От Областного Совета народных депутатов до Парламента Республики Южная Осетия

пн, 23/06/2008 - 13:25
VKontakte
Odnoklassniki
Google+

В сентябре этого года государственности Южной Осетии исполняется 18 лет. 18 лет назад народ Южной Осетии определил свой политический статус – Независимая Республика Южная Осетия. Сегодня к святому для осетин официальному названию прибавляют то «непризнанная» республика, то «сепаратистская», что-то еще. Одни это делают из открытой враждебности, другие из-за некоего искусственного терминологического хаоса вокруг существующих новых государств.
Как бы то ни было: Республика Южная Осетия есть, с реальным потенциалом для развития и утверждения.
Государственность республики на протяжении своего существования в логической динамике оформлялась и обретала атрибутивные для государства качества. Процесс этот продолжается и сейчас, и проходит он на фоне непрекращающейся грузинской агрессии, отсутствия конструктивного подхода международных организаций к проблеме, и, пока, «интеллигентной» борьбы больших держав за Кавказ.
Государство – Республика Южная Осетия сегодня является нормативным выразителем государственной воли народа.
Надо отметить, что история становления и развития государственности Южной Осетии проходила и проходит непросто. В 1989 году инерционность политического мышления перспективу будущего определило в повышении статуса с автономной области до автономной республики в составе Грузии. Динамике более радикальных и национально необходимых решений южных осетин способствовала открытая агрессивность Грузии к автономии. ВС Грузии объявил неконституционными решения 12-ой сессии Юго-Осетинского областного совета о повышении статуса и аннулировал их. Далее, еще больше обострил ситуацию организованный неформальными движениями 50-тысячный поход на Цхинвал. Южная Осетия определяет свой политический курс без Грузии.
Здесь, хотелось бы остановиться на одном факторе. Развитие всех дальнейших событий политической истории Южной Осетии неразрывно связано с представительным органом – областным советом народных депутатов Юго-Осетинской автономной области. Именно роль этого органа представительной власти становиться определяющей. Вместе с тем повышаются и дальнейшие перспективы развития Юго-Осетинского парламентаризма.
Необходимо отметить также, что идеологическую направленность действий областного совета народных депутатов в значительной степени определяло национально-патриотическое движение «Адамон ныхас», Народный Фронт. Движение оформлялось в 1989 году, на фоне паралича партийных, властных структур. Это было организованное и конструктивное движение, действовавшее в контексте реальной обстановки и национальных интересов. За короткий период НФ стал серьезной политической организацией, сумевшей правильно определить и реализовать политические решения, способствующие динамичному развитию юго-осетинской государственности.
Становление парламентаризма в Южной Осетии проходило и проходит в контексте тех политических процессов, которые имели и имеют место на Южном Кавказе сегодня в частности, и в глобальной мировой политике в целом, где сталкиваются множество интересов, конъюнктур и конкретных событий, меняющих часто общую навязываемую линию.
Как бы там ни было, в 1989 году начинается тот период в истории Южной Осетии, который определил ее будущее, и в авангарде этих процессов был представительный народный орган, который в дальнейшем определил динамику и логику развития собственно всей государственности Южной Осетии, способствовал формированию всех основных институтов государства, сформировав основные политические принципы.
20 сентября 1990 года была принята Декларация о суверенитете. Декларация провозгласила образование Юго-Осетинской Советской Демократической республики. Тогда же было принято обращение в адрес ВС СССР о ее признании в качестве субъекта Советской Федерации.
В конце ноября 1990 года Юго-Осетинская советская демократическая республика была переименована в Юго-Осетинскую советскую республику, также был создан Временный исполком ЮОСР. Новый орган являлся исполнительной структурой, которая была по мнению народных депутатов необходимой. Одновременно Областной Совет народных депутатов вел подготовку выборов в высший орган республики – Верховный Совет. Тем временем на территории Южной Осетии по решению 15 сессии Юго-Осетинского областного Совета действовала Конституция СССР, Законы СССР. Все было логично и соответствовало реальной политической ситуации, конкретным политическим ресурсам и возможностям Южной Осетии.
9 декабря 1990 года выборы состоялись, прошли они на высоком уровне в полном соответствии с положением о выборах.
Из 66895 избирателей в выборах приняло участие 48119, что составило 71,9%. Из 75 созданных избирательных округов выборы проводились в 68 округах, где было избранно большинством голосов 64 депутата.
Примечателен национальный состав вновь избранного депутатского корпуса: 62-осетин, 1-грузин, 1-украинец.
