День национальных СМИ. Проблемы и надежды

сб, 23/07/2011 - 15:04
VKontakte
Odnoklassniki
Google+

23 июля отмечается 105-летие выхода в свет первой газеты на осетинском языке «Ирон газет». В далеком 1906 году печатное издание вышло в г. Владикавказ в типографии З.Шувалова. С 1996 года 23 июля в Республике Южная Осетия отмечается как день национальных СМИ.
Впрочем, осетинская журналистика началась, безусловно, многим раньше. В русскоязычных изданиях Северного Кавказа, Москвы и Петербурга осетинские авторы печатались давно. Но это была русскоязычная пресса. В Грузии, куда административно входила Южная Осетия, также были известны осетинские публицисты. Что же касается непосредственно Цхинвала, то здесь даже существовала тайная типография. Размещалась она на чердаке известного осетинского богатея Тикуна Карсанова в здании нынешнего МВД РЮО. Сын Тикуна Уасил участвовал в революционном движении, и использовать их дом для печатания запрещенной литературы было оригинальным решением, поскольку предположить, что типография может размещаться у Т. Карсанова полиция могла только в последнюю очередь.

Первый тираж газеты «Ирон газет» составил 500 экземпляров, периодичность выхода в свет – два раза в неделю. Среди создателей газеты были такие известные в Осетии имена как Цомак Гадиев, Цоцко Амбалов, Дзибын Газданов, Алмахсид Кануков, Камболат Уртаев. Первым редактором был Асланбег Бутаев. В газете печатались многие известные авторы тех лет, были представлены все регионы Осетии. Из Южной Осетии материалы в редакцию присылал Ефим Гулиев. Несмотря на то, что популярность газеты была чрезвычайной, власти неоднократно выражали недовольство ее деятельностью. Что в итоге и привело через короткое время к ее закрытию. После газета еще раз вышла в 1917 году.
Через год 8 марта 1907 года в Тифлисе вышла вторая газета на осетинском языке – «Ног цард». Организаторами нового издания были представители юго-осетинской творческой интеллигенции Бидзина Кочиев, Петр Тедеев, Александр Тибилов, Николай Джиоев, Вано Абаев. В дореволюционный период в свет также вышли газета «Хабар» (1909 г.) и журналы на осетинском языке: «Зонд» (1907 г.), «Æфсир» (1910 г.), «Хуры тын» (1912 г.) и «Чырыстон цард» (1912 г.).
Свержение царской власти привнесло изменения и в информационное пространство. В связи с активным революционным движением и военными действиями на территории Осетии выход периодической прессы на осетинском языке был прекращен на длительное время.
В Южной Осетии газета на осетинском языке вновь появилась только в 1924 году. Первого января, во вторник, жители Южной Осетии получили долгожданный подарок – вышла в свет новая газета на осетинском языке «Хурзæрин». Первоначально редакция располагалась, по любопытному стечению обстоятельств, все в том же здании нынешнего МВД. Штат состоял из четырех человек – Арона Плиева (редактор), Николая Гассиева, Георгия Санакоева и Мухтара Гаглоева. В редколлегию также входил писатель и общественный деятель Арсен Коцоев. Известны также первые уличные разносчики газеты – цхинвальские пареньки Гаврил Джиоев и Сулико Бибилов. В первых номерах газеты печатался новый алфавит на основе латиницы и новая «десятичная» система исчисления, заменившая традиционную «двадцатичную».
20-30-ые годы прошлого века стали периодом расцвета осетинских СМИ. В Южной Осетии выходило сразу несколько изданий: литературный журнал «Фи-диуæг», сатирический журнал «Кæф-хъуындар», газеты «Хурзæрин», «Большевикон аивад», «Ленинон», «Æрыгон большевик», «Мах фæлтæр», «Пионеры хъæлæс», «Сабчота Осети»… Все редакции изданий размещались в здании по ул. 13 Коммунаров №13. В то время участие в работе газет и журналов носило массовый характер. В сельских районах было так много корреспондентов, что для координации их работы проводились даже ежегодные конференции. В каждом номере газеты публиковались темы, которые должны были освещать селькорры. Тут же редакция сообщала о материалах, которые не будут опубликованы, с указанием причины. При этом сам штат редакций был минимальным, а, например, журнал «Фидиуæг», бывший тогда единственным общественно-литературным изданием во всей Осетии, вообще не имел штатных работников.
