Интервью Чрезвычайного и Полномочного Посла Республики Южная Осетия в Российской Федерации Дмитрия Медоева

пн, 28/12/2009 - 10:23
VKontakte
Odnoklassniki
Google+

- Чем стало для Южной Осетии признание со стороны России?

- Все вернулось на круги своя. Для нас признание государственности именно со стороны России имеет очень большое значение. Около 600 лет назад Алания потеряла свою государственность после монгольского нашествия и тех процессов, которые охватили большую часть территории Евразии. Была утрачена Аланская епархия – часть Византийской православной церкви, которую возглавлял Епископ Аланский.

С помощью России мы восстановили свою государственность, а еще раньше, в 2001 году, Епархию. Как Вам известно, с 1774 года Осетия являлась частью Российской Империи, причем входила в ее состав без каких-либо делений на север и юг… А затем, 1922 года была частью Советского Союза. И за все это время Осетия никогда не пыталась выйти, хлопнуть дверью или шантажировать своим положением. Осетины всегда верой и правдой служили стране, считая и Россию и СССР своим национальным государством. Подчеркну особо – Осетия ни в какие времена никогда не предавала своих союзников.
Мы считаем, что актом признания Южной Осетии Россия не только восстановила собственно нашу государственность, но и подтвердила братство и родство наших народов. Мы благодарны руководству Российской Федерации за смелые своевременные решения августа 2008 года, которые в буквальном смысле этого слова спасли народ Южной Осетии от физического уничтожения. Но с точки зрения исторической ретроспективы вопрос шире и глубже. На мой взгляд, в данный момент не в полной мере ощущается то, насколько именно с исторической точки зрения важно признание нашей независимости. Со временем, уже при других поколениях важность этих исторических решений обозначится еще ярче.
С другой стороны, этот акт был важен для самой России, как отправная точка для возрождения. Пять дней войны августа-2008 перевернули сознание россиян. Вся Россия, затаив дыхание, наблюдала за тем, что происходит в Южной Осетии, и как будет действовать власть Российской Федерации. С принятием этих трудных решений стало очевидно, что власть и граждане России единодушны в оценках происходящего и поддержали решения Президента Медведева о введении в Южную Осетию контингента вооруженных сил и признании независимости Южной Осетии и Абхазии. Вопреки различным мнениям все убедились, что в государстве есть крепкая власть, которая принимает ответственные решения.

- Массового признания пока не произошло. Каковы ожидания в Цхинвале? И так ли это важно для граждан республики?

- Республика Южная Осетия граничит с двумя странами – на юге с Грузией и на севере – с Россией. И признание нашей государственности со стороны РФ имеет для нас определяющее значение. Мы полностью поддерживаем позицию Президента России, высказанную на эту тему, и в свою очередь подтверждаем, что не гоняемся за признанием. Для нас это не самоцель. Для нас важно, что нас признала страна, которую мы считаем для себя исторически и духовно родственной. Мы находимся в едином культурно-историческом, экономическом и политическом пространстве более четверти века!
На данном этапе мы будем всемерно расширять те связи и отношения с Россией, которые уже сегодня требуют оперативного и, главное, компетентного реагирования. Это касается экономики, государственного строительства, гуманитарных сфер сотрудничества. С признанием наша страна обрела не только государственность, но стала обременена и серьезными обязательствами, которые вытекают из подписанных межгосударственных Соглашений. Это большая ответственность, за которой стоит большая работа. Наша безопасность обеспечивается совместными соглашениями по линии Минобороны, структур правопорядка, таможни и т.д. Для нас это является гарантией становления государства.
Мы благодарны Никарагуа и Венесуэле за акты политического признания и будем развивать с ними полноценные отношения. Недавнее признание со стороны Науру, по моему мнению, является весьма показательным примером, напомнившим мировому сообществу, что существует Устав ООН, для которого не существует больших и малых государств! Убежден, этим примерам последуют другие страны. Мы ведем работу в этом направлении, развивая контакты с различными государствами, включая республики СНГ. Не буду детализировать, скажу лишь, что мы не торопим события.