В местах компактного проживания грузин выборы провести не смогли. Здесь действовали грузинские бандформирования. В информации по вопросу о создавшейся общественно-политической ситуации в Южной Осетии принятой на 1-ой сессии Совета народных депутатов Юго-Осетинской Советской Республики 1-го созыва в декабре 1990 года говорилось: «20 июня 1990 года на внеочередной 14 сессии ВС Грузии одиннадцатого созыва заложена основа для разработки юридического механизма восстановления государственности суверенитета Грузии. В пункте №1 Постановление ВС Грузии «Об оценке ряда Законов СССР на основании статьи Конституции Грузинской ССР говорится: «Признать, что Законы СССР о порядке решения вопросов, связанных с выходом Союзной Республики из СССР, о разграничении полномочий между Союзом и субъектами федерации, об основных экономических отношениях, о собственности, о правовом режиме чрезвычайного положения, а также Законы СССР, связанные с подоходными налогами, не соответствуют интересам Грузии». Таким образом, именно решениями ВС Грузии создана такая ситуация, когда Грузия, как договорно-правовое звено между Союзом ССР и Юго-Осетинской автономной области, выпала.
На первой сессии Верховного Совета Юго-Осетинской Советской республики было принято обращение к парламентам бывших автономий, повысивших свой статус, к Ассоциации малочисленных народов и народов не имеющих своей государственности, к Ассоциации горских народов Кавказа. В этом обращении ВС ЮОСР призывал осудить «антигуманный и антиконституционный акт, нарушивший не только права осетинского народа, но и основополагающие права и свободы, заложенные в Декларации прав человека и других международных актах».
Были приняты и другие обращения. Таким образом, новое государственное образование начало искать возможных союзников, политических сторонников.
Параллельно, ВС выступает инициатором разработки новой структуры власти. На этой же первой сессии принято решение о создании комиссии по разработке структур власти и регламента.
И самое главное, было принято опубликовать для всенародного обсуждения проект Конституции Юго-Осетинской Советской республики.
С позиции сегодняшнего дня, некоторые действия возможно было совершать в другом ракурсе, но в целом общая направленность политики Областного Совета, Верховного Совета была логичной и способствовала развитию государственности.
На первой сессии Верховного Совета была определена и структура Совета. Образованы комитеты по защите правопорядка и законности, комитет финансов и экономики, комитет по социальным вопросам, делам молодежи и спорта, комитет по внешним связям, комитет сельского хозяйства, комитет культуры, науки, образования, информации.
В январе 1991 г. началась открытая агрессия Грузии против Южной Осетии, что естественно повлияло на характер политического развития политической структуры республики. Необходимо было ускорить решение вопросов связанных с обеспечением безопасности населения в условиях отсутствия механизмов урегулирования такого рода политических реалий. Международное сообщество в лице своих ведущих организаций явно не было готово к такого рода событиям, действия СССР также были политически абстрактными и декларативными. Между тем грузинская агрессивность и национальная нетерпимость росли. В этих условиях Верховный Совет Южной Осетии показал свои высокие возможности организации противостояния Грузии, при этом продолжив оформление необходимых структур для обеспечения реализации новой национальной политики.
В октябре 1991 года сессия народных депутатов Южной Осетии приняла обращение к V съезду народных депутатов РФ с просьбой признать воссоединение Южной Осетии с Россией де-юре, ввиду полного отсутствия договорно-правовых оснований расчленения Осетии на две части и на основании Референдума от 17 марта 1991 года.
В сентябре 1991 г. – было принято Постановление Верховного Совета: «Юго-Осетинскую Советскую Республику в дальнейшем именовать Республика Южная Осетия».
К этому времени некоторая политическая наивность, свойственная начальному периоду, спала. Оценка ситуации и перспектив существования и развития республика получила более конкретный и многосторонний импульс.
Народные избранники постоянно анализировали общественно-политическую ситуацию вокруг Южной Осетии и принимали соответствующие решения. Так, на внеочередной сессии народных депутатов в сентябре 1991 года в информации 1-го заместителя председателя Совета Г. Хугаева отмечалось, что Южная Осетия «предприняла компромиссные политические шаги с целью стабилизации и урегулирования общественно-политической обстановки. Имеется в виду решение о возврате к существовавшим ранее областным структурам, соответствующим Указам Президента СССР и постановлениям ВС СССР».
В информации также отмечалось, что «однозначной оценки этим шагам в нашем обществе нет, и быть не может в такой противоречивый период.
Несомненно, это был шаг назад, и об этом депутаты прямо заявляли. Единственным оправданием данного решения они называли возможность и полное моральное право требовать на конституционной основе от Президента СССР и Верховного Совета выполнения своих же решений. Решение это было навязанным».
На фоне активных силовых действий Грузии, Южной Осетии, конечно, приходилось маневрировать. И на той же сессии депутаты определили стратегические направления деятельности.
