На заседание Президиума Правительства РЮО было озвучено намерение направить средства со спецсчета по оказанию помощи пострадавшим в результате августовской агрессии РЮО на создании фонда будущих поколений.
Ваш комментарий?
Геннадий Кокоев, ст. преподаватель кафедры экономических наук ЮОГУ:
В идее создания Фонда будущих поколений с первого взгляда нет ничего негативного. Более того, в различных странах аналогичные программы организованы и функционируют довольно успешно. Примеры на слуху – отчисления на каждого ребенка в Кувейте, Брунее, система социального обеспечения в Норвегии, программа «материнского капитала» в России и т.д. Другое дело, что финансовой базой под эти программы являются солидные поступления в государственные бюджеты этих стран от продажи энергоносителей, а конкретно, нефти. В этих странах политическая стабильность, развитая экономика (с некоторыми оговорками и в России и Брунее), относительно справедливая система распределения национального богатства, за исключением, может быть, Брунея, где султан получает неадекватно высокие доходы.
Всего этого в Южной Осетии нет. Разваленная войной и экономической блокадой экономика, бюджет, практически полностью формируемый за счет поступлений из России, не говоря уже о запредельных для радужных мечтаний, как нефтяные доллары. Идея разместить средства со спецсчета на депозитах крупных российских банков была бы не столь ущербна, если бы не то обстоятельство, что указанный фонд будет формироваться из средств, целевое предназначение которых – оказание единовременной помощи пострадавшим в ходе грузинской агрессии в августе 2008 года. Не секрет, что многие жители Южной Осетии до сих пор испытывают серьезные лишения, вызванные известными событиями. До сих пор многие не имеют крыши над головой, испытывают нужду в самом необходимом. Если продолжать проводить аналогии с другими аналогичными примерами, то необходимо упомянуть, что эти фонды формируются из временно свободных средств государственных бюджетов этих стран, а не из пожертвований на благотворительность. И возникает несуразица, – каким образом можно формировать фонд будущих поколений, если под угрозу поставлено элементарное жизнеобеспечение настоящего поколения. Налицо экономическая катастрофа в Южной Осетии и всерьез говорить о создании каких-то фондов просто некорректно.
Есть еще и моральная сторона вопроса. Дело в том, что многие простые граждане России по крупицам собирали эти финансовые ресурсы, зачастую отрывая от себя самое необходимое (есть пример того, как пожилой мужчина продал свой дом и ушел в дом престарелых, а средства, вырученные от продажи, передал в помощь пострадавшим в ходе войны жителям Южной Осетии), а мы с этих денег, которые являются символом жертвенности и подлинного, искреннего сопереживания будем пытаться стричь проценты. Необходимо учитывать еще и то, что средства эти были собраны еще летом прошлого года и обесценение рубля уже съело значительную часть реальной стоимости этих денег. В условиях финансового кризиса, который развивается по самому пессимистическому сценарию, риск дальнейшего обесценения этих средств даже на счетах самых надежных российских банков со временем будет только возрастать.
Так что со всех сторон создание «фонда будущих поколений» из указанных выше средств абсолютно некорректно и, пока не поздно, необходимо отказаться от этого весьма сомнительного проекта и направить средства на те цели, на которые они были предназначены, а именно – на единовременную финансовую помощь тем, кто в ней остро нуждается – населению Южной Осетии. А фонд будущих поколений мы создадим из заработанных нами денег после восстановления народного хозяйства и достижения уровня экономики, позволяющего формировать целевые фонды.
Вячеслав Гобозов, лидер партии «Фыдыбаста»:
Скажу кратко: к идее создания фонда отношусь отрицательно. Необходимо пока обеспечить пострадавших в результате августовской войны граждан республики. Это нужно делать немедленно и средства со спецсчета как раз для этого и предназначены. Надо подумать о насущных проблемах, а о создании фонда можно подумать позже.
Георгий Гаглоев, житель г. Цхинвал:
Как гражданин РЮО, имею к данному предложению ряд претензий, основанных на складывающимся в нашей республики и за ее пределами социально-экономических реалиях:
Во-первых, данные средства собирались для оказания гуманитарной помощи пострадавшим гражданам РЮО в ходе грузинской агрессии на специально открытый для этой цели счет. Почему до сих пор не был разработан механизм освоения данных средств? Ведь этой суммы с лихвой бы хватило на оказание значительной помощи всем пострадавшим гражданам РЮО в ходе грузинской агрессии 2008 года. Посмотрите, в каком положении находятся пострадавшие – лица потерявшие кормильца семьи, люди потерявшие дома и имущество, раненые которым требуется серьезное медицинское лечение за пределами РЮО.
Во-вторых, почему до сих пор не был оперативно разработан механизм оказания соответствующей помощи указанным категориям граждан. А ведь именно для них и только для них предназначены эти собранные средства? Пострадавшие лица имеют доходы близкие к прожиточному минимуму. А в условиях финансового кризиса, вместо того чтобы оказать этим остронуждающимся категориям граждан всемерную помощь и обеспечить им нормальные условия существования, государство вкладывая эти деньги в коммерческие банки, фактически откладывает оказание помощи этим категориям которые нуждаются в экстренной финансовой и социальной прямо сейчас.
И наконец, в условиях нынешнего мирового финансового кризиса даже самые устойчивые и всемирно известные западные банки, не говоря уже о российских коммерческих банках, не застрахованы от банкротства, причем вероятность банкротства высока, не говоря уже о выплате дивидендов. Так можно ли вкладывать деньги в банки в таких условиях и подвергать их риску потерять их вообще?