Кто мы и куда идем?

ср, 04/03/2009 - 15:14
VKontakte
Odnoklassniki
Google+

С кем бы мы не встречались минувшей осенью - с журналистами, депутатами Европарламента, дипломатами, правозащитниками, госчиновниками, простыми людьми, далекими от политики, но потрясенными «агрессией России против крошечной демократической Грузии» - нам задавали одни и те же вопросы: что осетины не поделили с грузинами и каким мыслят свое будущее - в составе России или как суверенное государство?
Мы показывали фото- и видеоматериалы, рассказывали о том, что видели своими глазами и что пережили 7-9 августа, о том, что происходило последние и двадцать, и сто, и двести лет в Южной Осетии.
Случалось, под впечатлением увиденного и услышанного настроения нашей аудитории менялись, и жертвенный лик «крошечной демократии» тускнел.
Отвечая на вопрос о России и нашей независимости, о реальных возможностях построить государство, мы напоминали о карликовых государствах в Европе и, игнорируя саркастические улыбки, указывали, как минимум, на два своих явных преимущества перед ними - у нас есть их опыт государственного строительства и поддержка России.
В душе каждого осетина живет надежда на воссоединение всей Осетии, но независимой Алания была последний раз девять веков назад, в XII веке. Не торопите нас, дайте собраться с мыслями хотя бы в ближайшие девять веков…
Как говорится, - с этого места поподробнее. Нам задают вопрос, которого мы ждали - а кто вы, собственно, такие, осетины? Это отдельный этнос или все-таки часть грузинского? Что за Алания такая? Где располагалась и при чем тут Осетия? К слову сказать, эти вопросы нам задали даже в агентстве РИА-Новости.
И мы отвечали, терпеливо рассказывали, пробиваясь сквозь недоверие, скепсис и игривую ироничность аудитории, пока не завладевали ее вниманием, чтобы, уже не отпуская, успеть хотя бы заинтересовать.
Мы говорили о греко-римском центризме европейской истории и о традиционном игнорировании академической исторической наукой иных, кроме греко-римских, истоков своей истории и культуры. О пресловутом «темном средневековье» и о новых исследованиях по истории алан, о новом интересе современной западной историографии к аланам, и о явном стремлении к осмыслению их вклада в европейскую цивилизацию.
Эффекта разорвавшейся бомбы, может, и не бывало всегда, но всегда угадывалось смешанное чувство восхищения неведомым народом и «неверия своим ушам» - почему мы об этом никогда ничего не знали?!
И всякий раз, отмечая интерес аудитории, я размышляла о том, знаем ли мы сами, кто мы такие есть? Знаем ли мы, понимаем ли, что являемся наследниками и хранителями древних знаний и одной из древнейших идеологий духа?
Последними хранителями.
Если не знаем, значит, мы сами себе не интересны. Если мы сами себе не интересны, вправе ли мы ожидать интереса к себе?
Прошлой весной я предложила своим студентам на факультете ЮОГУ иностранных языков подготовить доклад о чашах Грааля и Уацамонгæ. Оказалось, что о Граале они как будто что-то слышали, но Уацамонгæ. … Вот это и кое-что еще побудило меня написать

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО
нашей интеллигенции и всем тем, кто может и, может быть, захочет с божьей помощью сделать что-нибудь для своего народа последнего ХРАНИТЕЛЯ УАЦАМОНГÆ

В 1648 году после окончания тридцатилетней войны Германия подписала позорный Вестфальский мирный договор, который юридически закреплял ее территориальную раздробленность. И собрались тогда представители германской интеллигенции в местечке под названием Тельгт - поэты, писатели, художники, ученые, священнослужители, - чтобы осмыслить и обсудить возможности для национального возрождения Германии - ее объединения, создания единого языка и культуры. То есть нашлись-таки энтузиасты, которым было не все равно, как сложится судьба их родины.
Почти через триста лет, в 1947 году в Германии, в местечке Банвальдзее немецкие поэты и писатели-фронтовики собрались вновь, чтобы осмыслить историческую судьбу Германии и обсудить пути возрождения ее к новой жизни.
Были еще европейские и русские просветители, и разночинная интеллигенция.
И наш Коста. И Елбыздыхъо. Были и другие, репрессированные за гражданское мужество и за небезразличие к судьбе своего народа.
Во все времена были те, кому было не все равно. Те, которые, как сказал однажды Николай Ясонович о Тамаре Николаевне, когда горит дом, не голосят и не паникуют, а бегут за ведром воды.

ВПЕРВЫЕ ПОСЛЕ ХII ВЕКА У НАС - СУВЕРЕННОЕ ГОСУДАРСТВО!

Нас целенаправленно истребляли, расстреливали в упор, жгли паяльными лампами, разрушили наши жилища, расстреляли наш любимый город. Но мы выжили - небольшая горстка, последние из могикан. И мы никогда никого и ничего не забудем. Не забудем, какой дорогой мы шли, чтобы прийти к 26 августа 2008 года. Что потеряли и что нашли. А сегодня, сейчас мы имеем политическое признание. Мы - отдельное государство!
