Участие граждан Южной Осетии в «Грузино-осетинском гражданском форуме», состоявшемся недавно в голландском городе Лейден, нанесло вред государственным интересам РЮО и позициям югоосетинской делегации на Женевских дискуссиях по безопасности в Закавказье. Об этом ИА «Рес» заявил полпред президента РЮО по вопросам постконфликтного урегулирования Борис Чочиев.
Комментируя принятое 16 июля обращение участников форума к участникам Женевских дискуссий, Чочиев заявил, что «в Голландии встречались так называемые представители Южной Осетии и Грузии». «Причем подавляющее большинство грузинских участников – это бывшие жители Южной Осетии. Кто-то из них предательски покинул Южную Осетию в 1992 году, кто-то в 2008 году, когда нас бомбила грузинская армия. И те, кто называет себя представителями Южной Осетии, сидят с ними за одним столом», - недоумевает Чочиев.
Он пояснил, что ничего не имеет против того, чтобы на форуме обсуждали существующие проблемы, «если это принесет какую-то пользу».
«Мы неоднократно заявляли, что эти дискуссии имеют как положительное значение для Южной Осетии, так и негативное. Практически с начала дискуссий югоосетинская сторона работает над тем, чтобы убедить международное сообщество в том, что против Южной Осетии в августе 2008 года была совершена агрессия. Эту агрессию осуществило руководство международных организаций и многих стран руками Грузии, через своего ставленника Саакашвили. Если грузинское руководство до сих пор не признает факт агрессии и геноцида против нашего народа, то это касается не только грузинского руководства, но и тех стран, которые вооружали и продолжают вооружать режим Саакашвили, которые разработали план "Чистое поле". И в течение 11 раундов Женевских дискуссий грузинская сторона заявляет, что не собирается подписывать документ о неприменении силы. Между тем третий пункт соглашений Медведева-Саркози гласит, что необходимо разработать юридически обязывающий документ, гарантирующий неприменение силы против Южной Осетии и Абхазии. До сих пор грузинские представители говорили нам, что не собираются подписывать такой документ с Южной Осетией. А на 11 раунде дискуссий к ним на помощь пришел помощник госсекретаря США Филипп Гордон, который открыто заявил нам, что никого документа о неприменении силы против Южной Осетии подписывать не нужно», - рассказал полпред.
Он заявил, что не понимает позицию некоторых югоосетинских ведомств, мимо внимания которых проходит деятельность «так называемых "патриотов" Осетии».
«Мне известно, что один из участников форума в Голландии, Тимур Цховребов, собирал в Южной Осетии подписи в поддержку того, что осетино-грузинская граница является административной и что эту границу необходимо открыть. Зная Тимура, я не верил в это, но читая это обращение, это не кажется таким уж невероятным. Это просто позор», - заявил Чочиев.
Он отметил, что Южная Осетия работает над тем, чтобы Грузия возобновила поставки газа в Ленингорский район Южной Осетии, «откуда режим Саакашвили по политическим мотивам заставил покинуть свои непострадавшие дома многих жителей, построив им дома в Церовани (Грузия)».
«И грузинская делегация на Женевских дискуссиях заявила, что Грузия возобновит подачу газа в район, при условии, что мы предоставим официальные гарантии, что этим газом не будут пользоваться российские военные. Это же абсурд. А в принятом на форуме обращении говорится, что вопросы "газа и воды необходимо решать независимо друг от друга". То есть после 11-ого раунда дискуссий мы доложили руководству РЮО об абсурдной позиции грузинской стороны, и соответствующие службы перекрыли подачу оросительной и питьевой воды в Грузию. При этом мы предупредили мировое сообщество, что это делается в ответ на отказ Грузии возобновить газоснабжение Ленигорского района РЮО. И никто нам этого не ставит в укор, потому что всем известно, что два года население района не получает газ. Однако представители США, ООН, ОБСЕ говорят, что это разные вопросы, и под этим подписываются Тамерлан Тадтаев, Тимур Цховребов, Сармат Парастаев, Алан Гассиев и другие "югоосетинские" участники форума в Голландии. То есть, они говорят: "Зачем мы отключили воду, пусть ленингорское население не получает газ".
Это же касается доступа гуманитарных организаций в Южную Осетию. Участники форума настаивают, чтобы они въезжали в Республику с той стороны, которая "будет для них наиболее удобной". То есть они предлагают, чтобы гуманитарную помощь нам присылал режим Саакашвили», - считает Чочиев.
Также, по его словам, в обращении участников форума предлагается всем участникам дискуссий не ставить предварительных условий об определении статуса.
«Какого статуса? Может быть Тимур Цховребов знает какой-то другой статус Южной Осетии, кроме статуса независимого государства?», - сказал Чочиев.
Он сообщил, что у югоосетинских участников форума в Голландии не было разрешения участвовать в нем ни от Министерства иностранных дел Южной Осетии, ни от госсоветника президента РЮО Коста Дзугаева, который координирует работу неправительственных организаций.
«Как они там оказались?! Я считаю, что этим вопросом должны заняться соответствующие органы. Да, я признаю, что любой человек вправе разъезжать по миру, если он считает это нужным, но не надо делать предательских заявлений», - считает полпред.
Он заявил, что не видит разницу между членами марионеточной «временной администрации» и участниками форума.