- Недавно республику посетила делегация белорусских парламентариев. Расскажите о сотрудничестве Цхинвала и Минска.

- У нас сложились очень искренние и теплые отношения с Беларусью и это традиционно так, потому что нас связывают многие исторические события. Это столетнее пребывание в едином государстве, это и Великая Отечественная война, в которой осетины плечом к плечу с народами Советского Союза боролись против фашизма, в том числе и на белорусских фронтах, в партизанском движении. Много наших граждан – осетин похоронено в Белоруссии. Мы дорожим этим прошлым, ценим его и не собираемся разрывать связи, напротив, стремимся их расширять. Мы благодарны президенту Беларуси за то, что в Минске одними из первых откликнулись на августовские события прошлого года. В Южную Осетию была направлена правительственная делегация Республики Беларусь, которая на месте изучив обстановку и оценив ущерб, оперативно организовала доставку гуманитарной помощи по тем направлениям, которые в Минске посчитали первоочередными.
Недавно у нас побывала парламентская делегация республики, которая наладила контакты с югоосетинскими коллегами. Белорусских народных избранников интересовали вопросы государственного строительства Южной Осетии, структуры власти, как работает парламент, правительство, какие законы приняты, какова законодательная база республики. Встреча прошла в братской обстановке. Мы надеемся, что все будет доложено руководству Беларуси, и что наши дальнейшие отношения будут развиваться.

- Изменился ли тон Тбилиси в общении с Южной Осетией?

- К сожалению, в этом плане власти Грузии не извлекли уроков из августовского поражения 2008 года. Это было не только военное, но и политическое поражение самого тбилисского режима, его идеологии. Фактически это несостоявшаяся страна, неспособное государство – failed state, что всему миру, включая спонсоров Грузии, доказало это поражение. Остальное – иллюзии. О чем нам говорить с виртуальной страной, которая не состоялась? Этот режим – банкрот, причем во всех смыслах этого слова.
Грузинский народ – наш сосед, и мы понимаем, что в этой ситуации народ не отвечает за нынешних тбилисских правителей, которые явно неадекватны. Как говорится, фюреры приходят и уходят, а народ остается. Все прекрасно понимают, что этот режим искусственно поддерживается для создания напряженности в регионе и на юге России, в частности.

- Дмитрий Николаевич, у вашего руководства появилась оппозиция, выступающая с критикой из Москвы. А еще остается грузинское «правительство Южной Осетии» в Тбилиси. Официальный Цхинвал находится под двойным ударом?

- Вы правильно отметили – выступают с критикой из Москвы… Уточню, оппозиция появилась не у моего руководства, а что более чем странно – у моей страны – Республики Южная Осетия. И получается, что нас атакуют с двух сторон – двойной удар, работа в унисон в тесном тандеме с режимом Саакашвили...
Что же касается реальной оппозиции, в Южной Осетии, как в любой нормальной стране она есть. Она действует в Цхинвале и по республике в целом. За рамки Конституции не выходит, однако весьма жестко ставит вопросы перед властью. Совсем недавно одна из оппозиционных структур – политическая партия – была официально зарегистрирована в Южной Осетии. Это не партия, которая против кого-либо, а группа людей, которые по-своему видят пути развития республики и себя в своей стране. И это нормально. Что касается упомянутой Вами «московской», гордо величающей себя «оппозицией», то здесь речь идет о жителях города Москвы, которые долгое время проживают вне Южной Осетии и вдруг сразу же после признания независимости нашей страны захотели порулить. По законодательству РФ они имеют право собираться и выражать все мнение в отношении тех или иных процессов как в России, Грузии или Южной Осетии, так и по более глобальным проблемам, например, потеплению климата. Но оппозицией, даже при самом большом уважении к этому термину, их назвать нельзя.
Эти деятели пытаются позиционировать себя в качестве спасателей народа Южной Осетии. От кого спасать, непонятно. Это их проблемы. Но причем тут наша страна, ее истерзанный войной народ? И, вообще, мне не понятно, почему Южную Осетию надо спасать уже после того, как ее уже спасла Россия в августе 2008 года? И почему надо приступать к «спасательной операции» сразу после того, как российский премьер-министр В. В. Путин огласил солидную сумму, которую Правительство России намерено выделить на восстановление Южной Осетии? Это что, совпадение? Я не верю в такие «совпадения». Вот и развернули «спасательную операцию» с единственной целью, «распилить» российские транши, адресованные республике (извините, что применил термин из их лексикона).
Здесь также уместно задать вопрос: где были эти деятели до признания нашей независимости? Впрочем, это общеизвестно… Удивительно, что позиция режима Саакашвили, его западных друзей удивительным образом совпадает с позицией т.н. московской «оппозиции». Видимо, это тоже «случайное совпадение»…
В контексте сказанного не могу не обратить внимания на тот факт, что в этой, уже информационной войне против Южной Осетии и России принимают активное участие некоторые российские информационные агентства, радиостанции, газеты... Естественно на стороне нового тандема.