Пусть наша независимость во многом пока формальна, но именно сейчас, впервые за последние девять веков нашей истории нам выпал законный, и, быть может, единственный такой случай собраться и поговорить о том, кто мы и куда теперь путь держим.
Не сделаем этого мы, за нас это сделают другие - сделают, как сумеют и как будет нужно им.
Ведь совершенно очевидно, что даже самые новые и самые высокие крыши «самого красивого на Кавказе города» никогда не станут ступенью вверх, а самый гладкий асфальт никуда нас не приведет, если на этих дорогах и под этими крышами мы не осознаем, кто мы и откуда, и куда идем. Ответ на эти вопросы - в наших истоках и в нашей национальной идеологии.
Актуальность такого обращения к истокам обусловлена не только тем, что мы отдельное государство (это, во-вторых), но прежде всего тем, что мы теперь живем в новых социальных условиях. В эпоху победившей коммунизм буржуазной рыночной экономики и со всем, что из этой победы вытекает.
Вводя студентов в литературу эпохи буржуазных революций 17-18 веков, я рассказываю им о возникновении нового типа общественного сознания и о Великом Прорыве Европы к Демократии, к идеям Равенства, Справедливости и Братства: эпоху аристократов прикончили, сословные шлагбаумы рухнули. Теперь неважно, что в твоих жилах течет не голубая кровь. Кухаркины дети - вперед, на штурм недоступных прежде социальных вершин! Теперь только ты сам и твои таланты. И вот один английский парнишка Робинзон Крузо уже берет себе в собственность тропический необитаемый остров и благодаря самому себе и своей практической смекалке выживает практически в одиночку.
Жизнь, однако, показала, что самый ценный, самый востребованный талант в эпоху победившей буржуазии - талант добывать деньги. Как сказал один хороший испанский драматург 17 века, «на сцену вышел рыцарь Дон Деньги». И уже не кровь, не происхождение и рыцарские подвиги, а количество денег и умение их добывать станет мерилом ценности личности, ее личной Доблестью. Неважно, где и как ты их добудешь, главное, чтобы они у тебя были - они есть у тебя и с ними у тебя есть все, что можно на них купить. А купить, как оказалось, можно практически все. Любовь и Родина на этом рынке едины, как нигде. В этом и состоит «скромное обаяние буржуазии», ее прагматичная и очень незатейливая идеология. Но очень, очень успешная.
Так и получилось, что Великий Прорыв к Демократии прошел аккурат через сточные канавы алчности и бездуховности и задохнулся в их зловонии...
Все это начиналось лет триста тому назад и, с развалом СССР, прикатилось к нашему порогу. Призрак коммунизма не сумел устоять перед «скромным обаянием» новой идеологии, как, впрочем, и кодекс рыцарей коммунизма. Теперь и мы стоим на берегах этих сточных вод.… И сокрушаемся и разводим руками – «æгъдау ферох кодтам».
Что же нам делать, «слепцам и пасынкам», и сможем ли мы, захотим ли сделать что-нибудь, чтобы наша прекрасная, героическая и самоотверженная молодежь сохранила живую душу и здоровый дух? Сможем ли уберечь ее от невежества и бездуховности, что предложим, чтобы вернуть ее доверие и уважение? Теперь, когда мы признанное государство. Сегодня для нас ничего актуальнее нет - речь идет о нашем будущем.
Так куда и как опытной рукой направлять новые поколения? Назад в комсомол или на штурм сточных канав?
Для начала: ничего нового придумывать не нужно - æгъдау у нас есть, и был всегда. За тысячи лет до эры золотого Тельца и бездуховности об этом позаботились наши прозорливые предки, когда из глубины веков, из поколения в поколение неутомимо и бесперебойно передавали нам тексты Нартского эпоса. Хотя многие предпочли бы, чтобы они чадолюбиво застолбили для нас освоенные ими просторы Евразии и Африки. Никого не хочется разочаровывать, но они и не думали ничего для нас столбить.
«Æвзæрæн бын ма ныууадз, хорзæн - бын ма скæн» - философское кредо.
Вместо этого они оставили нам кое-что гораздо более значимое для жизни и духа, чем «бынтæ» - Нартский эпос, а с ним - свою философию жизни и систему нравственных ценностей.
В первозданной чистоте, недосягаемый для пыли тысячелетий, он жил в народной памяти. Как завет и напутствие. В оптимистической надежде, что мы обязательно дозреем когда-нибудь, найдем ключ и откроем его глубинный смысл.
Пространство мифологии безмерно, как безмерно пространство духа. Здесь у каждого свои открытия и откровения. И все понимают, что Нартский эпос - это не просто сборник сказаний и легенд, но Идеология со своей уникальной концепцией мира и человека. Идеология, для надежности донесенная до нас в виде зашифрованных фантастических образов и мифологем.
Суть системы æгъдау воплощена в идее Уацамонгæ или Нартамонгæ - магической чаше, которая сама выбирает своего героя, сама на него указывает. Уацамонгæ - это центральная идея, альфа и омега идеологии и æгъдау Нартов. Приобщение к культу Чаши - высшая награда за личную Доблесть и приверженность Истине.
