Сопредседатели Женевских дискуссий от ООН, ОБСЕ и ЕС все чаще занимают прогрузинскую позицию, но по отдельным вопросам югоосетинской стороне все-таки удалось продвинуться вперед. Об этом на брифинге в Цхинвале заявил полпред президента РЮО по постконфликтному урегулированию, глава югоосетинской делегации на Женевских дискуссиях Борис Чочиев.
«Чем дальше, тем больше мы убеждаемся, что сопредседатели Женевских дискуссий в лице ООН, ОБСЕ и стран Евросоюза стали более открыто занимать прогрузинскую позицию. На проблеме беженцев Грузия продолжает строить большую политику. Давление на югоосетинскую и абхазскую делегации пытались оказать представители США», - сказал Чочиев.
Он рассказал о том, почему Южная Осетия отказалась участвовать в группах по гуманитарным вопросам.
«Мы отказались от участия в группах по гуманитарному вопросу и по беженцам, так как оба эти вопроса грузинская сторона сильно политизирует, начиная еще с шестого раунда дискуссий. Без подписания юридически обязывающего документа, гарантирующего неприменение силы против Южной Осетии и Абхазии, говорить о решении гуманитарных вопросов, и тем более о трех принципах возвращения беженцев (принципы добровольного, достойного, безопасного возвращения) просто нелогично», - разъяснил полпред.
Представители Южной Осетии предложили Генассамблее ООН принимать резолюции с участием югоосетинской стороны.
«Генеральная Ассамблея ООН приняла очередную (третью) резолюцию, где грузинская сторона в очередной раз дезинформировала членов Генассамблеи. Все страны Евросоюза, согласно этой резолюции, одобрили решение о возвращении так называемых "беженцев" в Цхинвальский регион. С девятого раунда дискуссий мы предупреждаем Генассамблею ООН не вмешиваться в обсуждение тех вопросов, которые, согласно договоренности Медведева – Саркози, находятся не в ведении Женевских дискуссий. Учитывая, что это третья резолюция, которая принималась без нашего участия, мы им предложили приглашать, помимо грузинской стороны, нас. Разработанные же Россией, Абхазией и Южной Осетией проекты пока что взяты на контроль, но не более», - сказал Чочиев.
Он отметил, что по отдельным вопросам все-таки удалось продвинуться вперед.
«Хорошим подарком для нас стал доклад Хаммарберга по итогам работы экспертной группы. Все присутствующие, в том числе и грузины, были удивлены докладом Хаммарберга, а для нас он стал хорошим козырем. И мы не то что изложили свою позицию, а сделали юридический анализ данного доклада (это сделал член нашей делегации, юрист Мераб Чигоев в своем 28-минутном выступлении). Я считаю, что доклад Хаммарберга — это достижение нашей стороны. Ровно два года, на каждой встрече, мы ставили вопрос без вести пропавших», - подчеркнул Чочиев.
Кроме того, по его словам, заявление сопредседателей от югоосетинской стороны о готовности принять беспрепятственно жителей Ленингора, переехавших в Церовани (Грузия), обратно, расстроило планы грузинской стороны.
«Второй наш успех — это заявление относительно Ленингорского района. Наше заявление о готовности властей Южной Осетии под наблюдением Верховного комиссара по делам беженцев вернуть их в места прежнего места проживания с оговоркой, что они должны признавать законы нашего государства, вызвало удивление грузинской делегации, а международные организации даже отказались зафиксировать в пресс-релизе заявление нашей стороны. Эти люди нужны грузинам как инструмент давления на международное сообщество. Жители Ленингорского района – наши граждане, и мы спокойно примем их обратно в свои дома», - сказал Чочиев.
По его словам, первый заместитель министра иностранных дел Грузии Георгий Бокерия назвал возможность возвращения жителей Ленингорского района обратно из Церовани «клоунадой».
«После этого он вскочил и покинул зал. Вслед за ним вышли и другие члены дискуссии», - отметил Чочиев.
Грузинская сторона также проигнорировала показ видеозаписи без вести пропавших граждан Южной Осетии, который многие международные организации видели впервые.
«На показ видеоматериалов, на которых зафиксированы избиения троих без вести пропавших (Алан Хачиров, Алан Хугаев и Плиев), грузинская сторона не пришла. А также видеоматериал относительно Тенгиза Бакаева и Родиона Икаева, которых грузинские военнослужащие допрашивают. Грузинская сторона также проигнорировала эти показы. Сопредседатели от Грузии и США были категорически против фиксирования этих фактов в пресс-релизе», - подчеркнул Чочиев.
Он также отметил, что Южная Осетия возвращается в формат механизма предотвращения реагирования на инциденты.
Полпред добавил, что сопредседатели от Южной Осетии продолжат отслеживать исполнение поручений, которые в своем докладе четко обозначил Хаммарберг.
В завершении выступления Чочиев добавил, что, находясь в Женеве, югоосетинская сторона обратились к международному сообществу с предложением взять пример с РФ по строительству разрушенного войной хозяйства в Южной Осетии, а не политизировать все это, и не пытаться приезжать в Южную Осетию через Грузию.