О наиболее значимых событиях, августовской войне, экономических и восстановительных процессах, в годовщину грузинской агрессии в августе 2008 года, в эксклюзивном интервью корреспонденту ИА «Рес» рассказал Президент Республики Южная Осетия Эдуард Кокойты.
- Эдуард Джабеевич, какие наиболее значимые события Вы бы выделили в политической жизни РЮО за прошедший с августа 2008 года период?
- Безусловно, это признание независимости Республики Южная Осетия Российской Федерацией и Никарагуа. Наш народ получил гарантии безопасности и может в спокойной обстановке думать о налаживании мирной жизни, созидании и строительстве. Ущерб, нанесенный республике в ходе грузинской агрессии колоссален, но тот духовный подъем, который испытывает сейчас народ, поможет преодолеть все трудности.
Также отмечу выборы в Парламент Республики, которые в очередной раз показали всему миру, что в Южной Осетии уважают и соблюдают все демократические ценности и международно-правовые нормы. В этом отношении наше молодое государство уже не только учится, но и может обмениваться опытом со странами, имеющими многовековую историю парламентаризма.
Ну и конечно нужно отметить, что в Южную Осетию приезжал по моему приглашению Президент РФ Дмитрий Анатольевич Медведев. Для нашего народа - это историческое событие, сравнимое по значению с признанием Россией независимости Южной Осетии.
- При всем неравенстве военного потенциала Грузии и Южной Осетии августовская война показала недостаточную готовность силовых структур и военного руководства к агрессии такого масштаба. В чем причины этого и сделаны ли соответствующие выводы в сфере обеспечения безопасности населения?
- Выводы делать, безусловно, надо. Вместе с тем хочу сказать, что Южной Осетии очень сложно соревноваться в военной сфере с государством, являющимся одним из мировых лидеров по темпам милитаризации. Известно, что большая часть бюджета Грузии уходила и уходит на вооружение. У Южной Осетии таких возможностей нет, и тем сказочникам, которые сегодня любят поговорить о том, что можно было сделать, но сделано не было, я бы порекомендовал иногда задумываться и свои фантазии оставлять при себе.
Конечно, были ошибки, и мы их не списываем. На эту тему уже состоялся серьезный разговор с министерством обороны, а секретарю Совета безопасности поручено провести совещание Совета безопасности, где будут подведены итоги событий августа 2008 г. Все ошибки и недоработки силовых структур и служб, в прямые обязанности которых входило отражение грузинской агрессии, должны быть учтены. Хочу подчеркнуть, что при имеющихся тогда возможностях и условиях, мы сделали все возможное, чтобы спасти свой народ. Говоря откровенно, мы не ожидали такого развития ситуации, потому что 7-ого августа была достигнута договоренность о возобновлении переговорного процесса. В тот же день президент Грузии сделал заявление о выводе всех вооруженных формирований из зоны конфликта. Это был подлый и коварный шаг человека, у которого нет мужского достоинства, чести и порядочности. Мы как народ, привыкший уважать слово мужчины, как порядочный народ и воины, не учли, что имеем дело с таким коварным и трусливым человеком и его окружением.
Безусловно решающую роль сыграла российская армия и Президент РФ, принявший решение о проведении операции по принуждению агрессора к миру.
- В последнее время в обществе появилось устойчивое мнение о возможности новой войны. Как вы оцениваете военно-политическую ситуацию вокруг Южной Осетии и насколько вероятна военная угроза республики?
- Грузия быстро восполнила урон, нанесенный ее военному потенциалу в августе прошлого года. Соединенные Штаты и другие страны НАТО продолжают вооружать преступный грузинский режим и сегодня его военный потенциал выше, чем до августовской войны. С другой стороны намного возросли и наши возможности. Уже подписаны соответствующие соглашения с РФ. На территории РЮО находится 4-ая военная база и подразделения российских пограничников.
Исключать ничего нельзя, но с учетом того, что в случае угрозы агрессии со стороны Грузии Россия готова в любой момент увеличить количество своих подразделений в РЮО, я не могу сказать, что сегодня возможно такое же развитие ситуации, как в августе 2008 г.
- Война нанесла Южной Осетии огромный ущерб, в том числе жилому фонду. Российская Федерация выделила на восстановление жилья достаточные средства, однако отработанный уже механизм финансирования полноценно никак не заработает. В чем причина задержки начала восстановительных работ и когда все же начнется финансирование?
