В ближайшее время в Южной Осетии выйдет в свет книга кандидата филологических наук, заслуженного деятеля науки РЮО Владимира Ванеева «Воспоминания».
В книге описывается политическое положение в Южной Осетии в 50-е годы прошлого столетия и попытки югоосетинского народа противостоять антинародной политике грузинских властей против осетин.
«Я хочу рассказать читателям о тех притеснениях, которым подвергался наш народ со стороны грузинского руководства и после включения Южной Осетии в виде автономной области в состав Грузинской ССР. Это были тяжелые времена для нашего народа. Правящие круги Грузинской ССР активно проводили шовинистскую политику, - сказал Ванеев - Они делали все, чтобы произошла ассимиляция южных осетин. В 1944 году ЦК Коммунистической партии Грузинской ССР принял решение о закрытии всех осетинских школ на территории Грузии. Обучение стало вестись на русском и грузинском языках. Это очень негативно сказалось на процессе получения образования нашей молодежи».
По словам Ванеева, действия грузинских властей затрагивали все сферы жизни. В Южной Осетии сменялись даже вывески. Над входом в югоосетинский государственный драматический театр имени Коста Хетагурова вывесили надпись на грузинском языке «шесавали - гасавали» - «вход — выход». А с 1951 года все делопроизводство в Южной Осетии было переведено на грузинский язык.
«То же самое происходило и в кадровой политике. Осетинские кадры стали методично заменяться грузинскими. Все назначения и вопросы приема на работу тоже решались на основе национальной принадлежности. Представители осетинской интеллигенции планомерно лишались своих рабочих мест и оказывались не у дел», - отметил собеседник агентства.
Как отметил Ванеев, предвидя, куда приведут югоосетинский народ последствия подобных действий грузинских властей, многие сознательные представители общественности делали всё, что было в их силах, чтобы противостоять этому.
«Мы с единомышленниками тоже пытались делать всё, что могли. В 1949 году я и мои товарищи ХазбиГабуев, Лев Гассиев, Георгий Бекоев и Заур Джиоев создали в Цхинвале подпольную патриотическую организацию "Растдзинад" ("Справедливость"). Руководство организацией доверили мне. Нам было по 18-19 лет. Мы собирали материалы о положении в Южной Осетии и распространяли по ночам листовки, - сказал автор книги. - Мы были очень молоды и думали, что в Москве не знают о действительном положении дел в Южной Осетии. Мы думали, что о распространении листовок в Цхинвале доложат в Кремле».
По словам Ванеева, они надеялись на приезд из Москвы специальной комиссии, которая защитит права югоосетинского народа и восстановит справедливость. Они не предполагали, что эта антинародная политика грузинских властей стимулировалась самым верхом кремля: Сталиным и Берией.
«В 1951 году нас арестовали. Нам предлагали подписать письма с раскаянием в обмен на уменьшение сроков приговоров, но мы не согласились. Тогда на суде нас неожиданно обвинили в подготовке вооруженного восстания против советской власти и приговорили к длительным срокам заключения. Льву, Хазби и Зауру дали по 10 лет, а Георгию 8 лет. Меня приговорили к 25 годам лишения свободы. После смерти Сталина нас освободили и реабилитировали. Все обвинения с нас были сняты», - добавил Ванеев.
По его словам, он написал свою книгу потому, чтобы наши последующие поколения знали, каким испытаниям подвергался осетинский народ, как тяжело нам досталась наша независимость, и высоко ценили её, чтобы они свято чтили свое Отечество, и всегда помнили о чувстве патриотизма и долга перед Родиной.
Отметим, что перу Ванеева принадлежат такие книги, как «Вспоминаю светлое имя твое», «Люди, помните о нас» и т.д.