Магия Чаши Нартов, как повествует миф, заключалась в ее содержимом. Можно только предполагать, было ли это пиво, хаома или что-то еще. Но, какая бы жидкость не содержалось в Чаше, она использовалась в застольном ритуале «куывд» для сотворения молитвы – «куывд», употреблялась как специальное средство для вхождения в состояние метафизического транса для контакта с Богом. Таким образом, удостоившийся Уацамонгæ получал через нее высшее Благо и священное Право самостоятельного общения с Богом уже без посредничества жрецов рода Аллæгатæ. Персональный допуск к метафизике Бытия и к Богу как нравственному Абсолюту.
Так, посредством Чаши, эпос обозначил важнейшие координаты нравственности Нартов - Личная Доблесть и Правда. Выше и больше только Хуыцау.
Чемпионами чаши в разные эпохи были Сослан, Тотраз и Батрадз.
Помнится, меня всегда озадачивало, за что же Сослан - воплощение грубой, нахрапистой, агрессивной, ничем не облагороженной мужской силы получил Уацамонгæ? Понятно - Батрадз, но Сослан - и Уацамонгæ?!
Вот Сослан сражается с юным уæигом и тот побеждает опытного мужа. Но не убивает, а приглашает к себе в гости. И принимали Сослана уæиги как дорогого гостя, и ублажали и потчевали не одну неделю. А как он заскучал и собрался домой, не противились, не удерживали, а сами снарядили его в дорогу и одарили его знатными подарками, в придачу к тучным стадам и табунам. Но наш Сослан что-то заскромничал. Подарков брать не стал, отказался и отправился домой налегке. Проскакал он пару миль и спохватился - брать все-таки нужно было. Далее происходит нечто несуразное и неблагородное он возвращается в селение уæигов, быстренько их истребляет (помнится, что пару месяцев назад ему не удалось одолеть даже одного молодого уæига - чем там они его кормили?), забирает все их богатства и с этой добычей и без тени раскаяния благополучно возвращается домой.
За что Сослан убил уæигов? Почему был удостоен Уацамонгæ? Могли ли сказители что-то напутать?
Как оказалось - ничего не напутали, да и не могли, наверное, напутать, поскольку из поколения в поколение по неписаному закону предков они обязаны были бесстрастно клонировать и передавать одни и те же сюжеты, без права на искажение и привнесение личной оценки.
Кто же такие «уæиги» и в каких широтах они обитают? Цитирую Даурбека Макеева:
«Уæиг в осетинском эпосе, очевидно, представляет собой, по выражению Абаева, «персонифицированный абстрактный образ».
Слово уæиг, уайуг образуется из двух слов: «уаи» и «йуаг». «Уаи», как и «уайын», в осетинском означает «идти», «течь», а «йуаг» - «дух», «энергия». Таким образом, получается: текущая, проходящая энергия, дух. Это соответствует ведическому пониманию термина «вайу» как текущие, изменчивые энергии, отвечающие за изменчивость бытия. Одно из смысловых значений «уæиг», с точки зрения ведических знаний и практик, это - паразитические энергии, возникающие и существующие за счет неконтролируемых мыслей и связанных с ними эмоций.
Первоочередной задачей нарты ставили «стеречь себя от уæигов». Именно так и поступал родоначальник нартов: «Сæуæсса йæхи хызта уæйгуытæй».
Контроль над сознанием для носителей древнего знания ариев было делом естественным. Для приверженца древнего учения было большим позором попасть под влияние уæигов. Поэтому в основе этикета последователей культа Уас была сдержанность в речах, в принятии пищи и, практически, постоянный контроль над своими действиями, осанкой и проявлением эмоций.
Человек, умеющий «убивать» в себе постоянно обрушивающийся на него поток уæигов, был особенно почитаем и, практически, приближал себя к уровню высших энергий Уас.
Уæиги, паразитируя на человеческой энергии, поражают его внутренние органы и вызывают болезни, поэтому Анахарсис часто повторял: «Сдерживать язык, желудок, все органы».
Уæиг - причина человеческой лени, возбуждает в человеке болезни и, притупив бдительность, подвергает его жизнь повышенному риску. Поэтому в эпосе можно встретить выражение «Уæиг открывает врата Царства мертвых».
Получается, что «уæиги» не сказочные великаны, а «паразиты» сознания, наши пороки и демоны-искусители, живущие в нас самих и сбивающие с пути истинного. В личной победе над этими уæигами и заключается Подвиг. Иными словами, победи своих уæигов и обретешь Истину и Гармонию.
Такое понимание уæигов и Подвига позволяет взглянуть по-новому на сказания о Нартах и объясняет, почему Сослан истребил «гостеприимных» уæигов и за что удостоился Уацамонгæ. К слову сказать, его личная доблесть как Героя была подтверждена еще и тем, что в жены он заполучил дочь Солнца Уацырухс - Свет Божественной Истины.
Нартский эпос в такой интерпретации предстает как собрание сказаний о подвигах Героев над собой, как уникальная идеология воинов Духа, вечно молодая и актуальная во все времена. Быть может, древнейшая из идеологий, когда-либо созданных человечеством.
