс был закрытый и мы никому не представили материалы следствия. После всех процессуальных норм мы сами выступим инициатором, для того, чтобы осветить то, что было.
– Уменьшилась ли угроза терактов?
– Таймураз Хугаев: К сожалению, против РЮО работает очень много грузинских спецслужб, целью которых является совершение терактов. Их цель запугать население. Нельзя сказать, что уровень террористической угрозы снизился и на какой-то период мы обезопасили наше общество.
– Борис Атоев: На мой взгляд, эти аресты оказывают влияние на деятельность и грузинских спецслужб, и лиц которые привлечены к организации терактов. Но это не значит, что на этом надо успокаиваться – спецслужбы как работали, так и работают: все теракты представляют внутренние криминальные разборки. И, к сожалению, это все подхватывается прогрузинскими СМИ. А иностранные журналисты, объективно освещающие ситуацию в зоне конфликта, через территорию Грузии больше не пропускаются.