- Почему главы исполнительной власти республики – правительства РЮО назначаются извне?

- 20 сентября 2010 года исполняется 20 лет со дня образования Республики Южная Осетия. Практически все это время, до августа прошлого года, республика находилась в изоляции не только с юга, но иной раз и с севера. Поэтому процесс строительства государственности Южной Осетии проходил очень сложно. За это время сменились десятки премьеров и министров. Вопреки давлению извне, мы сами строили свою страну, ошибаясь, падая, но вновь поднимались и шли вперед. Кстати, в этом сила нашей государственности, поскольку она в буквальном смысле построена руками граждан. Мы знаем, кто создавал независимость, а кто только мешал нам на этом пути. В нынешней ситуации если гражданин Российской Федерации представляет интерес для органов государственной власти, для строительства основ новой Южной Осетии, то будет привлечен к управлению той или иной сферой жизнедеятельности республики, что и происходит.

- Военные эксперты, Генштаб ВС РФ утверждают, что Грузия не только восстановила военный потенциал, но и стала сильнее по сравнению с августом 2008 года. Чем это грозит Южной Осетии?

- По нашим данным, теперь в Грузии делают ставку на противоздушные средства ведения войны, противотанковые средства и системы радиоэлектронной борьбы. Теперь в Тбилиси закупают не ржавые украинские танки и БМП, а современные системы ведения войны.
Угроза возникновения новой войны повышается с вооружением и милитаризацией тбилисского режима. Мы отдаем себе отчет в том, что Грузия может пойти на любую провокацию, чтобы под шумок большой войны попытаться силой вернуть Южную Осетию. Но больше всего нас тревожит то, что европейское сообщество и т.н. «друзья Грузии» закрывают глаза на происходящее, тут повторяется сценарий времен подготовки августовской агрессии, когда эти друзья «не замечали» откровенного дрейфа Тбилиси к войне, снабжали и вооружали Грузию всем необходимым для ведения боевых действий. В итоге – тысячи загубленных жизней, сотни миллионов спонсорских средств, списанных тбилисским режимом на войну.

- Что противопоставить агрессивным устремлениям и жажде реванша?

- Вооруженные Силы Южной Осетии извлекли уроки из этой войны, выйдя из нее опытными и более сильными. Эта война научила наших солдат выживанию в труднейших условиях, при сверхплотном ракетно-артиллерийском огне, когда противник наносил массированные удары, стремясь поразить как можно больше объектов, когда только за сутки было выпущено несколько эшелонов бомб, мин и снарядов. Наши военные извлекли уроки из того, что произошло. В армии продолжается боевая учеба, осваивается новая техника и вооружение, призывается молодое пополнение. К сожалению, армия нам еще необходима как гарант не повторения агрессии.

- В результате поражения Грузии Южная Осетия с помощью российских войск восстановила контроль над Ленингорским районом, в том числе грузинскими селами. Цхинвал получил еще одну «головную боль»?

