31 марта состоялась встреча юго-осетинских журналистов с профессором государственного управления и международных отношений Вирджинского политехнического института города Вашингтона Джерардом Туалом и профессором географии Боудлерского института социальных наук университета Колорадо города Боудлера Джоном О`Локлином.
Во встрече участвовали журналисты информационного агентства «Рес», государственной телерадиокомпании «Ир», газеты «Южная Осетия» и других.
Отвечая на вопрос о соответствии Республики Южная Осетия критериям государственности, Джон О`Локлин сказал, что есть формальные и неформальные критерии, из которых последние более важны.
К формальным критериям он отнес членство в ООН, отметив, что здесь многое зависит от позиции пяти постоянных членов Совета безопасности ООН. В тех вопросах, когда СБ ООН не могут прийти к согласию, государство не получает членства в ООН, как в случаях Косово, Южной Осетии и Абхазии. В тех же случаях, когда возражений нет, новое государство становится членом ООН, как в случаях Восточного Тимора, Эритреи, Черногории и др. в этом отношении, отметил он не имеет значение количество стран, признавших новое государство. Он добавил, что с формальной точки зрения не имеет значения и уровень жизни. В качестве примера был приведен Тайвань, который признан 35 странами, и в котором уровень жизни выше, чем в большинстве признанных стран. Вместе с тем, Джон О`Локлин подчеркнул, что лучше жить в непризнанном государстве с высоким уровнем жизни, чем в признанном всеми государстве с низким уровнем жизни. Он также указал, что к формальным критериям относятся уровень демократии, наличие конфликтов с соседями, внутренняя стабильность и другие, но пояснил, что эти критерии носят условный характер, потому что им не отвечают даже многие признанные государства.
Джерард Туал, который занимался детальным изучением косовского вопроса, сообщил, что в период рассмотрения вопроса признания Косово косовские албанские лидеры убеждали международное сообщество, что создадут демократическую систему управления, условия для возвращения тех, кто был вынужден бежать и решат вопрос преступности, чей высокий уровень был аргументом против признания. Одни государства были удовлетворены этим, другие – нет. «Косово еще предстоит доказать, что соответствует критериям добропорядочности», - сказал он.
Отвечая на вопрос о соответствии Южной Осетии критериям добропорядочности, профессор отметил, что в некоторых вопросах имеется соответствие самым высоким требованиям этого критерия, но что одной недели, в течение которой они находятся в Южной Осетии, недостаточно для того, чтобы составить всестороннее обоснованное мнение.
Профессорам был задан вопрос о шансах Грузии на вступление в НАТО, на что Джон О`Локлин ответил, что в настоящее время у Грузии нет никаких шансов. Он напомнил, что такие шансы были в 2007 году, но были блокированы рядом европейских стран-членов альянса. Он добавил, что был бы удивлен, если бы альянс принял в свои ряды страну с таким обилием проблем. «Потому что проблемы нового члена автоматически становятся проблемами всего альянса», - подчеркнул он.
Туал добавил, что приоритетом для НАТО являются хорошие отношения с Россией и что Грузия не соответствует формальным критериям членства в НАТО.
Говоря о причинах большего доверия на Западе к распространяемой Грузией дезинформации, чем к правдивой информации югоосетинской стороны, американские учены отметили, что Грузия более широко представлена в США, ее президент свободно владеет английским языком, знаком с американской ментальностью и умеет хорошо себя преподнести. Они подчеркнули, что серьезных научных публикаций о Кавказе и особенно о Южной Осетии не только в США, но на английском языке вообще – единицы, в то время как о Косово и других подобных вопросах – десятки и сотни.
В связи с тем, что американские учены по этническому происхождению являются ирландцами, затрагивалась и тема урегулирования в Белфасте (Северная Ирландия). Ряд участников с югоосетинской стороны в свое время посетил этот регион и ознакомился с историей и ходом процесса урегулирования. Они отметили, что белфастская модель Южной Осетии не подходит, о чем было заявлено уже тогда, на встречах в Белфасте и Лондоне, и что признание независимости Южной Осетии, что уже сделали Россия и ряд других стран – наиболее оптимальный вариант, позволяющий сохранить стабильность и человеческие жизни.
В свою очередь, и ученые задавали вопросы представителям СМИ. В частности, их интересовало отношение к распространенной грузинской стороной «Стратегии правительства Грузии по оккупированным территориям», на что югоосетинские журналисты ответили, что этот документ был разработан с участием западных специалистов и рассчитан на западную аудиторию. «Аналогичных документов было много, под разными названиями – «мирные инициативы», «концепция мирного урегулирования» и так далее, но все они носили пропагандистский характер, и широко рекламировались Грузией в то время как грузинские оккупационные силы осуществляли беспощадный террор на временно оккупированных территориях и продовольственную блокаду осетинских сел. Внимание американских ученых было обращено на то, что первые подобного рода инициативы озвучивались Михаилом Саакашвили в Страсбурге в 2005 году, и в тот самый момент, когда грузинское телевидение вело прямую трансляцию того заседания, на котором Саакашвили выступал с «мирными инициативами» в отношении Южной Осетии, его артиллерия обстреливала южные кварталы Цхинвала.
Ученые интересовались и перспективами экономического развития Южной Осетии, на что экономический обозреватель газеты «Южная Осетия» Юрий Вазагов ответил, что в Южной Осетии имеются благоприятные природно-климатические условия для экономического развития, которое имеет три основных направления: сельское хозяйство, минеральные источники и туризм.
Интерес ученых привлекло и состояние демократии, свободы слова в Южной Осетии. Осетинские журналисты отметили, в Южной Осетии есть и государственные, и негосударственные теле- и радиоканалы и газеты. «При этом, если до событий 2008 года мы часто воздерживались от публикации критических материалов, чтобы не нанести вред информационной политике в условиях жесткого информационного противоборства с Грузией, то после признания со стороны России и размещения российских военных в Южной Осетии резко возросло число критических публикаций, в том числе и в государственных СМИ, что красноречиво свидетельствует о значительном росте демократии в Южной Осетии в условиях существенного снижения внешней угрозы», - отметили они.
В ходе встречи были обсуждены и другие вопросы, представляющие взаимный интерес.