О Южной Осетии
Господин Председатель,
Позавчера исполнилось 40 дней со дня вероломной агрессии против малочисленного народа Южной Осетии. По древней христианской традиции в этот день принято поминать погибших, ставших в ночь на 8 августа 2008 года жертвами шквального огня, который грузинские войска обрушили на спящий город Цхинвал.
Результат этой трагедии хорошо известен - более полутора тысяч убитых мирных жителей и свыше 30 тысяч осетинских беженцев. Вчера на заседании Форума ОБСЕ по сотрудничеству в области безопасности было еще раз наглядно показано, что режим М.Саакашвили тщательно планировал эту военную операцию. Напомню, что на протяжении текущего года Россия не раз обращала внимание Постсовета на факты, говорящие о том, что грузинское руководство заблаговременно готовилось к нападению.
Господин председатель,
Россия защитила малочисленный народ Южной Осетии от истребления, признала его суверенитет и стала надежным гарантом безопасности. Вчера в Москве был подписан Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Южная Осетия, в соответствии с которым Россия будет надежно обеспечивать охрану границ этого государства.
Мы рассчитываем на то, что гарантами безопасности Южной Осетии выступят также Европейский союз и ОБСЕ, о чем были достигнуты соответствующие договоренности между Президентами России и Франции 8 сентября 2008 года.
В своих действиях Россия исходит из буквы и сути этих договоренностей и уже приступила к их выполнению. Как известно, 13 сентября состоялся досрочный вывод российских миротворцев с пяти наблюдательных постов на линии Поти-Сенаки.
Российская сторона ожидает такого же четкого и добросовестного отношения всех, кого это касается, прежде всего грузинского руководства и Евросоюза, к этим договоренностям.
Мы удовлетворены тем, что Евросоюз взял на себя роль гаранта неприменения силы со стороны Тбилиси против Южной Осетии и возвращения грузинских войск в места их постоянной дислокации к 1 октября 2008 года.
Считаем важным именно развертывание международных наблюдателей ОБСЕ в районах Грузии, прилегающих к Южной Осетии, как это было четко зафиксировано в документе от 8 сентября. Твердо исходим из того, что это должно быть так же четко зафиксировано и в модальностях работы наблюдателей. Очевидно, что наблюдать нужно за агрессором, а не за жертвой, чтобы предотвратить новые военные авантюры против соседних государств.
Что касается наблюдателей, которые имеют мандат ОБСЕ на работу на территории Южной Осетии, то они могут, согласно документу от 8 сентября, «и далее осуществлять свой мандат в районе своей ответственности в соответствии с численностью и схемой дислокации по состоянию на 7 августа 2008 года без ущерба для возможных корректировок в будущем по решению Постоянного совета ОБСЕ». Разумеется, их работа должна быть предметом согласования с Южной Осетией как суверенным государством.
И еще один принципиальный момент. Мы настаиваем на приглашении представителей Республики Южная Осетия на мероприятия ОБСЕ, связанные с обсуждением вопросов, касающихся этого государства.
Для нас совершенно очевидно, что любые двусмысленности формулировок о модальностях работы дополнительных наблюдателей, какими бы «конструктивными» они ни казались, могут привести к противоречивым трактовкам, осложнить работу наблюдателей и негативно сказаться на ситуации в регионе.
Мы сожалеем о том, что дискуссия в ОБСЕ о модальностях работы дополнительных наблюдателей приобрела откровенно предвзятый характер. Еще не успели высохнуть чернила на документе от 8 сентября, а уже появляются попытки играть словами и прибегать к трактовкам, искажающим его суть.
Задаёмся вопросом: если договоренности Д.А.Медведева-Н.Саркози начинают превратно толковаться сразу после их заключения, какова же цена обещаниям грузинского руководства о неприменении силы с учетом роста там реваншистских настроений и продолжающейся милитаризации? Возникают и резонные вопросы о том, смогут ли международные структуры эффективно гарантировать мир и стабильность Южной Осетии после планируемого вывода российских миротворцев из прилегающей к ее территории зоны безопасности?
Ни у кого не должно быть никаких иллюзий – новой военной авантюры в регионе со стороны Тбилиси Россия не допустит.
Господин председатель,
Российская Федерация считает, что нынешняя ситуация – не время для политических игр, спекуляций и манипуляций. Мы серьезно относимся к собственным обязательствам и ожидаем того же от наших партнеров. Сожалеем о занятой ими линии на переговорах о модальностях работы дополнительных наблюдателей ОБСЕ и не считаем, что все возможности еще исчерпаны, хотя, разумеется, нам придется сделать из случившегося самые серьезные выводы.
Тем не менее, российские предложения по проекту решения о модальностях остаются в силе. Прекращение консультаций по этому важному вопросу – не наш выбор. Хотим еще раз повторить: Россия по-прежнему заинтересована в присутствии военных наблюдателей в Грузии в зонах, прилегающих к Южной Осетии, и готовы к поиску консенсусных развязок в строгом соответствии с договоренностями Д.А.Медведева-Н.Саркози.
Благодарю за внимание.