Печатное слово имело большое значение в те годы. Поддержка газет и журналов была не только со стороны государства, но и от простых читателей. В 1929 году из Северной Америки в адрес редакции «Хурзæрин» пришло письмо от осетин, находящихся там на заработках. Они с особой радостью сообщали, что к ним стала поступать осетинская газета. В свою очередь, они посылают денежные средства для поддержки газеты «Хурзæрин» в размере 70 долларов. И подписи: Темыркан Мзоков, Леван Фарниев и Бечыр Цагараев.
В период сталинских репрессий советская власть на местах решила усилить контроль над СМИ. Печатная вольница была ограничена и систематизирована. В Южной Осетии стали выходить только журнал «Фидиуаг» и две официальные газеты – «Коммунист» и «Сабчота Осети» на осетинском и грузинском языках. Кроме того, три районные газеты: «Ленинон», «Дзау», «Социалистон фосдард». Такой «скромный набор» юго-осетинских СМИ сохранялся долгие годы. В 1983 году на русском языке начал выходить дубляж осетиноязычной «Советон Ирыстон» (вместо «Коммунист»), а в 1993 году уже отдельно осетиноязычный «Хурзарин» и русскоязычная газета «Южная Осетия».
С началом перестройки в сфере СМИ Южной Осетии снова оживление. Демократические изменения на просторах СССР дали толчок к развитию негосударственного сектора прессы. В Южной Осетии стали появляться новые издания. Первым изданием, как и много лет назад, опять стала газета «Ирон газет» (1990). В 90-е годы в Южной Осетии выходят в свет газеты «Айзæлд» (1990), «Вестник Южной Осетии (1990), «Дзерасса» (1991), «Уадындз» (1991), «Сырх тырыса» (1992), «Ард» (1993), «Эхо» (1993), «Молодежь Осетии» (1995). Среди изданий более позднего периода газета «Амага», «Югос», «Коммунист Осетии», «Арвырон», «Дайджест-радио», «Надежда», «Ныхас», «Альма-матер», «Бумеранг» «Третий сектор», «21 век», «Вестник ЮОГУ», «Единство», «Фæсивад»... Большой популярностью стали пользоваться и приложения. Так, только газета «Республика» (бывшая «Молодежь Осетии») выпускала попеременно до десяти тематических приложений.
Со временем в течении прошлого столетия к печатным СМИ прибавилось радио и телевидение. Первые позывные осетинского радио в Южной Осетии прозвучали в апреле 1932 года (в будущем году, кстати, исполняется 80 лет государственному радио). В новое время в РЮО работали независимые радиостанции «Нæу улæн», затем «Айзалд», сегодня – «Южный город».
В декабре 1992 года вышел в эфир первый телевизионный выпуск независимой телекомпании «ИР». Справедливости ради отметим, что попытки вести вещание ранее предпринимались производственным объединением связи и Государственным комитетом информации и печати. Однако полноценное вещание с устоявшейся сеткой вещания, отдельными редакциями началось позднее. В марте 1994 года начало работать государственное телевидение. В 1998 году приступила к вещанию независимая телекомпания «Арт», в 2004 году была зарегистрирована телекомпания «Ног Бон». В рядах республиканских СМИ сегодня свое место занимают информационные агентства «Рес» и «Осинформ», вносящие вклад в обеспечение информационного потока о жизни Южной Осетии.
Средства массовой информации в новейшей истории РЮО развивались в условиях политической и экономической нестабильности, при постоянной угрозе боевых действий. Это все отражалось не только на содержании СМИ, но и их судьбе. Самое интересное, что именно в период, когда финансовое благополучие в РЮО было значительно ниже, в Республике работали независимые СМИ. Независимые, конечно же, от государства, но обслуживающие интересы определенных политических групп. Поэтому когда политика такого СМИ приходила в непреодолимое противоречие с линией государства, его деятельность ограничивалась. Впрочем, таких средств массовой информации в истории юго-осетинских СМИ было немного. Газета «Ард», независимое телевидение «ИР»… Среди других СМИ были издания, имеющие свою, отличную от государственной, позицию по тем или иным вопросам. Но это была, так сказать, конструктивная оппозиция.
