Ответ официального представителя МИД России А.А.Нестеренко на вопрос СМИ в связи с изданием Указа Президента Российской Федерации «О мерах по запрещению поставок Грузии продукции военного и двойного назначения»
79-21-01-2009
Вопрос: Не могли бы Вы прокомментировать издание Указа Президента Российской Федерации «О мерах по запрещению поставок Грузии продукции военного и двойного назначения»?
Ответ: Появление такого нормативного акта едва ли можно считать неожиданным. На протяжении длительного времени Россия неоднократно как на международных форумах, так и в двусторонних контактах указывала на то, что в условиях сохранения на территории Грузии неурегулированных конфликтов поставки Тбилиси вооружений в объемах, существенно превышающих потребности его обороны и национальной безопасности, крайне опасны. Российские представители заостряли внимание на том, что это является дестабилизирующим фактором, способствует попыткам силового решения грузино-югоосетинского и грузино-абхазского конфликтов и ведет к обострению военно-политической обстановки в регионе.
При этом мы обращали внимание на нарушения международных обязательств стран-поставщиков оружия, принятых ими в глобальном или региональном форматах. Речь идет об обязательствах, которые содержатся в таких документах, как «Руководящие принципы ООН в отношении поставок оружия в контексте резолюции 46/36Н Генеральной Ассамблеи ООН от 6 декабря 1991 года» (приняты в 1996 году), «Принципы, регулирующие передачу обычных вооружений» (ОБСЕ, 1993 год), «Первоначальные элементы Вассенаарских договоренностей» (1996 год), «Документ ОБСЕ по легкому и стрелковому оружию» (2000 год). Соответствующие многосторонние механизмы в той или иной форме содержат положения о необходимости воздерживаться от передач оружия в зоны реального или потенциального конфликта, которые «привносили бы в какой-либо регион дестабилизирующий военный потенциал или иным образом способствовали бы возникновению региональной нестабильности».
Предпринятое Грузией 7 – 8 августа 2008 года вооруженное нападение на Южную Осетию подтвердило самые худшие опасения. Оружие было массированно применено против мирного населения и российских миротворцев. Считаем, что те государства, которые, вопреки нашим предупреждениям, усиленно накачивали Тбилиси оружием, несут свою долю моральной и политической ответственности за августовскую трагедию на Кавказе.
В этой ситуации Россия поставила вопрос о введении СБ ООН оружейного эмбарго в отношении Грузии. Мы предложили также принять соответствующее решение на Форуме ОБСЕ по сотрудничеству в области безопасности. Однако наши предложения, к сожалению, не были поддержаны.
Более того, страны – члены Североатлантического альянса намерены продолжить сотрудничество с Тбилиси в рамках программы «Партнерство ради мира» и Индивидуального плана партнерских действий Грузии с НАТО, что предполагает дальнейшее оказание военно-технической помощи Грузии и может привести к ее ремилитаризации. Знаем и о планах некоторых других государств продолжать вооружение Грузии.
Именно в таком контексте и следует рассматривать издание Указа Президента Российской Федерации «О мерах по запрещению поставок Грузии продукции военного и двойного назначения».
Этот нормативный акт вводит запрет на поставки из России в Грузию продукции военного и двойного назначения для использования в военных целях, а также предоставление услуг, связанных с вооружением и военной техникой и подготовкой специалистов в военной области. Кроме того, в соответствии с Указом в случае поставок иностранными государствами в Грузию вооружений и военной техники советской/российской разработки или советского/российского производства мы будем анализировать ситуацию и учитывать это в контексте двусторонних отношений.
Резюмируя, подчеркну главное – предусмотренный Указом комплекс мер нацелен на то, чтобы снизить возможность рецидивов насилия на Кавказе, содействовать укреплению безопасности и стабильности в регионе, предотвратить дальнейшие нарушения международно-признанных договоренностей в сфере поставок вооружений.