Такой языковой жанр, как устное народное творчество и фольклор, оказали нам, потомкам скифов и алан, неоценимую помощь. Вряд ли мы, простые обыватели, в суете ежебудних проблем над этим задумываемся, но в глубине сердца живет в каждом из нас тайная, почти на генетическом уровне, благодарность. Здесь уже пора открыто заявить о музыкантах. Осетинская музыкальная культура тесно связана с устным народным творчеством. И это неудивительно. Мы знаем о том, что нередко пастух-воин-певец объединялись в одном лице. В.Абаев писал: "Выступив на историческую арену как народ пастухов и воинов, осетины оставались таковыми на протяжении многих столетий. Народы этого типа характеризуются обычно склонностью к эпическому творчеству. К осетинам это относится в полной мере. Все говорит за то, что эпическая песня была от глубокой древности до наших дней той господствующей формой, в которую вылилось духовное творчество народа".
Именно эпическая песня вызвала и донесла до наших дней такой авторитетный музыкальный инструмент осетин, как дыууадæстынон фæндыр. Вспомним, как у нартов впервые появляется именно двенадцатиструнная арфа. Сюжет тяжелый - в голодный год Сырдон похищает у Хамица корову, пока варится мясо, Сырдон на ныхасе потешается над Хамицем. С подозрениями и тяжелым сердцем Хамиц прокрадывается к жилищу Сырдона. Увидев голову своей коровы Хамиц в ярости убивает сыновей Сырдона, бросив их в котел с мясом. Вернушись, Сырдон вынимает из котла мясо, с ужасом узнавая тела своих сыновей. В эту ужасную минуту, чтобы излить скорбь и горе, он делает арфу. Так в большой скорби появляется дыууадæстынон фæндыр. Игра Сырдона покорила нартов благодаря арфе Сырдона, который из злодея превращается в убитого горем человека, заслуживающего уважения и прощения. Наличие у скифов арфы подтверждается археологическими раскопками. Об этом пишет в своей книге "Осетины" Б. Калоев, ссылаясь на труды С.И.Руденко "Культура населения Центрального Алтая в скифское время". Исходя из этого, можно сказать, что арфа была известна на огромной территории - от горного Алтая, Средней Азии и до Кавказских гор.
Подробнее о дыууадæстынон фæндыр можно узнать у Б.Галаева в книге "Осетинская народная песня". Известно также, что Ф. Алборов - композитор, собиратель, исследователь осетинского музыкального инструментария, собственноручно восстановил 12-струнную арфу, описав ее в своей книге "Музыкальная культура осетин".
Будучи художественным руководителем Госансамбля "Симд", Ф. Алборов внес в осетинское инструментоведение значительный вклад, улучшив и отреставрировав большую часть инструментов, собранных Б. Галаевым еще в далеком 1938 г. Благодаря его усилиям (эскизам, описаниям, заказу) ансамбль песни и танца Южной Осетии обзавелся комплектом народных инструментов, изготовленных в Москве музыкальной фабрикой. Вот описание дыууадæстынон фæндыра (арфы) по Б.Галаеву. Ее корпус (нередко разрисованный национальным орнаментом) представляет четырехугольный (реже фигурный) деревянный ящик, изготовленный из древесины твердолиственных пород (клен, тут, дуб), закрытый сверху декой из древесины, ели или пихты. Шейка дугообразной формы, украшенная узорчатой резьбой, изготовляется обычно из той же древесины, что и корпус. Дыууадæстынон фæндыр имеет 12 (иногда 10) струн, натянутых наклонно под острым углом к деке… Играют на дыууадæстынон фæндыре держа инструмент на коленях, так, чтобы басовые струны были обращены к исполнителю. Дыууадæстынон фæндыр аккомпанирующий: в прошлом на нем играли только мужчины, он считался инструментом героев. Тема героической и вообще эпической песни, переданная нам посредством дыууадæстынон фæндыра, актуальна и сейчас.
Таким образом, пожалуй, можно выразить восхищение теми энтузиастами, которые и в наши дни остаются верными эпическому дыууадæстынон фæндыру.
Тамара КОТОЛОВА,
газета "Южная Осетия"