Интервью народного артиста Российской Федерации, народного артиста РСО-Алания, народного артиста РЮО, художественного руководителя Государственного национального оркестра народных инструментов РСО-Алания Булата Газданова информационному агентству «Рес».
- Булат Гаппоевич, с какого возраста Вы стали увлекаться осетинской национальной музыкой? Кто был Вашим первым учителем?
- Я сам не помню, когда я стал увлекаться музыкой. Но говорили, что я начал играть в три года. У моей старшей сестры была гармошка, и я очень любил возиться с ней и играть, и редко расставался с ней.
Вот таким образом я приобщался к музыке. Учителя у меня не было. Считаю, что меня просто тянуло к тому, к чему у меня были способности и к чему я был предрасположен. С тех пор, как я себя помню, я был с этой гармошкой. Старшие члены нашей семьи очень радовались, что я уже в таком раннем возрасте могу играть на гармошке, и они брали меня с собой на свадьбы и праздники, чтоб я там играл. Им было приятно показать знакомым, что у меня такие способности. Но я это не считаю своей заслугой. Просто природа мне дала такие способности. Ведь всех людей она наделяет теми или иными способностями.
- А кроме Вас, у кого-нибудь из членов Вашей семьи были хорошие музыкальные способности?
- Отца я смутно помню - он умер, когда я был маленьким. Но родственники говорили, что мои тёти тоже хорошо играли на гармошке. А моя самая старшая сестра, говорят, тоже хорошо играла. Но, к сожалению, она рано ушла из жизни.
- Вы росли в трудные, голодные годы Великой Отечественной войны. Скажите, а в тот период, несмотря на трудности, Вы всё равно продолжали заниматься музыкой?
- Да, это были очень тяжёлые времена. Нам, детям, тоже приходилось помогать старшим и много работать. Но своё увлечение музыкой я не бросал, и все равно продолжал заниматься музыкой как мог. Старался играть на гармошке при каждом удобном случае. Хотя было трудно. У меня даже своей нормальной гармошки не было.
- Вы сами приняли решение получить музыкальное образование и стать профессиональным музыкантом, или сделали это по совету родных?
- Моя двоюродная сестра училась в пединституте. Когда я закончил седьмой класс, она меня взяла с собой в город и привела в Дом народного творчества. Тогда его директором был Гамбол Леков. Меня завели в большой кабинет, и я там впервые увидел рояль. Там было несколько человек, и они начали проверять мои музыкальные способности — слух, ритм и память. Как я потом узнал, эти люди были композиторы – братья Татархан и Аслан Кокойти, Леонид Кулиев, Ефим Колесников и Александр Поляниченко — председатель Союза композиторов. У меня с собой не было никаких документов. После того, как они меня проверили, они написали мне направление в музыкальное училище — нынешний музыкальный колледж имени Гергиева. Директором там был Владимир Горшков. Он тоже меня проверил. Потом я ещё написал диктант. Сдал экзамен по истории, и меня приняли в училище. Меня приняли сразу на три отделения — народное, дирижёрско-хоровое и отделение гобоя. Если честно, я тогда ещё даже не знал, что такое гобой и кларнет. Я эти инструменты до этого никогда и не видел. Правда, через год я оставил занятия в отделении гобоя в виду ряда объективных причин. Я до сих пор с восхищением вспоминаю наших преподавателей, которые относились к нам как к своим родным детям. Не помню от них ни одного грубого слова в адрес кого-нибудь из учащихся. Они были очень внимательны к нам, щедро делились с нами своими знаниями и были очень внимательны. Это были высочайшие профессионалы своего дела.
- Расскажите, пожалуйста, как Вы попали в оркестр.
- В то время, когда я учился на третьем курсе, секретарём нашего обкома был Билар Кабалоев. Ему удалось выбить в Москве штаты для организации национального оркестра. Был объявлен приём в оркестр на конкурсной основе. Мне очень захотелось пойти туда работать. Я прошёл испытания, и, учась на третьем курсе, стал артистом оркестра.
- Когда Вы начали заниматься педагогической деятельностью?
