Спасшиеся из Южной Осетии пребывают в шоковом состоянии

вс, 10/08/2008 - 00:10
VKontakte
Odnoklassniki
Google+

Спасшиеся из Южной Осетии пребывают в шоковом состоянии
09.08.2008 23:05 | Комсомольская правда
Если просто ходить по улицам Владикавказа, то сначала кажется, что все тут обычно и непринужденно. Прогуливаются парочки, пролетают украшенные бантами и лентами свадебные кортежи, мальчишки во дворе играют в футбол. Но это только так кажется.

Улица Гадиева кишмя кишит от людей в камуфляже. Они едут в маршрутках, их подбрасывают сюда на машинах, они приходят пешком. Они записываются в добровольцы прямо тут - на белом капоте Жигулей. Сюда же на заправку приезжают газели с беженцами из Цхинвали. В основном это дети и женщины. Старухи ни слова не говорят по-русски, но в глазах такая боль, что слова и не нужны. Они сидят на кем-то принесенных деревянных стульях около своих баулов и матрасов и ждут, когда их повезут дальше. Они несколько дней провели в подвалах. У них там, в Южной Осетии, остались мужья, сыновья, отцы, дети...

- Мы всей улицей набились в подвал к соседям! - вспоминает Лидия, только что приехавшая во Владикавказ. - Духотища, света нет, газа нет. В чем была в подвале, в том и уезжала. У меня сын там в Южной Осетии остался. Он сейчас прислал смс: "Жив". Но что там будет после сегодняшней бойни, я не знаю.

- У нас на глазах рухнул соседский дом…. Пока в газель садились, нас постоянно обстреливали. Думали, что уже и не доберемся…, - на глаза Риты наворачиваются слезы, от шока она даже не может вспомнить, сколько ей лет. - А наш дедушка не успел. Он медленно ходит. Не дошел до газели… Теперь не знаем, что с ним. Кто его будет кормить, я не знаю. Он же старенький. Кто ему поможет?

У штаба ополченцев огромная толпа добровольцев. В первую волну брали всех, а теперь строго с военным билетом, плюс возрастные ограничения. Сегодня формируется новый батальон, у некоторых добровольцев сдают нервы, когда они слышат, что не попали в списки на фронт…

- Мы уже отправили порядка 6000 человек, - сообщил "КП" представитель штаба ополченцев. - Едут из Кабарды, КЧР, Краснодарского и Ставропольского края. Из тех, кого не отправим в Южную Осетию, сформируем патруль для охраны грузинского населения, проживающего во Владикавказе. Есть определенные опасения.

Первую волную беженцев еще неделю назад так никто не называл.

- На 9 августа мы приняли 671-ого человека, - комментирует первый зам.министра образования Владислав Тотров. - Из них 208 взрослых и 463 ребенка (141 чел. дошкольного возраста, 322 школьного возраста). Дети до 4 лет прибыли с матерями, а мужчины остались там, в Южной Осетии. Детей разместили во Владикавказе, Беслане, Алагире, Эльхотово, Ардоне, а также в Моздокском, Кировском и других районах. Но сейчас общее количество детей, вывезенных из Южной Осетии, назвать трудно - потому что люди уезжали оттуда на собственном транспорте, с военными... Стараемся делать для детей и их матерей все возможное: обеспечиваем кров, питание, специально отозвали из отпусков педагогов детских учреждений и врачей, и они теперь оказывают беженцам необходимую медицинскую и психологическую помощь.

- Дети адаптируются хорошо, - рассказывает Казбек Губиев, директор ПУ-9, где на третьем этаже разместили 34 беженца - но до сих пор вздрагивают, когда слышат гул самолетов или просто гром. На все нужно время.

Сами жители РСО-Алания, видя горе своих детей (здесь в Северной Осетии все говорят - "наши дети" и никак иначе, ведь почти у каждого в Южной Осетии родственники) собирают гуманитарную помощь и постоянно приносят беженцам - кто вещи, кто детское питание и памперсы, кто теплые одеяла.

В бывшем детском саду сегодня Центр Психолого-педагогической помощи детям и тут живет 101 беженец из Южной Осетии. В больших комнатах кровати стоят одна к одной. Здесь может не так как в гостинице, но спокойно и хорошо. На улице женщины между деревьями натянули веревки, на которых теперь сушат детское белье. В коридоре поставили подаренный телевизор - порой единственный источник информации о происходящем в Южной Осетии. Конечно, у всех есть и сотовые телефоны, но батарейки садятся у тех, кто остался в подвалах, и связь может оборваться на полуслове. Им приходят короткие смски от мужей и сыновей. Порой они просто приставляют телефоны к экрану, чтобы те, кто еще не успел выехать, смогли услышать новости и узнать, что же происходит наверху.

- Нас вывезли в колоне из 20 автобусов, - рассказывает Марина Тедеева, держа на руках четырехлетнего сына Константина, - вывезли нас на прошлой неделе в субботу. Разместили по училищам, детсадам, интернатам. В дороге были в 14 часов! У меня муж в спецназе и остался там, и его мать тоже не уехала. Но они друг о друге ничего не знают и через меня поддерживают связь. Мать не уехала, потому что сказала: "Не оставлю единственного сына!" А в городе нечего есть, магазины пустые и не работают. Люди сидят в подвалах и не знают, что там происходит, кого убили, а кто жив. А муж меня успокаивает. Говорит, все будет хорошо...

Еще Владикавказ сможет принять 200-250 детей, КЧР разместит 100 человек, а в Ставропольский край послезавтра из Алагира уедут 150 детей. Всего же, по словам министра образования Южной Осетии Замиры Джиоевой, около 5000 детей школьного и 2000 дошкольного возраста.

- Сейчас сложно сказать, сколько из них до сих пор остается в Южной Осетии, - комментирует Замира Джиоева. - Я только что прилетела из Москвы, еду в Джаву, чтобы оценить ситуацию. Одно могу сказать, вчера вечером руководительница лагеря от минобразования, вывезла из Южной Осетии 19 детей, а может и больше. Натия Гучмазова нашла у погранцов машину и доставила детей в Алагир. Но везла не только детей, по дороге подбирали беженцев, а еще купила продуктов, чтобы всех накормить. В общем, когда тучи стали сгущаться и над селением Хвце, Натия собрала всех и спасла...

В четыре часа дня и я захожу в ничем не примечательно придорожное кафе "Елена". На столах белые скатерти и бокалы под вино. Но никого нет. Даже официантки. Прохожу вглубь кафе. Везде пусто - кроме кухни. Там все от хозяина до поварих смотрят прямое включение новостей о ситуации в Южной Осетии. Телевизор показывает плохо, по экрану рябь, но в данный момент это волнует их меньше всего. Я жду свой заказ и смотрю новости вместе со всеми.

- Ну почему они стреляют в скорые?! Не должны!

- Надеюсь, на Абхазию не пойдут или… Хватит у них сил?

- Нет, не ожидали, что Россия поможет!

- А у меня сестру вчера привезли из Цхинвали, - говорит мне Фатима, запаковывая осетинский пирог. - А от мужа ее два дня уже вестей нет… - Девушка отворачивается, чтобы я не видела, что она плачет. Я говорю, что даст Бог, все скоро закончится. Она молча прислоняется к стене и грустно кивает…

Комсомольская правда
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Pinterest