Об условиях содержания заключенных в исправительной колонии Управления исполнения наказаний Министерства юстиции РЮО и о том, что делается для их улучшения в интервью ИА «Рес» рассказал министр юстиции Тамази Догузов.
Тамази Сикоевич, расскажите, в каких условиях содержатся заключенные в колонии.
В зависимости от тяжести совершенного преступления, характеристики личности преступника, он может содержаться в различных условиях в пределах одной исправительной колонии. У нас существуют два режима содержания — общий и строгий. Но в пределах одного режима условия тоже могут различаться. Осужденные могут содержаться в обычных облегченных условиях и строгих условиях. То же самое относиться и к строгому режиму. Это зависит от того, какие права предоставлены осужденному. Если осужденный содержится на общем режиме в обычных условиях, ему разрешены шесть краткосрочных и четыре длительных свидания, он может получить шесть посылок в течение года. Если же он содержится в облегченных условиях, то имеет право на шесть краткосрочных и шесть длительных свидания. Все это зависит от того, как осужденные соблюдают правила содержания. Они могут переходить в пределах одного режима на более облегченные условия или наоборот.
В принципе у нас есть сложности по условиях содержания. У нас одна исправительная колония и мы не можем обеспечить различные условия содержания.
То есть в одном здании находятся и женщины и мужчины?
Дело не в этом. Кстати, женщин заключенных у нас всего двое. Я имею в виду раздельное содержание осужденных с различными режимами. Это допускается в пределах одной колонии, но тогда должны быть изолированные участки. Их мы обеспечить пока не можем.
А в перспективе?
Конечно. Я и ранее это отмечал. В настоящее время ведутся переговоры с российской стороной, она выразила готовность нам помочь в строительстве соответствующих учреждений. Будет и женская, и мужская части. Но это перспектива. Все это относиться в реформированию уголовно-исполнительной системы, и сразу это не происходит. Это очень длительный и трудоемкий процесс во всех отношениях, в том числе и в финансовом.
Что делается уже сейчас, чтобы как-то улучшить условия содержания осужденных?
В данный момент на месте самой колонии мы пытаемся обеспечить надлежащие условия для осужденных. Нами предпринимаются определенные меры, чтобы улучшить их условия содержания. В том числе и материально-бытового характера. У нас есть отдельные камеры для женщин, для наркозависимых.
Кроме того, лимит денежных средств на питание осужденных согласно постановлению правительства составляет 32 рубля в сутки. Конечно, это мизер. В целях улучшения условия содержания осужденных были разработаны минимальные нормы питания. Проведена необходимая калькуляция совместно с минэкономразвития, установили минимальные нормы питания, и соответствующий проект постановления после всех согласований будет вынесен на обсуждение правительства.
Сколько в таком случае составит лимит денежных средств на питание и материально-бытовое обеспечение осужденных?
Он будет на порядок выше. Мы подошли к этому вопросу с градацией. Разработан определенный набор продуктов отдельно для мужчин, для женщин, для беременных женщин нормы увеличены. То есть вместо 32 рублей, которые утверждены сейчас, осужденным будет выделяться сумма до 80 рублей в сутки. Кроме того, мы установили лимит материально-бытового обеспечения. Это средства гигиены и т.д.
А что Вы можете сказать о медико-санитарных условиях содержания осужденных?
В исправительной колонии постоянно функционирует медицинская часть. Это начальник медчасти, врач, фельдшер, медсестры. Медчасть осуществляет медицинское обследование осужденных с целью выявления заболеваний, диспансерное наблюдение, учет.
Это постоянные мероприятия или они проводятся по необходимости?
Проводится плановый прием ежедневно. Есть часы работы медчасти, куда обращаются осужденные по предварительной записи. Если нужна неотложная медицинская помощь, она оказывается в любое время суток. Если необходимо стационарное лечение, помощь оказывается в медучреждениях Республики.
Сколько осужденных в настоящее время отбывают наказание в исправительной колонии?
В настоящее время в исправительной колонии содержится 100 человек. 61 из них — это осужденные, 59 — подсудимые.
41 осужденных отбывает наказание за особо тяжкие преступления, 10 — за тяжкие, и 10 - за средние небольшой тяжести. Это также показатель в том числе и гуманности нашей тюремной системы. Наказание с лишением свободы выносится, как правило, тогда не изолировать человека от общества невозможно.
На сколько мест рассчитана наша исправительная колония?
Она рассчитана на 80 человек.
То есть сейчас превышено это количество?
Да, сейчас у нас превышено. В данный момент там содержится сто человек, но иногда бывает и больше. Помимо того, что мы не можем обеспечить раздельный режим содержания, у нас еще и камеры переполнены. Согласно европейским стандартам норма жилой площади на одного заключенного должна составлять не менее 4,4 квадратных метра. В связи с нехваткой площадей мы эту норму не выдерживаем.
Люди, совершившие наказание где-то в районах Республики, также отбывают наказание в республиканской колонии?
Да, у нас единственная исправительная колония. У нас не такая большая республика, и нет необходимости строить исправительные колонии и места содержания осужденных в районах. Да, необходимо совершенствовать уголовно-исполнительную систему, строить колонии с различными режимами содержания, с изолированными блоками. Но, я думаю, речи о привязке к административно-территориальному устройству Республики, не должно быть.
Какова структура тюремной системы в Южной Осетии?
У нас уголовно-исполнительная система включает в себя республиканский орган исполнительной власти, уполномоченный в области исполнения наказаний. Это Управление исполнения наказаний Министерства юстиции РЮО и непосредственно сама исполнительная колония №1.
Уголовно-исполнительная система находится на начальной стадии развития. Сейчас, например, пока не созданы уголовно-исполнительные инспекции, в ведении которых бы находился широкий спектр задач, в том числе и исполнение наказаний, не связанных с лишением свободы, а также установление надзора за условно-досрочно освобожденными.
Мы находимся в начале пути, но в принципе стараемся обеспечить тот функционал, который у нас уже есть, в соответствии с нашим законодательством.
Планируется ли эту систему как-то реформировать?
Конечно. Я уже говорил о строительстве соответствующих учреждений. Кроме того, в этой тенденции мы не будем уходить от европейских стандартов. Мировой опыт реформирования тюремной системы широко применяет наказания, не связанные с лишением свободы. Это ограничение свободы, исправительные работы и т.д.
Диана Козаева