Вот что нам дано было в наследство и вот чем мы не особенно дорожили - хотя и читали, но глубоко не вникали. В доисторические времена, задолго до Египта, Греции и Рима, те, чья кровь течет в наших жилах, чей ген мы наследуем, уже умели отделять пшеницу от плевела, распознавать уæигов и бороться с ними. Они определили формулу Доблести и Подвига как победы Духа над животным естеством человека. И не одним хлебом насущным были живы, но чем-то большим, имеющим отношение к вечности.
Скиф Анахарсис так рассказывал грекам о своем народе:
«Зависть и страх суть великие доказательства низкой души: за завистью следует печаль от благополучия друзей и сограждан, а за страхом - надежды на пустые слова. Скифы не одобряют таких людей, но радуются чужому благополучию и стремятся к тому, чего им можно достигнуть, а ненависть, зависть и всякие пагубные страсти они постоянно всеми силами изгоняют, как врагов».
Древние греки считали Анахарсиса мудрейшим человеком и выразителем мудрости своего народа. Иоанн Стобейский сказал об Анахарсисе: «Скиф Анахарсис был мудр; если же он был скиф, то был мудр, потому что был скиф».
От моря до моря, от Японии до Британии и Африки наши предки распространяли свет своего учения, сеяли разумное, доброе, вечное. У них не было имперских амбиций, хотя как искусные воины они могли бы создать великую империю. Они не были националистами и патриотами одной, отдельно огороженной страны - отсюда, наверное, их невероятная способность к ассимиляции и недолгая история всех их королевств и царств на карте Европы и Азии. Умудренные мудростью своего мировоззрения, они знали, что есть подлинное и неподлинное, и целеустремленно трудились, чтобы на освоенных просторах создавать цивилизацию Духа и Истины.
Один, его деяния и речи, запечатленные в «Старшей Эдде». Герой чаши Уацамонгæ-Грааля король Артур и идея созданного им города Камелота. Божественный Будда из рода саков, Заратустра - пророк и реформатор. Все они, великие Учителя человечества, будучи по происхождению скифами-аланами, создали, по сути, дочерние системы скифской идеологии духа, развивая и пропагандируя ее благородные идеи.
Вот этому народу история, переписанная уæигами-победителями, присвоила ярлыки «варварский», «дикий», «языческий». Об этом народе, о его «раскосых и жадных глазах» с чьих-то слов сказал поэт. Между тем этот народ, чей антропологический тип ничего общего не имел с раскосостью глаз, трудился тысячелетиями, чтобы через тернии «Мæнг Дуне» помочь человечеству найти дорогу к «Æцæг Дуне».
Предвидела ли их мудрость, что на освоенных ими просторах победят уæиги и попытаются сделать все, чтобы уничтожить саму память о них? Вычеркнуть из истории. Предать забвению.
Предвидели ли они нашу судьбу - судьбу своих потомков, собравшихся на Кавказе? Собравшихся не по случайному выбору и не по прихоти своей переменчивой исторической судьбы, а по точному домашнему адресу Асгаарда и Вальхаллы - Астыкæрт и Уæлхъæу.
Быть может. Историки знают и пишут и об их даре предвидения и пророчества. Но видели ли они наше возрождение? Наверняка - иначе зачем бы они доверили святая святых - оригинал скрижалей своей мудрости - нам? Из всех своих потомков, рассеянных по миру, на нас, носителей их языка, на который легко переводятся термины всех древних учений от кабалы до масонства, на нас положились они и нам оставили путеводную нить, чтобы мы не заблудились в темных лабиринтах Минотавра:
- Берегись уæигов. Контролируй свое сознание. Будь сдержан. Не поддавайся эмоциям. Борись с уæигами себялюбия. Не суетись. Не жадничай. Не завидуй. Ешь, но не чревоугодничай. Пей, но не напивайся пьяным. Будь рыцарем в отношении к женщине.
Отмечу в скобках - Ницше в четырнадцать лет записал в дневнике свое первое открытие: «Научись владеть собой, и ты научишься владеть миром».
Человек, как известно, есть тварь божья, стремящаяся «владеть всем миром», зверочеловек, на 99% состоящий из естественных животных инстинктов. Эти 99% живут в каждом из нас, заставляя испытывать все прелести и неудобства нашего физического существования - сытость и удовольствия, голод, жажду, жару и холод, усталость и болезни, страх и агрессию. Это в «звере в нас» живет инстинкт самосохранения и непреодолимая тяга к размножению. Это его копыта натирает дорога до волдырей, это его одолевают соблазны и хвори. Куда не кинешь взор - практически все в нас от нашего естества и инстинктов, и лишь один процент того, что делает нас Человеком - толика духовной субстанции, искры Божьей, которая одна облагораживает наши инстинкты, диктуя нам необходимость есть не копытами, а вилкой, не из корыта, а на крахмальной скатерти, не размножаться с естественным бесстыдством наших собратьев по пищевой цепочке, а творить Красоту и Любовь, ломать голову над вечными вопросами о Добре и Зле, и смысле Бытия. Это она приводит нас в храмы Божьи, где мы большей частью молимся за прощение его «грехов» и обращаемся к Богу в поисках спасения от самих себя.
