Блиц-опрос: «Считаете ли Вы, что именно международные структуры являются ключевым элементом в разрешении вопроса о похищенных гражданах РЮО? Что, по Вашему мнению, необходимо еще предпринять для розыска без вести пропавших и освобождения незаконно удерживаемых в Грузии жителей Южной Осетии?»
Юрий Кокоев, преподаватель ЮОГУ:
Я считаю, что именно международные структуры являются ключевым элементом. Мы должны приложить все усилия и обратиться к международным организациям. Должны задействовать Страсбургский суд - они должны принять наши требования, наш иск. Международный суд не должен быть политизированным, и он не должен обращать внимание на то, что Южная Осетия признана только Россией и тремя другими странами.
Алан Харебов, госслужащий:
Моя точка зрения такова, что, несомненно, первым гарантом освобождения и защиты прав наших граждан, которые находятся сейчас в заключение в Грузии, являются международные организации. Прямого, стабильного контакта на данный момент с правозащитниками Грузии у нас нет и, в принципе, никогда не было. После известных августовских событий, конечно же, нет никаких гарантий, что можно чего-либо добиться напрямую от Грузии.
От нашей позиции, от нашего упорного доказывания незаконности задержания наших граждан в заключение в Грузии зависит их будущее.
Необходимо через диаспоры, через общества, которые представлены не только по России, но и в европейских странах, стабильно реализовывать подобные мероприятия, и различные обращения наших граждан, общественных организаций, правозащитников, которых у нас, на мой взгляд, хватает. Слаженная работа, я думаю, принесет результаты.
Сергей Битиев, военнослужащий:
На сегодняшний день, к сожалению, приходиться констатировать, что все другие инструменты просто не работают. Существовавших до августа 2008 года форматов переговоров, например СКК, сегодня нет, поэтому возможностей вести хоть какой-то диалог с грузинским руководством мы не имеем. Да и, как показывает жизнь, грузинские лидеры сами всячески стараются избегать подобных встреч, а данные ими обещания попросту не выполняют.
Европейские организации еще в 2008 году взяли на себя ответственность за все, что происходит на грузинской территории. Руководство Евросоюза обещало контролировать действия грузинских силовых структур, была создана специальная миссия мониторинга. Кому же, как не им, отвечать теперь за то, что якобы контролируемые ими грузинские спецслужбы продолжают похищать наших граждан? Кому, как не международным структурам, добиваться освобождения незаконно удерживаемых осетин?
Поэтому выходит, что дело действительно обстоит именно так: международные организации обязаны принять самое активное участие и сыграть ключевую роль в поиске и освобождении осетин, похищенных грузинскими спецслужбами.
Конечно, многое делается, чтобы вернуть похищенных их семьям, но, возможно, следует более широко вовлекать в этот процесс не только политические организации, но и гуманитарные, например «Красный Крест».
Если же говорить о других вариантах, то, наверное, более активную роль в этом направлении могли бы сыграть наши спецслужбы. Вполне возможно, что, используя свои оперативные возможности, а также помощь своих российских коллег, им удастся прояснить судьбу кого-то из тех, кто числится пропавшим без вести.
Инал Мамиев, экономист:
Я считаю, что в Грузии сегодня такое руководство, что без международного вмешательтсва наших граждан не освободят, может частично несколько человек. Граждан из Южной Осетии там очень много, судьба 70 человек вообще неизвестна.
Я думаю, что господин Хаммарберг (Верховный Комиссар Совета Европы по правам человека) очень активно действует. С его помощью и с помощью таких разумных грузин как Ногаидели можно прояснить судьбу всех, кто сегодня томится в грузинских тюрьмах.
Салима Хугаева, кандидат педагогических наук, преподаватель ЮОГУ, преподаватель школы №12:
Считаю, что на сегодняшний день именно мировое сообщество может повлиять каким-то образом на неадекватного президента Грузии. Наши руки связаны, единственное, что мы можем проводить вот такого рода акции, чтобы привлечь внимание мирового сообщества. Иного нам на сегодняшний день не дано.