На днях в редакцию нашей газеты пришел известный врач, 40 лет проработавший хирургом Республиканской больницы Савелий Бязров. Поводом для обращения в редакцию стало тяжелейшее положение его родного села Котанто, жители которого нуждаются в экстренной помощи со стороны, в первую очередь, государства.
Проблемы населенных пунктов Южной Осетии практически одинаковы. Но, надо признать, если проблемы отдаленных и высокогорных сел решить непросто, учитывая труднодоступность и сложный рельеф местности, то вызывает удивление, когда годами не решаются проблемы в средней зоне и даже вблизи от Цхинвала и райцентров. И потому мы не удивились, когда Савелий Бязров, которого, как уважаемого человека, жители села делегировали в Цхинвал для актуализации проблем в СМИ и во властных структурах, обозначил главную проблему жителей Котанто - дорога.
Как оказалось, до недавнего времени дорога из Кемулта в Котанто была относительно в сносном состоянии. Однако, по словам уважаемого врача, проводившие ветку газопровода газовики довели дорогу практически до состояния непроходимости: большегрузная и специальная техника строителей разъела и разрыла утрамбованную дорогу. "Теперь в дождливую погоду в Котанто не сможет проехать абсолютно никакой транспорт. Даже машины с повышенной проходимостью", - говорит Савелий Бязров. По его словам, многого для устранения проблемы не требуется - достаточно разровнять дорогу и посыпать ее густым слоем щебня.
Так как дожди в горах идут часто, нетрудно догадаться, что Котанто долгое время остается отрезанным от мира. По словам Савелия Бязрова, в Котанто осталось всего 9 дворов, и жители села не живут, а мучаются. До 1941 года здесь было 120 дворов. На фронт ушли 86 мужчин села, вернулось около шести.
Оказалось, что в Котанто существует ряд других несложных проблем, решение которых, по словам Савелия Бязрова, поможет не только остановить отток людей из села, но будет способствовать возвращению людей. В Котанто электричество есть, однако, по словам врача, деревянным и полусгнившим опорам ЛЭП более 30 лет и они нуждаются в срочной замене. Почему-то в некоторых близлежащих селах опоры заменили, а в Котанто нет.
Как ни парадоксально, но в высокогорье, которое мы восхваляем из-за обилия чистейших родников и источников, а также полноводных рек, способных по водотоку обслуживать мини-ГЭС, до сих пор воду возят на волах. То есть в этом отношении жизнь жителей Котанто не изменилась по сравнению, к примеру, с 18 веком. Дело в том, что село использует один единственный источник, он расположен в центре Котанто и сельчанам приходится запрягать скотину и возить воду дедовским способом. А у кого нет крупного рогатого скота - несут воду ведрами по крутым склонам и серпантину села.
Газа в Котанто нет, хотя ветка газопровода проходит в непосредственной близости от села. В самом селе газовики построили обслуживающую участок газопровода станцию, и хотя при строительстве газопровода звучали утверждения, что местных жителей трудоустроят на станции, работу там не получил никто. "Если газ и вода придут в село, знаете сколько проблем с плеч сельчан снимется?", - загораются глаза Савелия Бязрова. По его словам, если навсегда решить вопросы дороги, газо и водоснабжения, люди потянутся в село. "В Цхинвале живет много уроженцев Котанто, они могут вернуться в село и выращивать сельхозпродукцию. С их возвращением, во-первых, село возродится, во-вторых, рынок насытится натуральной продукцией, в-третьих, цены стабилизируются", - считает уроженец села.
"Почему мы покупаем дорогую египетскую картошку, когда наша картошка самая вкусная?", - возмущается Савелий Бязров существующим положением. "Я там вырос, осенью наша семья 2 тонны картофеля собирала. А в колхозе за 500 трудодней получалось 7 тонн. Кроме того, много получали топленого масла, меда, других натуральных продуктов. Хорошая была жизнь", - с ностальгией вспоминает он.
С каждым годом площадь вспаханной земли уменьшается. Связано это с участившимися фактами бесследных краж крупного рогатого скота у жителей Котанто. Естественно, без скота вспахать землю под сельхозкультуры нельзя. В этой ситуации жителям Котанто необходим небольшой трактор. "Что стоит выделить селу трактор? Можно назначить одного из сельчан ответственным за трактор, и это поможет нам решить важную проблему. Вы не представляете, но в Котанто люди пашут землю, приспособив плуг к УАЗу. Но это не дело!", - сокрушается наш собеседник. Заметим, что отсутствие крупного рогатого скота усложняет доставку дров, поэтому с особой остротой встает вопрос газификации села. "Дорога, газ, вода и трактор - главные проблемы Котанто, и от имени жителей села я обращаюсь к Президенту Южной Осетии Эдуарду Кокойты и Премьер-Министру Вадиму Бровцеву помочь в решении этих проблем. Мы надеемся, что они нас услышат", - подытожил Савелий Бязров.