Десятки тысяч лет человечество стремилось к созданию универсальной морали и этики, основанных на непреходящих нравственных ценностях. Смысл этих усилий всегда сводился к подавлению животного естества Человека, источника его вечных проблем. Результатом тысячелетних усилий стала созданная человечеством Культура как система Запретов - не делай того, не делай этого, даже думать не смей – «тысячелетний дракон, на каждой чешуйке которого написано «ты должен».
Эта культура всегда была основана на методичной и суровой порке нашего зверя. Ее метод заключался в том, чтобы осуждать, стегать и пинать 99% нашего естества. Поэтому, как показало время, она оказалась не эффективной, а декларативной - не убий, не укради и т.д. А воз естественных человеческих «пороков» и ныне здесь: насилие, агрессия, вражда и войны во все времена. Далеко ли продвинулся человек в своем нравственном развитии от пещеры каменного века до Беслана и августа 2008-го? Риторический вопрос.
Между тем культура, основанная на запретах, заключает в себе врожденный изъян, издержки которого подробно описывал доктор Фрейд. Изъян этот в том, что на запрете, на негативе, на отрицании очень сложно воздвигнуть нечто жизнеутверждающее, позитивно продуктивное. Не стегать Зверя, не пинать и осуждать его, бедолагу, следовало бы, а приучить к диете необходимости, научить сдержанности, приручить, уважая его неспособность к полному отказу от анархии и врожденного инстинкта свободы. Приручаем же мы собак, не требуя от них сыграть с нами в шахматы.
Мудрость наших предков в том и состояла, что, создавая свою мораль и этику, они принимали во внимание императивы Природы человека и находили для них разумные и исполненные великодушного понимания альтернативы - достаточно вспомнить, за что Батраз получил Уацамонгæ. Великодушное благородство «æгъдау», основанное на уважении к человеку и понимании его двуединой природы, обеспечило ему долгую жизнь и актуальность в наши раскованные времена.
- Берегись уæигов. Не поддавайся эмоциям.
Благие помыслы, благие слова, благие деяния - единственный и самый короткий путь к духовному совершенствованию. И Уацамонгæ найдет тебя сама. Строгий, но благожелательный, суровый, но справедливый æгъдау.
Наше коллективное бессознательное, продукт нескольких тысячелетий обозримой истории нашего народа, проникнуто духом, знаками и символами этой «школы благородства души». Каждое мгновение нашего существования естественно и бездумно мы воспроизводим ее магические формулы - в языке, в молитвах, фольклорных проклятиях и благословлениях. Мы «танцуем» нашу идеологию - наши хореографы знают о том, что в хореографических рисунках Симдов и Хонга они воспроизводят свастики. Заключаем браки, празднуем свадьбы, строим свои отношения с миром, совершаем похоронные обряды, бывает, и умираем по этим формулам... Наконец, употребляем ее в пищу - три пирога на круглом фынге.
А понимаем ли мы значение и смысл трех пирогов и круглого стола - фынга? Знаем ли, что круглый фынг - не случайная фантазия краснодеревщика, но Символ безупречного равенства, исполненный в вещной, материальной форме. Выполненная из дерева идея равенства, справедливости и братства - первая вещная формула Демократии. Древнейший из реликвариев, наряду с Уацамонгæ, крестом и мечом, свастиками и рунами - сакральными символами идеологии Воинов Духа.
Венцом этой идеологии и являлась чаша Уацамонгæ - вместилище хаомы триединой мудрости: благие помыслы, благие слова, благие деяния.
Чаша Уацамонгæ, известная в Европе как Чаша Грааля, и сегодня не перестает волновать человечество. Вокруг Грааля как символа могущества и власти, ее Тайны и ее Хранителя образовался отдельный пласт европейской культуры. Последним хранителем Грааля, как фиксирует традиция, был один из рыцарей короля Артура Ланселот - Алан из Лота. Мифотворчество продолжается и сегодня - недавно Дэн Браун предложил нам свою интерпретацию тайны святого Грааля.
Между тем никакой тайны, кажется, нет, и не было. Был и есть лишь Человек с его неистребимым стремлением к преодолению земного притяжения, упорным поиском способов примирения с самим собой и с миром, и вечным поиском смысла своего существования.
И пока Европа ищет своего Грааля, наша чаша Нартов Уацамонгæ здесь, с нами. Нам выпала честь быть ее Хранителями. Она же, неподвластная времени и суете, терпеливо ожидает явления своего Чемпиона.
Может, стоит, наконец, встряхнуться и собраться с мыслями. Ведь вот она перед нами - дорога. И осилит ее только идущий. Так давайте обсудим, что мы можем сделать, чтобы корабль нашего новоиспеченного государства не сел на мель и не стал бы «кораблем дураков».
Как и что можно сделать?
Можно, к примеру, начать с создания Государственной Комиссии по изучению, пропаганде и популяризации Нартского эпоса при поддержке Президента, Парламента, Министерства культуры и образования.