- Для нас важен каждый квадратный метр территории, потому что это территория республики. Я хочу отметить, что современная Южная Осетия оказалась приблизительно в тех размерах, в которых была создана югоосетинская автономия в 1922 году прошлого века. Но на самом деле осетинская территория много больше. Есть Северная Осетия, Южная Осетия, а была еще и Нижняя Осетия, которая занимала территории в Боржомском ущелье – Боржоми и окрестности. Но за время советской власти политика тбилисских большевиков привела к тому, что Нижняя Осетия опустела полностью, а последние осетины оттуда были изгнаны режимом Гамсахурдиа. Мы потеряли огромные территории, где формировался осетинский этнос. И сегодня мы не можем допустить дальнейшего сжатия нашей территории. Аналогии с «шагреневой кожей» нам не подходят. Это реальная жизнь. Мы отстаиваем южную часть осетинской земли – вот почему отступать осетинам некуда.
Кстати, национальный вопрос в Ленингорском районе не стоит, потому что, помимо осетин и грузин, Ленингор – место традиционного проживания армян. С возвращением юрисдикции поставлен крест на шовинистической политике тбилисского режима в этом районе. Ситуация там изменилась к лучшему, в район проведена дорога, которая будет полностью заасфальтирована в будущем году. Туда переброшена линия электропередач.
Сейчас жители Ленингорского района пишут заявления для получения югоосетинских паспортов, уже получают пособия, пенсии из республиканского бюджета. Грузинскому населению Южной Осетии не нужно адаптироваться к новым условиям. Они де-юре вернулись в республику, от которой столько лет были насильственно отрезаны. Во время грузинской аннексии Ленингор был лишен статуса районного центра, став селом. Так что изменения в районе предстоят большие. Будет возобновлено преподавание на русском языке в русской школе, которую мы восстанавливаем, сохранится и грузинская школа.

- Прокомментируйте недавнее задержание граждан Грузии в Южной Осетии.

- Группа грузинских подростков незаконно пересекла границу Южной Осетии и была задержана. На допросах они рассказали, кто их послал, с какой целью. Они назвали фамилии и звания кураторов, указали места захоронения оружия и боеприпасов. Схроны были сделаны грузинскими спецслужбами еще во время отступления из Южной Осетии.
Как Вам известно, совсем недавно Президент Эдуард Кокойты в знак доброй воли передал подростков грузинской стороне в присутствии российских и грузинских политиков и СМИ. Ответ тбилисского режима не заставил ждать – похищен еще один человек осетинской национальности… Волк все время смотрит в лес. Это уже государственный терроризм. Таких людей десятки, и находятся они в грузинских тюрьмах. Родственники требуют обменять их на задержанных граждан Грузии. В застенках томятся сыновья, братья, мужья…. Скорее всего, некоторых уже нет в живых. И такая политика со стороны Тбилиси продолжается.

- В Москве задержано несколько фигурантов с фальшивыми паспортами Южной Осетии. Куда ведет след?

- Это одна из форм грузинских провокаций, которые ощущаются и в России. К нам обращаются правоохранительные органы РФ с запросами о подтверждении подлинности документов, которые выданы в Южной Осетии. Все чаще попадаются при контроле поддельные документы. Уже известно о пяти таких случаях. Выяснилось, что фальшивые паспорта имеют грузинское происхождение, отпечатаны в одной типографии. Мы получили ответы из МВД Южной Осетии, из которых выяснилось, что паспорта с такими номерами и сериями принадлежат реальным гражданам Южной Осетии, а фальшивки используют лица грузинской национальности. В Грузии действует подпольная типография, где штампуют подделки, присваивая им номера и серии уже существующих паспортов. Вот вам и след – еще в довоенный период грузинские спецслужбы на выставленных ими незаконных блокпостах в зоне конфликта изымали у граждан Южной Осетии паспорта и ксерокопировали их. Пригодились.
Словом, у нас много работы, но трудности на то и существуют, чтобы их преолодевать. И только вместе, общими усилиями мы сможем нейтрализовать усилия недоброжелателей и противников России и Южной Осетии, их братского союза.
В завершение разрешите поздравить всех россиян с наступающим Новым Годом и Рождеством Христовым!

Беседовал Юрий Котенок
Посольство Республики Южная Осетия в Российской Федерации

Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Pinterest