Сегодня население столицы Южной Осетии в очередной раз столкнулось с дефицитом питьевой воды, хотя говорить «в очередной раз» не совсем верно, поскольку данная проблема, кажется, стояла на повестке дня всегда. Как по количеству, так и по качеству самой воды. А в конце прошлого века даже «вытекла» в политическое русло. 16 апреля 1988 года, после того как в Цхинвале вспыхнула эпидемия кишечных заболеваний, жители города вышли на акцию протеста. Митинги продолжались несколько дней, и в результате народных волнений в отставку ушел первый секретарь Обкома партии Феликс Санакоев. Причиной эпидемии называлась вода, в которой, якобы, были обнаружены бациллы тифа. Сегодня трудно судить, была ли это настоящая эпидемия тифа или просто случилось обычное заболевание дизентерией. Однако его преемник в первую очередь принялся, было, решать «водную» проблему.
Но это дела минувших дней, между тем, для столицы Южной Осетии нехватка питьевой воды действительно является застарелой проблемой. Первые попытки наладить водоснабжение города Цхинвал были предприняты в 1931 году. Тогда на северной окраине столицы был построен небольшой резервуар, куда собиралась вода из нескольких колодцев. Годами позже был построен водопровод из сел Итрапис и Кехви. Оба эти водозабора работают и сегодня, обеспечивая водой северную часть Цхинвала. Затем был разработан проект подачи воды в Цхинвал из района села Вариани соседней Грузии. Здесь имелась пойма со значительным объемом речного фильтрата. Оттуда вода закачивалась водяными насосами большой мощности и подавалась в Цхинвал. Работало три насоса мощностью в 1200 кВт каждый. Потребление электроэнергии при этом было колоссальным. Для организации электроснабжения насосной станции в Вариани была даже проложена отдельная электролиния. При этом несколько водных источников в самой Осетии запитывали соседние села в Грузии и даже город Гори, расположенный на расстоянии 25 км от Цхинвала.
Был в нашей «водной» истории еще один любопытный момент. В свое время в Южную Осетию пригласили авторитетного украинского гидролога и строителя Олега Кириченко. Он получил известность после того, как под его руководством были построены водоводы, обеспечивающие водой Киев, Ханой и пригород Парижа. От местных властей только требовалось рассмотреть его предложения. Все дорожные и представительские расходы брали на себя друзья О. Кириченко, проживавшие тогда в Осетии. Однако в «высоких кабинетах» Цхинвала специалиста с мировым именем даже не пожелали принять и выслушать.
Население столицы Южной Осетии, между тем, росло год от года, и проблема водоснабжения обострялась. В 1980 году было принято решение провести новый водовод из высокогорного села Едыс, расположенного на высоте 1970 метров над уровнем моря. Строительство началось при первом секретаре юго-осетинского обкома КПСС Феликсе Санакоеве. Этот партийный лидер при всей противоречивости своей натуры, был непревзойденным организатором, к тому же обладавший исключительной способностью ладить с тбилисскими властями. Результатом личной инициативы Ф. Санакоева и стало выделение средств на дорогостоящий проект. Строительство велось под его личным контролем и обещало быть успешным. Однако наступила «перестройка», общество стало жить протестными настроениями, и в результате народных волнений, о чем было сказано выше, Ф.Санакоев был смещен с должности.
Новая власть в лице партийного руководителя Анатолия Чехоева строительство водопровода Едыс-Цхинвал вело ускоренными темпами, зачастую с нарушением технических норм. «Перестройка» набирала темпы, митинги в Цхинвале становились обычным делом, и объектом критики все чаще становилось новое руководство. Нужен был показательный результат. Поэтому работы велись по принципу: «Главное не лучше, главное быстрее». Уже в процессе строительства высказывались замечания по проводимым работам. Группа работников водного хозяйства области направила на имя А. Чехоева специальное обращение, в котором указывались нарушения, допускаемые во время строительства водовода «Едыс-Цхинвал» и их возможные последствия. Попытка одного из ответственных работников обкома партии Эриха Кочиева воспротивиться «ударным темпам», стоила ему должности.
Строительство, тем не менее, продолжалось, несмотря на предостережения. Протяженность водовода Едыс-Цхинвал составила 55 км. Общий дебет воды – 550 литров в секунду. Для наглядности: все четыре резервуара объемом в 5000 кубометров заполнялись за два часа(!).Однако водовод все же не успели закончить. Даже, несмотря на то, что его сооружение велось в авральном темпе. Сегодня последствия этого аврала мы наблюдаем по результатам бесконечных аварий и нехватки воды в водоводе.