- Могу с уверенностью сказать, что во втором полугодии этого года начнется интенсивное строительство частного жилья и муниципального сектора. В полном объеме будут выплачиваться компенсации. Проблемы были и об этом не надо забывать. Конечно, легко обвинять руководство Южной Осетии в каких-то присвоениях, но надо быть реалистами и прежде чем кого-то обвинять и критиковать, надо реально оценить наши возможности. Мы делаем все, что в наших силах. Недавно состоялся серьезный разговор в парламенте РЮО, где депутаты заслушали главу Государственного комитета по реализации проектов восстановления РЮО и первого зампреда Правительства РЮО, который входит в МВК. Они разъяснили депутатам по какой причине есть задержки и недоработки в восстановительных процессах. Однако в этом свете я хотел бы привести такой пример: за год в Чечне не было сделано столько, сколько в Южной Осетии за три-четыре месяца. Я понимаю, что каждый утративший свой дом, беспокоится прежде всего о своей проблеме. А меня беспокоят проблемы всей республики. Когда нет нормальных коммуникаций и питьевой воды мы можем построить огромные хоромы, но без воды и коммуникаций жить в них будет проблематично. Не лучше ли продумать и составить нормальный архитектурный план города и построить нормальные, обеспеченные всеми необходимыми коммуникациями, дома. Почему-то все забывают о том, что на восстановление частного жилья не было ни одного рубля, так же как и на строительство коммуникаций. Посмотрите во что превратили улицы в Цхинвала постоянные аварии и прорывы этих коммуникаций. Их надо менять и просто так это не делается. Мы хотим, чтобы все было сделано как можно лучше. Спешкой мы ничего не добьемся, потому что завтра эти проблемы все равно надо будет решать. Мы строим для себя и должны делать это качественно и своевременно.
- Несмотря на то, что в своем декабрьском Послании народу Вы четко сформировали направления развития республики, до сих пор не выработана четкая концепция экономического развития. Что делается в этом направлении соответствующими структурами руководства РЮО?
В предыдущие годы кроме разговоров на эту тему ничего сделано не было. Сегодня же с учетом нашего положения и экономического кризиса, план экономического развития нужно основательно продумать. В республику приглашаются компетентные специалисты, чтобы просчитать наши ресурсы и наметить пути развития нашей экономики, создать хорошую базу, чтобы в перспективе все это было легче прогнозировать. Эта работа будет проводиться совместно с Министерством регионального развития РФ и МВК. Я планирую привлечь к выработке плана экономического развития лучших специалистов. К сожалению, у нас мало специалистов в этой области и как показывает жизнь, по своему уровню они существенно отстают от российских коллег.
- Недавно Председатель Парламента РЮО Станислав Кочиев выступил с инициативой создания новой Конституции, чтобы не вносить большого количества изменений в действующую. И хотя в процессе государственного строительства принятие новой Конституции возможно оправданный шаг, в обществе по этому вопросу существуют разные мнения. Каково Ваше отношение к этому вопросу?
- Это личное мнение Станислава Яковлевича. Что касается Конституции, то это Основной закон Республики и с точки зрения международных правоведов – очень хорошая Конституция. Безусловно, время может вносить свои коррективы в любую Конституцию, но основа должна оставаться неизменной. В данном случае я не вижу никаких оснований для принятия новой Конституции, разве что с учетом признания нашей независимости мы можем внести определенные коррективы. Понимая подоплеку этого вопроса и вспоминая истерию вокруг третьего президентского срока, которую подняли непонятные силы, не проживающие на территории Южной Осетии, хочу сказать, что этот вопрос должен решать народ Южной Осетии. Я за то, чтобы сохранить Конституцию.
- Независимость Южной Осетии признали две страны – Россия и Никарагуа. Безусловно, позиция России имеет для республики огромное значение, но признание других стран существенно расширило бы внешнеполитические и экономические перспективы РЮО. Что делается в этом плане и какова вероятность дальнейшего признания Южной Осетии?
- Происходящие в нашем государстве демократические процессы, наряду с выверенной внешней политикой могут стать залогом признания Южной Осетии рядом азиатских, африканских и латиноамериканских стран. В настоящее время с этими странами проходят соответствующие консультации о признании РЮО.