Из интервью Министра иностранных дел России С.В.Лаврова РИА «Новости», телеканалу Russia Today и радиостанции «Голос России», 25 февраля 2010 года

сб, 27/02/2010 - 13:33
VKontakte
Odnoklassniki
Google+

Вопрос: Есть ли возможность нормализации российско-грузинских отношений в ближайшей, среднесрочной перспективе? Какие конкретные шаги могут быть предприняты в обозримом будущем? И так ли уж просто и гладко складываются наши взаимоотношения с Абхазией и Южной Осетией, независимость которых вслед за нами признали всего три государства?
С.В.Лавров: Отношения с Грузией разрывала не Россия, эти отношения разорвал нынешний режим в Тбилиси и не только разорвал отношения, но и с такой, знаете, маниакальной настойчивостью делал все, чтобы посеять вражду между российским и грузинским народами.
Один только пример: господин Саакашвили дошел до того, что Георгиевский трактат, который по сути защитил проживавшие на территории Грузии народы от потери независимости, назвал «первой оккупацией Российской империей грузинского государства». Историки прекрасно поймут – здесь масса недобросовестных оценок, но сама по себе политическая философия этого заявления уже о многом говорит.

Господин Саакашвили делал сознательно работу, которая выгодна тем, кто хочет окончательно разорвать связи между нашими народами. Уверен, что ни у него, ни у тех, кто этого хочет и кто им манипулирует, ничего из этого не выйдет. То, что мы не будем иметь никаких дел лично с господином Саакашвили – об этом уже Президент Д.А.Медведев неоднократно говорил. Это исключено. Он преступник, отдавший приказ убивать людей в нарушение всех своих международных обязательств, вытекающих из Устава ООН, Заключительного акта Хельсинского совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, многих других документов, включая соглашения, которые были заключены с участием Грузии для мирного урегулирования конфликтов в Южной Осетии и Абхазии.
Мы не уходим от контактов с грузинской стороной, такие контакты осуществлялись. Вы знаете, что в период православного Рождества состоялись чартерные рейсы. Это была просьба грузинской стороны. Мы сочли, что это будет правильно. Более того, мы готовы открыть регулярное авиационное сообщение, и соответствующие службы двух стран вполне могут это обсудить.
Надеюсь, что с 1 марта заработает наземный погранпереход, который сейчас с обеих сторон приведен в должное состояние, и, если у грузинской стороны не переменится настроение, то мы будем готовы выполнять имеющиеся на сей счет договоренности соответствующих ведомств.
У нас никогда не прекращались контакты по линии деятелей искусства, культуры, в целом интеллигенции, церковной линии. Мы идем на контакты с теми политическими деятелями Грузии, которые заинтересованы в диалоге с Москвой и понимают жизненную необходимость такого диалога для судеб Грузии. Мы выслушиваем их озабоченности и предложения о том, как нам выправлять тот серьезный, но все-таки не являющийся непоправимым, ущерб, который М.Саакашвили уже нанес и пытается продолжать наносить нашим отношениям.
Так что здесь у нас нет никаких сомнений, что многовековые узы, которые связывают российский и грузинский народы, прочнее любых таких политических мотыльков, которых чужим ветром заносит в эти края.
Что же касается Южной Осетии и Абхазии, то ведь главнейшая беда, которая привела к трагедии в августе 2008 года, заключалась в неспособности целой плеяды постсоветских руководителей Грузии действовать так, чтобы учитывать и следовать коренным интересам своего собственного народа. А один из главнейших таких интересов любого народа – это уметь жить в уважении, добрососедстве с окружающими его народами, тем более, если эти народы находятся на его территории.
Сейчас не буду вдаваться в то, каким образом Южная Осетия и Абхазия оказались на грузинской территории, хотя присоединялись абхазы и осетины к Российской империи самостоятельно и до появления самой Грузии. Там сыграли свою роль много субъективных факторов, в частности, известные решения Сталина, хотя сначала Абхазия и Грузия вошли в Советский Союз на равных правах и так далее... Повторю, однако, постсоветский период показал, что грузинские руководители не умели жить в мире и согласии с народами, которых они считали своими гражданами, населяющими территорию Грузии.
Ведь правда, что З.Гамсахурдиа в одном из своих первых политических заявлений требовал лишить все народы любой автономии. Тогда титульная нация, заявлял он, должна вершить бал на территории Грузии. Осетин он предлагал вообще депортировать в Северную Осетию. На фоне исторической памяти осетин и абхазов, памяти начала 20-х годов прошлого века, все это не могло не сказаться.
