«Рыба жареная, гречневая каша, борщ», - рассказывает няня. Такой обед сегодня ожидает жильцов Дома престарелых, здание которого находится на окраине Цхинвала.
Когда - то трехэтажное новое здание Дома престарелых, сегодня полуразрушенное в результате грузинской агрессии в августе 2008 года.
Сотрудники Министерства образования, науки и молодежной политики РЮО приехали навестить пожилых вместе со старшеклассниками джавской средней школы. Организаторы привезли с собой концерт, полные корзины осенних фруктов и осетинские пироги.
В холле стоят диван и два кресла, – на которых можно отдохнуть. В белых халатах ходят нянечки и повара. Несколько нянечек открывают двери комнат и громко, чтобы все слышали, сообщают старикам о прибывших к ним гостях. Постепенно диваны и кресла в холле заполняются больными стариками. Всего 17 человек. Только единицы из них еще остаются в здравом уме. Возле них суетятся нянечки, усаживают их. На какие - то минуты между дедушками и бабушками завязался спор, кому же принадлежит лишний стул. Наконец под шиканье нянечек спор смолкает, и немногочисленные зрители рассаживаются. Вся эта картина напоминает что - то вроде детского сада, и сами старики как дети беспомощные. Только глаза застывшие со стеклянным взглядом потерянного человека.
Концерт начинается с национальных осетинских танцев. Старики сидят парами, не разговаривая между собой. Смотрят прямо на танцующих, только взгляд у всех отсутствующий. То ли давненько сюда не заглядывало молодое лицо, то ли яркие цвета красок в этом сером помещении большая редкость, но национальная мелодия, танцы, и праздничная суета смогли вывести погнутых жизнью и судьбой людей из долгого забытья.
Людмиле Гобозовой далеко за 80 лет. Слышит плохо, еле двигается и редко встает с постели. Трое ее детей недавно ее определили сюда... Не хочется сейчас вспоминать осетинский обычай почитания стариков и родителей. И если на Кавказе стыдно определять своих родителей и близких в пансионаты престарелых, то для них сегодня этого правила нет, причины мы не стали выяснять. Слишком уж больно.
Сергей Черткоев из Ленингора болеет склерозом, его дети оставили здесь.
Некоторые при родных звуках осетинской мелодии сквозь кашель пытаются подпевать, другие слабо аплодируют, третьи так и не поняли где они, и что происходит вокруг них. Так и просидели с отсутствующим взглядом. Может они в танцующих школьниках видели себя молодыми, или своих детей в школьном возрасте. Вот только видно было, что, сколько не танцуй и не пой перед ними - старики далеко отсюда, они в лабиринтах своих воспоминаний не могут оправдать своего нахождения вне дома. В морщинах лиц их проложена борозда непокорности времени. В посадке, в движениях, проскальзывает робость и недоверие.
Спрашивая сотрудников Дома престарелых, чего не хватает старикам, они отвечают, пожимая плечами, что вроде все есть - лекарства, питание, уход. Вот только нет у них самого главного - родных людей рядом.
Спокойная старость в Домах престарелых - большая редкость. Равняться на евро стандарты нам еще не по силам, но сохранять элементарные условия гигиены и проявлять заботу о наших старших мы просто обязаны.