Эта комиссия, во главе с Юрием Дзиццойты, разработала бы программу и направления деятельности. С приличным бюджетом, открытым счетом и соответствующими полномочиями. Пригласила бы в комиссию ученых, журналистов и писателей, и, конечно, Джульетту Остаеву, Зему Джиоты и Зару Абаеву, чтобы они не партизанили в доме Абаева как вышедшие из окружения воины армии Духа, а уже нашли бы брод, чтобы всем вместе перейти этот Рубикон.
Комиссия могла бы, к примеру:
- разработать учебные программы для школ, училищ и программу спецкурсов для Университета по дисциплине «Нартский эпос и идеология». При том, чтобы на изучение Нартского эпоса отводились отдельные, включенные в нагрузки преподавателей часы.
- организовать тренинги для подготовки специалистов;
- организовать циклы публичных лекций и телепередач. Живых и увлекательных для всех.
- регулярно устраивать публичные круглые столы с участием наших историков, филологов и философов.
Материала по Нартам и нашей истории более чем достаточно, но его необходимо популяризировать, открыть к нему широкий доступ. Народ должен знать.
Имея бюджет и счет в банке, комиссия заказывала бы нашим писателям и художникам переложения эпоса для детей - красочные и интересные детские издания, чтобы наши дети с детства с умом и интересом вступали в мир Нартов, играли бы в Нартов, а не только в супер- и спайдерменов. Если у нас нет своих художников и писателей, способных сделать это - пригласили бы тех, кто сумеет.
Можно было бы найти кинематографистов, которые мультиплицировали бы эпос.
Возможно, бизнесмены-осетины тоже не остались бы в стороне, скинулись бы, чтобы сделать большое и долгожданное кино о скифах или аланах, и чтобы мы перестали поминать «Викингов».
Комиссия помогла бы создать Государственный Центр осетинского языка и культуры.
Мы ведь строим новый город. Столицу. Разве не стоит предусмотреть в плане города здание для такого Центра? И где, если не в Цхинвале, должен быть такой Центр? И как вообще его может у нас не быть?!
При Центре, помимо всего прочего, можно было бы создать Ныхас учителей осетинского языка и литературы как аналитический, учебно-методический и дискуссионный институт.
Центр имел бы полномочия для проведения ежегодной аттестации учителей осетинского. Он имел бы влияние на установление заработной платы для учителей осетинского языка и литературы - их зарплата должна быть в два-три раза больше зарплаты других учителей. (Сегодня в России так платят учителям английского языка.)
Взял бы под государственную опеку факультет осетинского языка и литературы. Помог бы сделать факультет элитарным - ужесточить отбор, не гоняться за количеством: пусть три-четыре абитуриента и выпускника в год, чем десяток равнодушных и невежественных. И чтобы студенты этого факультета получали стипендию в разы больше других. Вряд ли учредитель нашего университета Эдуард Кокойты стал бы возражать.
Что мы без нашего языка? А он нуждается в неотложной помощи. И никто, кроме нас, его спасать и не собирается. Да и мы не спешим. Послушайте, на какой чудовищной смеси русско-осетинского мы разговариваем, как разговаривает большинство наших чиновников и депутатов. Не что говорят, а как! Что - это уже другая история. Потому и лица такие, без улыбки и важно угрюмые. Почему бы не говорить на своем родном языке, господа, если вы пропускали уроки русского? Мы поймем!
И еще - телевидение должно помогать, подсказывать простому народу, как давать интервью - чтобы не ломали язык, а говорили на том языке, который лучше знают. И тогда смысл рассуждений добрых людей не терялся бы в неумелом согласовании слов. Хотя нельзя не признать и определенные успехи в имидже нашего народа - давно не видно байковых халатов. Приезжие журналисты принимали их за национальный костюм.
Народ сейчас активно ходит в церковь, как будто стремится обрести равновесие после шока утраченных коммунистических иллюзий. Но нравственная система наших предков и ценности христианства не противоречат друг другу, более того, тесно и неслучайно связаны друг с другом. Прямые доказательства этой связи в символе Креста, обряде Крещения, чаше Грааля и главное - в идее самопожертвования, принесения себя в жертву во имя Истины и Добра. Если кто-то не знает или сомневается, обратитесь к истории, к тому, какой древности ритуал стоит за Хисты Дзуар.
История помнит алан и как ранних христианских миссионеров, помнит о том, что у них был свой путь в христианстве. Скотт Литтлтон рассказал нам об аланских миссионерах, проповедовавших христианскую веру в течение тысячелетия, между IV и XIV веками в Германии и Галлии; о шести Аланах, возведенных Ватиканом в ранг Святых, и о Святом Алане, который с дозволения Папы проводил службу в Галлии, а затем в Германии по «аланскому обычаю».
Иными словами, возрождая национальную идеологию, мы не отвратимся от православия, а, может быть, глубже его воспримем. Тому в истории уже есть блистательный пример - эпоха Возрождения, когда гуманисты в Европе пропустили извлеченные из-под развалин античного мира культурные ценности через призму христианского мировоззрения, создав, таким образом, новую и великую Культуру.
