В июне Южная Осетия отмечает две трагические даты - начало Великой Отечественной войны 22 июня 1941 года и 91-ую годовщину геноцида осетинского народа в 1920 году, апофеоз которого пришелся именно на первый месяц лета.
Тема геноцида 20-х годов долгое время была на повестке дня общественности и СМИ Южной Осетии, но, похоже, теперь трагедия осетинского народа становится более актуальной и для международной аудитории, в том числе российской. Об этом, в частности, свидетельствует конференция в Москве на эту тему, которую планируется провести в ближайшее время. Причем, Россию вспомнить о трагедии 1920 года подталкивает сама Грузия, за последние годы осуществляющая активную политику по влиянию на общественное мнение народов Северного Кавказа с помощью изощренных манипуляций. Последней каплей в чаше терпения стало признание грузинским парламентом геноцида черкесов в середине XIX века. По-видимому, именно после этого очередного действа в антироссийском шабаше официального Тбилиси в Москве решили актуализировать проблему гораздо более близкого по времени и однозначного по сути геноцида осетин в 1920 году.
Между тем, еще в прошлом году, когда в Грузии вовсю педалировалась черкесская тематика, был введен безвизовый режим в отношении жителей Северного Кавказа, активно осуществлялись другие аналогичные провокации, югоосетинские аналитики предлагали в качестве нейтрализующей меры разработать и претворить в жизнь комплекс мер, а именно вынести на широкое обсуждение геноцид осетин в 1920, 1989-92 гг., действия грузинских карателей в Абхазии, с последующим признанием геноцида этих народов со стороны Грузии. Провести серию конференций на тему дискриминации и насильственной ассимиляции армян и азербайджанцев, проживающих в Джавакхе и Борчало, ввести для них льготы при пересечении российско-грузинской границы. Без всякого сомнения, это стало бы отрезвляющим ударом по реваншистам в Тбилиси. Были также выдвинуты идеи создания новых форматов взаимодействия и диалога кавказских народов под эгидой России.
Но политика России в этом направлении, предполагающая широкое вовлечение общественного сектора и экспертного сообщества, долгое время отличалась пассивностью, хотя в русле официальной дипломатии на Кавказе предпринимались достаточно активные действия. Теперь же, на фоне нового витка масштабной кампании по разжиганию антироссийских настроений на Кавказе, появились первые признаки ответных шагов. Об этом, в частности, свидетельствует конференция, посвященная вопросу разделенных народов, прошедшая на этой неделе в Москве. В случае успешного применения на практике выдвинутых российскими экспертами идей, в частности, политологом Сергеем Марковым, черкесский вопрос, направленный сейчас против России, будет повернут в обратную сторону. Фактор разделенных народов сам по себе серьезный рычаг против тех, кто пытается оторвать от России Северный Кавказ, правда, до сих пор он мало использовался.
Тема геноцида южных осетин в 1920 году на прошлой неделе была актуализирована с совершенно неожиданной стороны. Высказывания французского посла Эрика Фурнье на эту тему в интервью изданию "Тбилиселеби" взорвали информационное пространство Грузии, вызвав более чем широкий резонанс. И хотя затем посланник Елисейских полей несколько смягчил свое прежнее заявление, тем не менее, дело было сделано. "В Грузии ищут ответственность за войну не там, где ее нужно искать. Кто начал войну? Кто первым выстрелил в направлении Цхинвала? Вы не сможете заново написать историю и искать ответственность в другом месте, а не там, где она есть. Если копнуть немного глубже, то должны потребовать разъяснений у меньшевистской республики, которая в 1921 году истребила осетинское население, а не во Франции и другой стране", - цитируют СМИ слова французского посла.
Видимо, Фурнье помимо дипломатического искусства обучался азам минно-взрывного дела, по крайней мере, взрыв ярости и оскорблений, произведенный от его высказываний, оказался почище вакуумной бомбы. Взрывать спокойствие грузинского общества для Фурнье, похоже, становится чем-то вроде хобби. Не успел утихнуть скандал вокруг его недавней скандальной речи о том, что в Грузии необольшевизм и ничего не осталось от европейских ценностей, как западный дипломат снова вызвал бурю в стакане.
Грузинские СМИ и эксперты начали соревноваться в оскорблениях в адрес дипломата. Был срочно проведен соцопрос, по которому 25 процентов респондентов потребовали объявить Фурнье персоной нон-грата. Помимо личности посла, град оскорблений посыпался и на Францию, которую обвинили во всех смертных грехах, начиная от преследований гугенотов. В Грузии, видимо, забыли, что именно мирное посредничество французского президента Николя Саркози спасло их уездного фюрера от заслуженного обещанного возмездия, и именно Франция является медиатором Женевских дискуссий. В любом случае, объявление персоной нон-грата посла страны - постоянного члена Совбеза ООН будет иметь для Грузии самые плачевные последствия. Следует также отметить, что Фурнье в Грузии за последние годы был больше чем посол. По активности и участию во внутренней политике Грузии он заметно обгонял американского коллегу. Без его участия не обходилось ни одно мало-мальски важное мероприятие. Более того, к нему в первую очередь апеллировала и грузинская оппозиция, в том числе и накануне недавних выступлений. По сути, Фурнье для Грузии был своего рода "смотрящим" со стороны Европы. Помимо Фурнье, фавора грузинской общественности "лишился" и Николя Саркози - пока за свое решение о продаже "Мистралей" России, а затем за свое заявление о том, что Россия полностью выполнила соглашение Медведева-Саркози. На французов сразу же посыпались обвинения в "заговоре" с Россией.
Грузинские политики и СМИ, привыкшие не стесняться в выражениях в отношении Южной Осетии, Абхазии и России, перенесли ту же кальку на европейцев, кусая кормящую руку.
Что же касается Европы, то она вновь наступила на одни и те же грабли: в свое время именно политика потворства и умиротворения агрессора привела к появлению блока фашистских государств. Современная Европа, очевидно, забыла уроки Нюнбергского процесса и способствовала появлению и укреплению новых уездных фашистских режимов. И теперь пожинает плоды. Чем больше европейцы покрывают преступления Грузии, тем меньше благодарности в ответ. Аппетит приходит во время еды. Теперь уже не российские, а европейские послы вынуждены отвечать на оголтелые обвинения и терпеть оскорбления.
Любые попытки хоть как-то намекнуть грузинам, что не все гладко в "Датском королевстве", вызывают припадок ярости в грузинском обществе.
Юрий Вазагов