Первый технический недочет был связан с трассой прокладки самой трубы. Непосредственно от водозабора труба идет не по уклону, а «забирается» на высоту на террасу-полку. Вместо того, чтобы вода свободно стекала под гору, вдоль русла реки Лиахва, она поднимается на несколько десятков метров. Это создает неизбежное обратное давление и, как следствие, воздушную пробку. Для компенсации этого явления были устроены специальные компенсирующие устройства, которые должны были регулироваться вручную. Предполагалось, что за тем, чтобы в водоводе не создавалась воздушная пробка, будут следить специальные смотрители, набранные из числа местных жителей. Однако после того, как началось грузино-осетинское противостояние и последующий хозяйственный коллапс, водозабор остался без присмотра. Особенно в зимнее время, когда в село Едыс месяцами отсутствует транспортное сообщение. В результате каждый год по несколько зимних месяцев водовод блокировался воздушной подушкой. А вода поступавшая в водовод из водосборника, не находила выход, и стала просачиваться через основание подземного резервуара. За несколько лет родники, питавшие головное сооружение, «нашли» выход на поверхность, и, как итог – дебет воды резко сократился. Хотя тогда власти нашли простое объяснение: якобы в результате землетрясения 1991 года родники поменяли свое направление. А что с природы взять? И никого не интересовало, что проблемы с наполняемостью трубы возникли уже в 1990 году.
Для того, чтобы устранить эти последствия, надо было заново разбирать водозабор, а это площадь целого футбольного поля. Денег, техники и специалистов на это не было. Решили поступить проще – подвести дополнительные источники к водозабору. Один провели от села Кабузта, а во второй забирали воду прямо из верховья реки Большая Лиахва. Благо оба этих источника расположены у головного сооружения.
Были и другие недочеты во время строительства: водозабор не был покрыт дерном, не все трубы уложены в землю, к тому же в некоторых местах трасса пролегала хотя и по короткому маршруту, но по оползневым участкам. В некоторых местах трубы проложены прямо в реке Лиахва, что неоднократно приводило к разрыву водовода.
Позже было решено устроить дополнительный водосбор у села Брытат, также находящегося недалеко от трассы водовода Едыс-Цхинвал. В 90-е года из ущелья Дзомаг были проложены трубы от нового водозабора, которые были подсоединены к основному водоводу. Строительство велось на средства иностранных гуманитарных организаций. Тогда строители торжественно обещали, что вода в Цхинвал будет идти самотеком до 8 этажа. Однако все осталось словами. Воды, наоборот, стало, кажется, даже меньше.
Интересно отметить, что перебои с водой сегодня связывают именно с водоводом из ущелья Дзомаг. Дело в том, что во время дождей и таяния снегов вода поступает от источников, которые стекают по ложбинам в водовод. Здесь в отличие от Едисского головного сооружения, где вода собирается в закрытый подземный водозабор, в Дзомаг водосбор представляет несколько небольших бетонных резервуара. Роль фильтров здесь выполняют несколько металлических решеток. Понятно, что ни о какой эффективной фильтрации грязной дождевой или талой воды говорить не приходится. А в сильные морозы вода здесь и вовсе просто замерзает. Сегодня, чтобы добраться до Дзомагского головного сооружения, надо пробираться несколько километров через речные перекаты, разливы реки, а зимой через лавины и снежные завалы. Так что водовод можно использовать полноценно только летом.
В этом случае вместо того, чтобы тратить сотни тысяч долларов на этот проект, можно было бы за эти же деньги сделать такой же забор воды в верховьях реки Лиахва, и наполнить трубу водовода «Едыс-Цхинвал». Тогда бы местные жители могли время от времени очищать бассейны. В селении Едыс в отличии от Дзомагского ущелья еще живут люди.
В течение последних лет, каких только проектов по улучшению подачи воды в Цхинвал не было. Наиболее амбициозный – забор воды из реки Лиахва. Предполагалось, что вода будет забираться в водосборники из реки, проходящей через город и закачиваться насосами в резервуары в Дубовой роще. Понятно, что стоимость добычи такой воды была бы в разы дороже. Кроме того, здесь надо учитывать и психологический момент. Не совсем приятно пить воду из реки, в которую выше по течению сбрасываются отходы, сточные воды.