Задумайтесь над тем, почему столь бедна наша литература? Один писатель и мыслитель Нафи и три-четыре поэта на две Осетии. Как случилось, что народ, имеющий столь могучие корни, такую великую историю и мифологию, так мало преуспел в словесном творчестве?
Один ответ на этот вопрос я уже получила - наша молодежь, интеллектуальный и творческий потенциал народа, не знает языка достаточно, чтобы на нем творить. Справедливо.
Но есть и другой ответ. Литература как род человеческой деятельности есть воспроизведенная в вербальных художественных образах картина мира, озвученное словом и одухотворенное полетом воображения размышление творческой личности о мире и человеке. О чем сегодня размышляет наша литература? Что нового она поведала нам, какие новые грани души и мира она открыла? В какой полет мысли нас пригласила, что предложила, чем обогатила наши представления?
Мы называем русскую литературу великой, хотя ей всего три столетия против семи столетий западноевропейской литературы. Возраст не помеха - трех столетий оказалось достаточно, чтобы гений русского народа, «слепой труд расы» породил Толстого и Достоевского - высшее достижение литературы всех времен и народов. И это не вопрос вкуса и эстетических пристрастий. Именно им, как никому другому, удалось смоделировать действительность во всей ее полноте, со всеми ее закономерностями и противоречиями, создать теплокровный эволюционирующий Универсум и отлить его в безупречных художественных формах. Как - вопрос, относящийся к метафизике творчества. Можно лишь попытаться ответить на вопрос почему?
К своим высшим достижениям русская литература пришла через православие и это совершенно очевидно и бесспорно. Русский человек - человек глубоко и последовательно православный. Такова его идеология. Представляете себе Толстого, который отложив рукопись «Войны и мира», подсаживается к обеденному столу и чокается с Софьей Андреевной «За Ярило!»? Или Достоевского в игорном угаре молящегося Перуну, чтобы выпало зеро?
Свобода и нравственный диктат, «я хочу» и «ты должен», Пьер Безухов и Раскольников - круг вечных проблем и конфликтов. Но он не разрушал цельности мировоззрения, а разворачивал его разными гранями, в том числе и острыми, чтобы изучить ее самые уязвимые стороны и предупредить ее развал - ведь если Бога нет, то все дозволено.
Иными словами, ясность и цельность мировоззрения и глубина ее укорененности являются фактором продуктивности. Тому доказательством современная литература России и Запада - необычайно интересная, революционная, блещущая свежими идеями и талантами, но утратившая эпическую ясность и цельность миропонимания русских гениев предыдущего века и поэтому уступающая им, невеликая.
Какую идеологию, какую религию имеем сегодня мы? Есть среди нас и православные, и мусульмане, говорят, есть даже мормоны, но молимся мы, прежде всего Хуыцау и Уастырджи. И это в нас неистребимо. Так ты и узнаешь осетина, где бы он не жил, и к какой бы церкви не принадлежал.
Приверженность к собственной системе ориентиров и нравственно-религиозных ценностей не позволила нам органично вжиться в иные, пусть и производные, дочерние ответвления от нашей древней идеологии. Но это же замечательно - есть, значит, у нас свои вечные ориентиры, своя самобытная система ценностей. Вот ее то и нужно изучать и укреплять, и соединять с общечеловеческой. Только так мы справимся с идеологическим «капустником» и, может быть, обретем ясность миропонимания, а с ней и надежду на возрождение. Только так «зрячий труд» народа породит нового Писателя и нового Мыслителя.
Наша главная библиотека пафосно носит имя одного из семи мудрецов античности - скромнейшего и мудрейшего Анахарсиса. Все ли понимают кто это? Ленинской библиотеке легче - с Лениным таких проблем не было по иронии нашей судьбы.
Мы ведь хорошо помним, как умело нас «идеологизировали» в советское время. Используем знакомый опыт «промывания мозгов» для благого дела. Рассказывать, показывать, повторять на все лады, внушать с детства, если нужно - писать на заборах.
К слову о заборах. Хочется верить, что те, кто работает над архитектурным решением нового города, обратятся к национальному архитектурному стилю, используют наш богатейший орнамент и цветовую символику.
И почему бы, наконец, не переименовать улицы в нашем городе? Откуда эта болезненная, фрейдистская привязанность к Сталину? Не он ли в 1922 году ловко отделил нас и вручил Грузии? А кто эти безымянные «Героев»?
В нартском селении были три главные «улицы» - Аллæгатæ, Æхсæртæккатæ и Боратæ. В нашем городе тоже есть три главные улицы. Разве возражали бы жители улицы Героев, если бы их улица называлась Æхсæртæккатæ, тем более что наши герои-чемпионы - и Сослан, и Тотраз, и Батрадз - принадлежали к этому роду.
- Где сидит ваше правительство?
- Рядом, на улице Аллæгатæ.
Неплохо звучит, не правда ли?