«Я считаю, что это пощечина для каждого осетина. Имея на руках такое заявление, грузинская делегация на очередном раунде Женевских дискуссий будут вести себя более уверенно. Они нам скажут, что югоосетинская делегация думает так, а вот как думают другие осетины. Почему-то не проходит грузино-абхазский форум, есть только грузино-осетинский. И я считаю, что это очень плохо», - считает Чочиев.
По его словам, участники форума могли бы обратиться к членам югоосетинской делегации и выступить с предложениями, нужно ли Женевские дискуссии посвятить обсуждению других вопросов.
«Это их видение, и они имеют на это полное право, но почему они поехали в Голландию и оттуда дают нам ценные указания и призывают к чему-то? Почему бы не прийти сюда и не поговорить. Мы открыты для обсуждения», - заключил Чочиев.
Отметим, что в голландском городе Лейден прошла встреча участников «Грузино-осетинского гражданского форума», на котором 16 июля было принято обращение к участникам Женевских дискуссий по безопасности в Закавказье. Под обращением подписались 22 участника форума – в основном граждан Грузии и Южной Осетии.
Приводим полный текст обращения:
Уважаемые господа!
Разразившаяся в августе 2008 года война унесла человеческие жизни, привела к значительным разрушениям и разорвала многие традиционные связи. Уже через несколько месяцев в Женеве начались политические консультации, представители сторон начали работу по двум направлениям - по проблемам безопасности и гуманитарным вопросам.
Сейчас, спустя почти два года после войны, ваши консультации остаются единственной площадкой для встреч представителей властей всех сторон. С большим сожалением мы отмечаем, что после одиннадцати раундов консультаций положительных результатов нет ни у одной из рабочих групп. Механизм по предотвращению инцидентов и реагированию, созданный для решения текущих проблем на месте и пока являющийся единственным достижением дискуссий, в зоне грузино-осетинского конфликта фактически не работает. Становится очевидно, что в плену у политических интересов оказались обычные люди с их каждодневными проблемами.
Мы, участники Грузино-осетинского гражданского форума, полагаем, что ничто не должно блокировать решение гуманитарных проблем.
Все стороны должны стараться обеспечить нужды местного населения.
Прежде всего, должны разрешить проблемы, связанные с ограничением свободы передвижения:
- посещения родственников, религиозных святынь и кладбищ. Война не должна привести к разрыву семейных связей;
- доступа к медицинской помощи для жителей региона. В случае необходимости должна быть возможность доставить больного в ближайшую больницу;
- доступа к полям и пастбищам для жителей осетинских и грузинских сел, который оказался ограничен после войны. Местные жители, традиционно занимающиеся сельским хозяйством, остались без средств к существованию. Для решения этих вопросов должны быть задействованы представители местных общин;
- водоснабжения и поставки газа. Мы считаем, что проблемы газа и воды необходимо решать независимо друг от друга, не делая людей заложниками этих переговоров;
- отсутствия экономических и торговых связей, крайне негативно сказавшееся на благосостоянии жителей региона. Призываем стороны обеспечить свободу экономической деятельности, а всех участников дискуссий - способствовать ее развитию;
- доступа гуманитарных организаций в Южную Осетию. После войны там работает только одна международная организация – Международный комитет Красного креста. В то же время местное население остро нуждается в помощи для решения гуманитарных проблем: восстановление жилья, постконфликтная психологическая реабилитация, поддержка бизнес-инициатив. Призываем власти всех сторон обеспечить свободу доступа гуманитарных организаций в регион, причем организации сами должны иметь возможность решать, въезд с какой из сторон будет для них наиболее удобным.
Для решения этих проблем мы призываем все стороны определить, обнародовать и реализовывать общие правила передвижения, в первую очередь – для местного населения. Сейчас, когда местные жители все равно передвигаются, отсутствие таких правил приводит к множественным злоупотреблениям и нарушениям прав человека всеми сторонами. Остро стоит проблема задержания людей. Мы призываем все стороны воздерживаться от произвольных задержаний, применения практики заложничества и ограничений свободы передвижения. Призываем расследовать дела о пропавших безвести и незаконно задержанных, равно как и случаи нарушения прав человека в ходе военных действий.
Также призываем власти всех сторон способствовать поэтапному решению проблем беженцев и вынужденных переселенцев, покинувших свои дома в результате конфликта с начала 1990-х годов.
Все стороны должны способствовать развитию контактов на уровне гражданского общества, поддерживать гражданские инициативы, не ограничивая свободу объединений и собраний.
Мы призываем всех участников дискуссий, не ставя предварительных условий об определении статуса и других политических условий, способствовать возобновлению работы механизма по предотвращению инцидентов и реагированию и срочно выработать соглашение об основных механизмах сотрудничества по гуманитарным вопросам.
Лейден, Нидерланды, 16 июля 2010 г.
Ахсар Цхурбати
Марина Мешвилдишвили
Алан Гассиев
Мария Плиева
Варвара Пахоменко
Меги Бибилури
Гиорги Степнадзе
Нана Чкареули
Дали Доиджашвили
Нодар Сарджвеладзе
Зема Тедеева
Рудольф Губиев
Зураб Бендианишвили
Сармат Парастаев
Зураб Зубашвили
Синта Депондт
Зураб Тавасиев
Соня ван Рейдэ
Ираклий Чихлазде
Тамерлан Тадтаев
Мари Хмиадашвили
Тимур Цховребов