Было подчеркнуто, что: «Общественно-политическая нестабильность, двуликая позиция центра и политическая игра вокруг Южной Осетии мешают сосредоточиться и решительно браться за дело. Но нам всем надо ясно понимать, что сегодня мера ответственности будет определяться не мерой сделанного, а мерой несделанного».
Очевидно, что все решения давались трудно, но при всем этом депутаты никогда не отходили от основных принципов определенного политического курса и продолжали поиск механизмов его реализации.
На этой же сессии депутаты определили стратегическую линию на расширение и углубление экономических связей с Северной Осетией.
30 сентября 1991 года народные депутаты Южной Осетии принимают обращение к Верховному Совету Северо-Осетинской ССР.
Далее, в деятельности парламентариев это направление будет развиваться активно и конструктивно. И сегодня оно имеет солидную правовую базу и способствуют решению многих важных вопросов национального значения. Специально, на этом останавливаться не буду, отмечу лишь основные документы, которые были приняты депутатами в рамках реализации своих конкретных решений: «Концепция социально-экономической и культурной интеграции Северо-Осетинской ССР и Республики Южная Осетия», Положение о Совете по координации социально-экономической и культурной интеграции Северо-Осетинской ССР и Республики Южная Осетия, Договор о сотрудничестве и взаимопомощи между Северо-Осетинской Советской Социалистической Республикой и Республикой Южная Осетия», и т.д.
Историю Юго-Осетинского парламентаризма, его конструктивность невозможно оценить без такого факта, как взятие под контроль и дальнейшее нормативное оформление структур обороны.
Известно, что в сложнейших условиях противостояния Грузии, начали создаваться отряды самообороны.
Свою историческую роль они выполнили. Необходимы были меры по созданию республиканской гвардии и комитета обороны Республики Южная Осетия. Решение Верховного Совета было реализовано. Деятельность Верховного Совета становилась все многограннее и охватывала все стороны жизнедеятельности республики. Создаются новые структуры исполнительной, судебной властей.
В ноябре 1993 года принимается Постановление Верховного Совета Республики Южная Осетия «О переименовании Верховного Совета Республики Южная Осетия в Государственный Ныхас Республики Южная Осетия».
2 ноября на VII сессии Государственного Ныхаса Республики Южная Осетия первого созыва была принята Конституция (Основной Закон) Республики Южная Осетия.
В этот период, с созданием исполнительных органов, активизируется непосредственно законодательная деятельность Ныхаса, принимаются Законы, формируется нормативная основа государства. Политическая основа государственности Южной Осетии практически была оформлена. Известно, что политической основой суверенитета служат достаточно развитая политическая организация и структура власти. Правовой основой является Конституция, декларации, определяющие основные принципы политики, территориальную целостность, невмешательство во внутренние и внешние дела.
Формирование политической организации Южной Осетии, как мы видим, имело свои нюансы, но, тем не менее, обеспечило распространение законодательной, исполнительной, судебной власти как на собственных граждан, а также на лиц без гражданства, находящихся в пределах территории Южная Осетия, иностранных граждан и т.д.
29 мая 1992 года был принят акт о независимости, проведен Референдум, 24 июня 1992 года было подписано Соглашение о принципах урегулирования грузино-осетинского конфликта в Сочи, введены миротворческие силы, начался переговорный процесс.
Установление мира, начало переговорного процесса – важные задачи, в решении, которых Ныхас принимал активное участие.
В мае 1992 года на сессии был принят Меморандум Верховного Совета Республики Южная Осетия об осетино-грузинском конфликте и путях его разрешения. Здесь было отмечено, что единственным способом гарантировать свое физическое выживание – это борьба за независимость. «До начала геноцида Южная Осетия не предпринимала шагов к выходу из Грузии. Путь к урегулированию конфликта лежит через диалог и переговоры на основе сложившихся реалий», – отмечалось в документе.
Таким образом, можно сказать, что представительные органы Южной Осетии в новейшее время сумели организованно и конструктивно выстроить политическую систему Южной Осетии, способную развиваться, совершенствоваться.
В 1996 году введен институт президентства, в соответствии с этим были внесены изменения и дополнения в Конституцию (Основной Закон) Республики Южная Осетия. В ст. 4 говорилось, с момента вступления в силу изменений и дополнений в Конституции именовать органы государственной власти и управления в соответствии с внесенными изменениями:
«Верховный Совет Республики Южная Осетия – Парламентом Республики Южная Осетия». Политическое развитие Южной Осетии продолжилось, и будет продолжаться. Потенциал для этого есть.
Парламентаризм Южной Осетии развивается вместе с государством, обществом.
Парламент Республики Южная Осетия – общегосударственный представительный орган, одна из основных функций которого в системе разделения властей заключается в осуществлении законодательной власти.

Ирина Гаглоева, Председатель Госкомитета по информации и печати РЮО.
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Pinterest