Кроме того. Почему бы не вернуть нашим фамилиям их первоначальную форму - поверьте, Россия не обидится. Российские историки тоже осмысляют свои национальные истоки и сегодня все громче звучат голоса, кто понимает, что история Руси неотъемлема от истории Скифии-Алании. Вернем нашим фамильным именам их оригинальное звучание и, как знать, какой благодатью это для нас обернется. Если это дорого и хлопотно, то можно пока начать со свидетельств рождения новорожденных и тех, кому сейчас выдают паспорта.
Работы, конечно, много и впору заскучать.

ПОСТСКРИПТУМ ДЛЯ ТЕХ, КОГО ОДОЛЕЛИ УÆИГИ

Предвижу сарказм и скепсис - пустые, дескать, фантазии! Мæнæ нæ сæртыл куырой зилы! Да и кому это нужно.
Между тем, если речь о том, повлияет ли Нартский эпос на урожайность в этом году или на восстановление сожженных домов, или на судьбу погорельцев и беженцев, отвечу с уверенностью - да, повлияет. Если условия их жизни, особенно беженцев, вообще кого-нибудь беспокоят, если у кого-нибудь по-настоящему болит за них душа. Да. Повлияет.
Чтобы что-то изменить к лучшему, нужно измениться самому - простая истина. Для того и нужна нам нравственная доктрина наших предков, чтобы не захлебнуться в цинизме современной жизни.
Для такого маленького государства, как наше, у нас богатейшие возможности, которые при разумном использовании превратили бы нас в действительно, а не плакатно цветущий край. И нас поддерживает Россия. А это само по себе уже много.
Прежде всего, нам необходим свой собственный рынок сельскохозяйственных продуктов.
Как создать рынок? С моей филологический точки зрения (простите меня, уважаемые специалисты, за вторжение) это выглядит так:
Отдайте вы землю беженцам в долгосрочную аренду, господа власть предержащие, и заключите с ними долгосрочные договоры на поставку сельхозпродуктов. Помогите людям стройматериалами, выделите им хоть сколько-нибудь денег и они сами построят для себя дома и теплицы, и будут делать то, что хорошо умеют - работать на земле и обеспечивать городской рынок не пластмассовыми дорогими овощами, а нашими, экологически чистыми и дешевыми. Дайте им землю рядом с водой, а не у черта на рогах, и они сами организуются. И будут работать, и процветать, и смогут дать хорошее образование своим детям.
Помогите людям создать животноводческие хозяйства и птицефермы. Южная Осетия всегда была животноводческой. А значит, и специалисты есть, и опыт. Помогите купить скот и элементарное оборудование - остальное они заработают сами. И не нужно будет возить яйца через перевал. Почему это так сложно? Неужели куры и коровы так подорожали?
Ведь при разумной организации сельского хозяйства мы могли бы неплохо обеспечивать себя продуктами питания и даже умножать государственную казну, и даже получать зарплату во время.
А наша глина? Лучшая на Кавказе. А глина это - кирпичи, черепица и плитка. Как раз то, что нам нужно для восстановления города. И рабочие места.
У нас есть уникальное нефритовое месторождение, у нас есть цинк, строительный камень, известняк. Мы могли бы уже двадцать лет изготовлять свой цемент, а не везти его за тридевять земель и задорого.
Наконец, то, о чем мы без устали твердим - уникальные целебные минеральные источники и великолепные места для круглогодичного туризма. А это - рабочие места и приток огромного капитала в бюджет нашей крошечной республики. И деньги для приличного развития при всемирном экономическом кризисе. И не нужно будет ждать с протянутой рукой милости даже от возлюбленной России. Что, если в один дождливый день (Боже, упаси) она предоставит нас самим себе и нашей независимости?
Поражает не то, как много всего у нас есть, поражает, как долго мы раскачиваемся.
Мы - богачи, чахнущие над собственным златом.
Подумайте, господа вершители и распорядители нашего благополучия. Весна пришла. Разберитесь в приоритетах. Определитесь в своих личных желаниях. Сразитесь со своими уæигами.
Вместе мы сможем все.
Все мы прошли через ад. Всех нас Цхинвал крестил одним огнем на всех и сделал одной семьей - осетин, русских, армян, грузин. Всех, кто не предал, не продал. Всех, кто прожил здесь двадцать нелегких лет, замерзал холодными зимами без света и тепла, работал без зарплаты, жил под обстрелами, терял близких, ходил на похороны, как ходят на работу, и каждый день жил в ожидании войны.
Вернуть нас к нормальной человеческой жизни, обласкать каждого пострадавшего, каждого выжившего, каждого защитника - ваша профессиональная задача и человеческий долг. Нас теперь в Южной Осетии - горстка, один многоэтажный дом большого города.
Рано или поздно мы придем в Россию, к своему народу. Что мы успеем сделать, с тем и придем. Не хотелось бы с пустыми руками и без достоинства.
Перед нами из глубины веков, вздымая золотую пыль, летит конница воинов Духа и Истины. Догоним ли, пересекутся ли наши пути, узрим ли когда-нибудь Уацамонгæ - зависит сейчас от нас.

Мира ЦХОВРЕБОВА, преподаватель ЮОГУ
«Южная Осетия», 4 марта 2009 г, № 18.
Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Pinterest