Чтобы детальнее ознакомиться с проблемами села, журналисты выехали в Котанто. Через реку Паца у Кемулта переброшен новый железный мост, который в прошлом году построили газовики. Сельчане, конечно, по достоинству оценили помощь газовиков в строительстве моста, ведь была решена одна из главных проблем, которую в то же время должны были решать соответствующие республиканские структуры. Сразу после моста начинается такая дорога, которую не осилят даже признанные мэтры автогонок - экипаж "КамАЗа" Фирдоуса Кабирова и Владимира Чагина, многократных победителей международного ралли "Париж-Дакар". После дождя грязь подсохла, оставив такую глубочайшую колею, что редакционная "Нива", скрежеща и угрожающе скрипя своим железным нутром, с трудом преодолевает препятствия. Даже человек далекий от автомобильных тонкостей поймет - кроме "Нивы" и других вездеходов, остальным легковым машинам сюда путь заказан. А в грязь в гору не поднимется никакая машина. После десятиминутной езды, полной экстрима и опасностей, машина выруливает к центру села. Дальше сельчане ехать не советуют, машина застрянет бесповоротно.
В самом селе старые деревянные дома, убогие строения, подлатанные досками, фанерой. Много развалившихся домов. А кругом - если вспомнить строчки из известного произведения: "Цвели кругом чудеса ботаники…" - живописная панорама очаровывающих и завораживающих взгляд гор, непривычная после городского шума тишина, чистейший воздух, пение птиц, аромат цветов… "Вот так и живем…", - вздыхает старожил села Лаврентий Бязров, вместе с сельчанами рассказывая нам о нелегком бытие. Он подтверждает, что большегрузные машины газовиков привели дорогу в негодность. "В администрации Дзауского района мы были, там о нашей проблеме знают. Но, видимо, у районных властей нет возможности решить проблему и, как нам сказали, документы отправили в Цхинвал. Обещали приехать на этой неделе, но пока никого не видно. Не видим и не чувствуем мы внимания", - сокрушенно говорит Лаврентий Бязров.
В центре села - маленький источник, из которого набирают воду сельчане. "Видите трассу газопровода, - показывает рукой на север, к сказочным красотам, Лаврентий Бязров, - там недалеко есть источник, который может обеспечить водой все село. Что стоит проложить трубу всего-то около трех километров? Зато какая проблема решится для нас! Мы уже устали таскать воду в ведрах". Водную проблему пытались решить еще в советское время. Трубу проложили только до половины, на большее советская власть оказалась неспособна. Как говорят жители села, решить проблему водоснабжения обещал в 2010г. Международный Комитет Красного Креста, однако прошло время, и сельчане уже не надеются на Красный Крест.
"Свет у нас есть, телеканалы показывают хорошо. Но самое главное для нас - это вода и дорога. Недавно одна машина застряла, всем миром ее вытаскивали, пришлось вызывать помощь из Дзау. Да и зимой большие проблемы с дорогой", - говорят сельчане. Сейчас в селе осталось 9 дворов, чуть более 30 человек. Есть школьники, которые по невообразимой грязи идут за знаниями в школу Кемулта. "Еще недавно 76 дворов было. А сейчас? Одна надежда на руководство. А если ситуация не изменится и оставшиеся покинут село", - говорит Лаврентий Бязров.
Жители села подтвердили наличие практически всех проблем, о которых нам рассказал Савелий Бязров. На прощание Лаврентий Бязров философски заметил: "Зачем мост, если дорога не ведет в село?". Его умудренные опытом слова невольно синхронизировались с финалом фильма "Покаяние": "Зачем дорога, если она не ведет к храму". И в самом деле, зачем хороший мост при непроходимой дороге?
К сожалению, надо признать, что восхваляемые нами традиции и обычаи нашего народа мы переносим исключительно на застолье. А о других традициях, направленных на оказание помощи, мы почему-то забыли. Бюджет республики пока не позволяет заасфальтировать дороги в каждое село Южной Осетии, провести газ и воду, обеспечить сельскохозяйственной техникой. И здесь родовым селам должны также помочь фамилии, которые переселились в город. Почему бы каждой фамилии не создать фонд, формируемый представителями фамилии, и на эти средства оказывать родным селам какую-то помощь? Предвижу возражения. Однако, когда собираются десятки тысяч рублей на фамильные пиры, на которых звучат высокопарные тосты с ударами в грудь за родные и святые места, за горы и чистые родники, за святых и небожителей каждого ущелья, за благополучие Южной Осетии, не лучше ли эти средства направить на нужды сельчан, которым мы на следующее утро после фамильного пира оставляем горы мусора? И пусть каждый застольный оратор призадумается и спросит себя: а что же сделал я для своего села, откуда я родом?
Как отмечалось выше, проблемы сел всех районов республики идентичны. И решать их должны в первую очередь властные структуры. Мы не государство высоких технологий, привлекательных банковских условий, как в Швейцарии, развитого машиностроения и туристической индустрии. Южная Осетия всегда была аграрным регионом, и с этим надо считаться и тем более исходить из этого, формируя экономический портрет республики. Складывается ощущение, что проведя газ в Цхинвал, реконструируя магистральный водовод "Едис-Цхинвал" и пробивая дороги, соответствующие структуры посчитали свою задачу выполненной и успокоились, как будто жители сел не нуждаются в дорогах, газе, воде. Республика - это не только Цхинвал, а каждое село Южной Осетии, которое кормит город. Не будет села - не будет и республики.
Александр КЕЛЕХСАЕВ,
газета "Южная Осетия"