- Директор нашего училища искусств Людмила Саблина открыла интернат одарённых детей. И впервые она ввела там факультатив осетинской гармоники. Это было в конце 50-х годов. Там я и начал впервые работать с детьми. Тогда же я начал собирать материалы, которые впоследствии легли в основу моих учебных пособий. Позже я издал учебные пособия для 1-2 и 3-5 классов «Школа игры на осетинской гармонике».
- Булат Гаппоевич, вы ещё занимаетесь педагогической деятельностью?
- Нет. Я перестал заниматься педагогической деятельностью в прошлом году, потому что стал сильно уставать.
- Какое из Ваших выступлений Вы запомнили больше всего, и почему?
- Однажды, когда я ещё только начал выступать, мы играли в селе Кæрдзын Северной Осетии. Когда концерт закончился и занавес уже закрыли, несколько уважаемых стариков этого села поднялись на сцену и попросили меня ещё сыграть. Я им сыграл, а они просили меня сыграть ещё и ещё. Если честно, я очень устал, но не мог отказать нашим уважаемым старшим. Я им очень долго играл и играл, а они слушали с большим удовольствием. Потом они поблагодарили меня и ушли довольными. И хотя, как я уже сказал, я очень устал, я испытывал огромное чувство удовлетворения от того, что своим искусством могу доставлять нашим людям радость.
- Какое место в Вашей жизни занимает оркестр, дирижёром которого вы являетесь вот уже в течение 45 лет?
- Оркестр занимает в моей жизни огромное место. Это единственный в Осетии очаг осетинской национальной музыки, который надо лелеять и всемерно поддерживать.
Но, к сожалению, ему не уделяется должного внимания. В оркестре не хватает штатов, и я вынужден бегать, просить о помощи, искать солистов. В оркестре есть все архивы. У нас есть произведения всех авторов - основоположников нашей композиторской школы. У нас богатейший песенный репертуар, но нет солистов. Наша телерадиокомпания нас никогда не приглашает, чтоб мы дали концерт. Получается странная ситуация — чтоб мы дали концерт, я им должен платить, а раньше мне платили за концерты.
- Сейчас многие говорят, что национальная осетинская музыка становится все менее популярной среди молодёжи, и это негативно влияет на развитие осетинского национального искусства. Так ли это, по Вашему мнению, и если да то что надо сделать, чтобы выправить ситуацию?
- К сожалению, сейчас много людей, которые не знают ни до, ни ре, стали композиторами. Многие совершенно не знают, что такое стихосложение, а пишут стихи. Сейчас всё перешло на коммерческие рельсы, кто больше заплатил, того и рекламируют больше. Только заплати, и тебя будут показывать по телевидению сколько угодно. По центральному телевидению очень часто показывают посредственных артистов. А почему так часто не показывают Марию Каллас, Лучано Паваротти? А где наши прославленные солисты Большого театра? Центральное телевидение постоянно крутит какие-то низкопробные клипы, которые далеки от подлинного искусства. Наше подрастающее поколение с малых лет только и видит по телевизору этих посредственных исполнителей. Естественно, вот и приобщается наша молодёжь к тому, что видит по телевизору. А к высотам музыкальной культуры их никто не ведёт и не учит. Вот и приобщаются они к псевдоискусству, к тому, что им постоянно навязывают. А чтоб выправить ситуацию, наши правители должны думать о том, что национальное искусство должно расти на национальной почве. Нужна всемерная государственная поддержка, чтоб создать условия для сохранения и дальнейшего развития нашего прекрасного национального искусства. Необходимо, чтоб государство поддерживало и всячески поощряло наших молодых талантливых деятелей искусства, чтоб у них был стимул. Но, к сожалению, сейчас пока это не делается в достаточной степени.
- Кто из осетинских деятелей искусства Вам нравится больше всего?
- Лично я преклоняюсь перед нашими основоположниками осетинской композиторской школы. Мне очень нравятся произведения Бориса Галаева, братьев Кокойти, Дудара Хаханова, Ильи Габараева, Христофора Плиева, Феликса Алборова, Юрия Дзитоева.
- Ваши дети тоже пошли по Вашим стопам?
- Одна из моих внучек уже окончила в Москве консерваторию по виолончели. А вторая учится в Москве в Государственном музыкально-педагогическом институте имени М.М. Ипполитова-Иванова. Сейчас она перешла на третий курс.
Гугули Валиев