Конечно же, Россия, учитывая, что эти народы веками жили вместе с нами, что они являются братьями народов, населяющих российский Северный Кавказ, не могла быть безучастной к их судьбе, сделав все необходимое для того, чтобы впредь они не испытывали каких-либо угроз для своей безопасности. Не говоря уже об угрозах для самого их выживания, а такие угрозы со стороны Грузии исходили и в этом нет сомнения. Сейчас это твердо гарантировано теми договоренностями, международно-правовыми документами, которые сейчас приняты и которые еще дополнительно разрабатываются.
Вы, безусловно, знаете, что у народов Южной Осетии и Абхазии с обретением независимости происходит процесс утверждения национального самосознания. Процесс этот абсолютно естественный и, конечно, требует крайне деликатного отношения, особенно с нашей стороны, учитывая, что мы взяли на себя, по просьбе этих народов, обязательство об обеспечении их безопасности, включая создание военных баз на их территории, а также охрану их внешних границ.
Конечно, идет процесс перехода к самостоятельной жизни. За исключением вопросов безопасности, охраны границ они должны теперь сами решать все практические вопросы, связанные с социально-экономическим развитием, налаживанием в целом мирной жизни. Это непросто, особенно, будем откровенны, для Южной Осетии, которая чисто географически находилась и находится в положении, когда логистически многие жители Южной Осетии были связаны с Грузией – работали там и возвращались к месту проживания. Безусловно, постконфликтная ситуация, когда война была прекращена, создала для них трудности.
Сейчас надо все это преодолевать, в том числе и путем развития инфраструктуры внутри собственно Южной Осетии. Действительно, югоосетин и абхазов признали, кроме нас, только три государства. Однако, как я уже не раз говорил, мы не преследовали цели реализовать какой-то геополитический проект, помочь этим двум республикам получить независимость и немедленно принять их в ООН и в прочие международные структуры, обеспечив им универсальное признание. Мы думали только об одном – как защитить жизнь мирных граждан, как защитить наших миротворцев, которые там находились на основе наших международных обязательств.
Все остальное, все геополитическое пришло потом и абсолютно помимо нашего желания. Просто западные политологи стали немедленно делать какие-то геополитические выводы из этой ситуации. Они, конечно, есть, и главный геополитический вывод заключается в том, что нынешняя архитектура европейской безопасности дала серьезнейший сбой, причем не в первый раз.
Первый сбой произошел тогда, когда в разгар кризиса вокруг Косово, без какой-либо санкции Совета Безопасности ООН в грубейшее нарушение всех документов ОБСЕ ряд государств – членов ОБСЕ начал бомбить еще одну страну, являющуюся также членом ОБСЕ. Колоссальный сбой в евробезопасности затем произошел в связи с односторонним провозглашением независимости Косово в грубейшее нарушение Хельсинкского заключительного акта, решений СБ ООН. Южная Осетия – это тоже явный, откровенный, системный сбой во всей этой архитектуре.
При этом нам говорят, что в августе 2008 года Россия осуществила то, что она уже давно задумывала. М.Саакашвили также убеждает всех, что это была западня, в которую он попался, хотя все прекрасно знают, как все происходило, и факты налицо. Ну а те, кто еще имел какие-то сомнения, может почитать так называемый доклад Х.Тельявини, который не мы заказывали. Там все прекрасно объяснено, кто отдал приказ начать эту преступную войну. Так вот, эти политологические мужи сейчас пытаются представить дело таким образом, что, осуществив этот коварный план для того, чтобы закрепить достигнутое, Россия и выдвинула инициативу о разработке Договора о европейской безопасности.
Исключаю, что те, кто пишет на эти темы, а они достаточно известные люди, не знакомы с фактами. Значит просто врут, врут для того, чтобы переписать в очередной раз историю под свои эгоистические интересы. Потому что инициатива Президента Д.А.Медведева о разработке Договора о евробезопасности была выдвинута не после августа 2008 года, а 5 июня 2008 года, когда он находился с визитом в Берлине. Тогда он просто призвал всех задуматься над тем, куда идет Европа в плане обеспечения своей безопасности.
Так что мы продолжаем наращивать договорно-правовую базу и с Южной Осетией, и с Абхазией. Убежден, что вопросы, которые неизбежно вызывают какую-то эмоциональную реакцию со стороны людей, такие как вопросы собственности, например, обсуждавшиеся в ходе недавнего визита президента С.Багапша в Россию, будут решаться нормально, в спокойном режиме, по мере того как мы эту договорно-правовую базу будем создавать, а она охватит практически все сферы наших взаимоотношений.

Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Pinterest