Самое интересное, что при полном отсутствии прямой цензуры в СМИ, у нас развился вид творческого ограничения – самоцензура. Этот синдром вызревал постепенно, как под внешним давлением, так и под воздействием внутренних самоограничений. Посылы были разные: «Не надо дестабилизировать ситуацию», «Нас смотрят и читают в Грузии», «Что на это скажут в Москве»... Такое положение косвенно поощрялось и властями. При этом, порой реакция руководства Республики и отдельных чиновников зависела от того, с какими комментариями до них доходит информация, изложенная в СМИ. Ввиду занятости первые лица не всегда могут лично ознакомиться с телевизионным сюжетом или публикацией. И тогда многое зависело от субъективного фактора. В среде юго-осетинских СМИ широко известно имя чиновника, который каждое утро сидел в президентской приемной (причем, как при Л.Чибирове, так и при Э. Кокойты). В руке у него были местные газеты с выделенными цветным маркером «крамольными» абзацами. К сожалению, иногда подобный подход, основанный на пристрастном мнении (порой из-за элементарной личной неприязни), встречал одобрение со стороны руководства и приводил к неприятным минутам для журналистов.
В последние годы руководство Республики делает многое для развития СМИ. Впрочем, продолжительное время развитие средств массовой информации проходило преимущественно в технической сфере. Однако новые печатные станки, компьютеры и видеокамеры не способны сами по себе делать качественный материал. Необходима и материальная составляющая, стимулирующая творческую активность. А то все изменения можно сравнить с уходом за ломовой лошадью, которую украшают лентами, покупают ей новый хомут, а кормят впроголодь. И при этом хотят, чтобы она бежала как арабский скакун.
Только в последнее время, в особенности после смены председателя Госкомитета информации, техническая модернизация стала идти одновременно с повышением оплаты труда. Нельзя не отметить и позитивные изменения этого года. Президент Э.Кокойты, критикуя работу республиканских СМИ, отметил необходимость повышения материальной заинтересованности и творческих работников. Первым на себе это ощутили работники ГТРК «ИР». Этот сегмент информационного пространства всегда отличался несоответствием требований и ресурсов. Теперь государство увеличило гонорарный фонд, у руководства ГТРК появилась возможность для материального стимулирования работников, закуплены десятки компьютеров и видеокамер, современный автотранспорт, начало функционировать новейшее телевизионное оборудование. Обо всем этом раньше только приходилось мечтать. Теперь поддержки своей работы ждут и печатные СМИ. Параллельно налаживается и работа книгоиздательства.
Со дня выхода первой газеты на осетинском языке прошло 105 лет. Эта значительная дата для народа, которому больше приходилось защищать свое право на свободу с оружием в руках, чем печатным словом. Многие поколения осетинских журналистов создали национальную школу журналистики. Каждое печатное издание, в прошлом и настоящем формирует традиции осетинской журналистики. Конечно, можно отрицать прежнее наследие, заявляя, что новое поколение все начинает с нуля и совершает революцию в СМИ. Но не надо забывать, во-первых, что всякая революция это, прежде всего, хаос, а во-вторых, отвергая вклад своих предшественников можно стать жертвой своей самонадеянности в будущем.
Работа в СМИ, несмотря на кажущуюся простоту, все же является тяжелым и во многом неблагодарным занятием. Поэтому те, кто прошел непростые годы становления Республики, работает в СМИ и сегодня, достойны всяческого уважения. Уважения, прежде всего, со стороны простых читателей, телезрителей и радиослушателей. Ради которых мы все, работники средств массовой информации Республики Южная Осетия и работаем.

Роберт Кулумбегов
Юго-осетинская газета «Республика»

Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Pinterest