Саакашвили переиграл своих внутренних оппонентов. Хоть лидеры оппозиции, проигравшей парламентские выборы в Грузии, и заявляли о том, что свершилась криминальная революция и победу правящей партии обеспечили силовые технологии, уровень поддержки «Единого Национального Движения» наглядно показывает что, курс, по которому развивается страна прежний - тот, который реализует все последние годы ее лидер – М. Саакашвили.
События последнего времени в Южной Осетии говорят о том, что руководство Грузии продолжает политику государственного терроризма, в результате чего гибнут ни в чем неповинные мирные граждане. «У власти в Грузии сегодня практически стоит «Аль-Каида». Это террористическая организация, которая осуществляет такие нападения. Их задача - запугать наших активистов и оставить политических лидеров без поддержки. Хочу сказать им от своего имени и от имени моих друзей, что, даже если останется всего один человек, мы продолжим борьбу до тех пор, пока в Грузии будет эта террористическая власть», - заявил представитель оппозиции Каха Кукава. Из мирового опыта известно, что терроризм – это прибежище отчаявшихся, последнее средство тех, кто не смог убедить мир в своей правоте или же тех, кто уже все потерял и, поскольку вернуть уже ничего нельзя, остается мстить. Грузинский терроризм примешивает к этим горьким критериям еще и безотчетное желание испортить жизнь тем, кто не захотел жить в одном конституционном пространстве со страной, непредсказуемой в своем перманентном национализме и для грузинского руководства этот вид войны оказался приемлемым.
А в урегулировании конфликтов Грузия сохраняет свою единственно возможную тактику – имитацию бурной деятельности. Министерство по реинтеграции, само название которого исключает возможность нормального диалога с оппонентами, продолжит «реинтегрировать». Обреченная быть вечной временная парламентская комиссия по восстановлению территориальной целостности продолжает создавать иллюзии восстановления «целостности». А сам президент Грузии рисует все новые и новые мирные предложения для живущих вполне мирно уже состоявшихся независимых республик.
Не только, впрочем, Саакашвили, а все персоналии, имеющие отношение к конфликтам с грузинской стороны, загоняют себя и свою страну в угол. Пытаясь демонстрировать кипучую деятельность и не менее кипучие результаты этой деятельности, они лишь усугубляют неверные интерпретации конфликта, что углубляет существующий тупик.
Впрочем, если иметь в виду, что именно последнее поколение грузинской политической элиты довело уровень взаимоотношений с Россией до столь серьезной конфронтации, то представляется маловероятным, чтобы в обозримой перспективе эти отношения наладились, хотя грузинское руководство и возлагает большое значение предстоящей встрече Саакашвили и Медведева в Санкт-Петербурге 6-7 июня. «Мы надеемся, что встреча будет доброжелательной, пройдет в конструктивной обстановке, и, что главное, даст конкретный результат», - заявил Секретарь Совета национальной безопасности Грузии А.Ломая. однако это всего лишь слова, потому что реальные шаги Грузии говорят о продолжении политики террора - единственного способа ведения войны против Южной Осетии, поскольку начать открытые вооруженные действия грузинская военная машина не решается. Россия заявила, что защитит своих граждан от возможной грузинской агрессии любым способом, а воевать с Россией США, покровительствующие Грузии, не хотят, да и никто не хочет.
Тем не менее активная милитаризация Грузии набирает обороты. Военно-политическое руководство стран - членов НАТО и других государств последовательно проводит курс на оказание Грузии масштабной военной помощи, которая выражается в поставках этой стране вооружения и военной техники, другой продукции военного назначения, участии иностранных специалистов в подготовке грузинских военнослужащих, оказании финансовой помощи. При этом военно-техническое содействие со стороны западных стран осуществляется зачастую безвозмездно. Среди государств-членов НАТО наибольшую активность по оказанию Тбилиси помощи в укреплении национальных вооруженных сил проявляют США, Турция, Болгария и Чехия. Значительные объемы вооружений поступают в Грузию из Украины, расширяется израильско-грузинское военно-техническое сотрудничество.
Как бы то ни было, совершенно очевидно, что косовская независимость создала благоприятные предпосылки для успешного распространения этого прецедента и на аналогичные ситуации на территории бывшего постсоветского пространства, в том числе на ситуацию в Южной Осетии и Абхазии.
Чем закончится «большая игра» трудно прогнозировать. Варианты могут быть разные.
М. Харебова – ИА «Рес»