Предложение устраивать насосы, которые бы закачивали подземные воды из артезианских скважин тоже не получило развития. В Цхинвале всего два места, где можно брать в достаточном объеме артезианские воды. И только одна скважина действует. На территории авторемонтного завода «ЦАРЗ» в свое время было построено противоатомное убежище, и для его обеспечения водой и была устроена отдельная скважина.
Поиски воды в окрестностях села Тбет также сочли бесперспективной задачей, ссылаясь на изыскания прежних лет. В советское время в нескольких местах здесь были пробурены скважины, однако дебет воды оказался незначительным.
В 2008 году было высказано предложение провести воду из лесов местности Егра Знаурского района. Для обследования тамошних запасов воды были приглашены российские специалисты-гидрологи. Однако летом дебет воды здесь минимальный. Хотя в первое время этот проект подавался как чудо, равное тому, как в пустыне пророк Моисей нашел воду. Однако иудейскому пророку помог Бог, потому что только Божье провидение способно даровать воду в пустыне. Но Южная Осетия это ведь не пустыня. Скорее наоборот. Воды у нас более чем достаточно. Но вот собрать ее в трубу и подать в столицу Цхинвал в течение десятилетий не удается. Как тут не удивиться умению строителей в Древнем Риме. Проложенные ими водоводы в некоторых местах работают и поныне. И это при том, что воду доставляли за десятки километров. Древние водные трассы-акведуки и сегодня еще являются свидетельством умения римских инженеров и строителей. А ведь технологии и техника в настоящее время намного совершеннее, чем тысячелетия назад. В этом плане интересно отметить, что в районе села Кусрет, в окрестностях Цхинвала, существует древний водопровод. Из небольшого оврага к находящейся на окраине села крепости были проведены глиняные трубы, по которым поступала родниковая вода. Водопровод и сегодня еще цел, только один из участков разворочен при земляных работах.
Было также мнение о перераспределение водозабора в с.Ванат в сторону Цхинвала. Действительно, из района этого села (точнее из села Сацхенет), идет два водовода в приграничные грузинские села. Причем один из них проходит через район завода ЦАРЗ. Но дебет воды в этих водоводах не так значителен, чтобы оправдать возможные затраты строительства фактически нового водовода.
Однако большая часть специалистов считает, что надо все же развивать водовод Едыс-Цхинвал. Как уже указывалось, водовод Едыс-Цхинвал не был до конца построен. В частности, должны были быть сооружены несколько водосборных бассейнов, специализированных зданий. Общий проектный объем поступающей воды должен был составить 1200 кубометров в секунду. Половина этого количества должна была поступать в Горийский район Грузии. Именно это условие и позволило Ф. Санакоеву в свое время добиться выделения средств из Тбилиси. Такой объем на самом деле реален. Дело в том, что вода в район села Едыс поступает из высокогорного озера Хъелы-цад. Вернее сказать, это группа озер, фильтраты воды которых через вулканические породы просачиваются на низменность. А водных запасов в этих озерах, питающихся ледниками, более чем достаточно. Особенно в летнее время, когда проблема водоснабжения стоит наиболее остро. Другими словами, вместо устройства десятка водоводов по всей Республике, целесообразнее модернизировать основной. А главная проблема водовода «Едыс-Цхинвал» в реконструкции самого водозабора. Надо вернуть обратно все родники. Для этого необходимо разобрать водозабор, проложить дренажные трубы, устроить уловители воды, чтобы исключить выход родников из водозабора, кроме как в трубу, уложить на водозабор дерн, чтобы предотвратить проникновение туда дождевых и талых вод. Также подвести в водозабор новые родники. Без увеличения массы воды решить проблему невозможно. А то заканчивающуюся стройку над городом в виде еще двух дополнительных резервуаров общим объемом 10 000 кубометров будет нечем заполнять...
В народных легендах есть сказание о том, как жителям одного села воду перекрывал Дракон. В качестве платы он требовал человеческие жертвы. Для нас это чудовище олицетворяет отсутствие инициативы, добросовестности в работе, недостаточно грамотное планирование и учет приоритетов. Вот и нам надо победить этого Дракона. В самих себе. Иначе нам придется бесконечно искать объяснения дефициту питьевой воды. Винить дождевые воды, жителей Джавы, жителей района БАМ, микрорайона «Московский»…
Юго-осетинская газета «Республика»