В периодическом докладе о соблюдении международной Конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации Грузия позиционирует себя как страна с многообразием этнической, культурной, лингвистической и религиозной точек зрения. Конституция гарантирует права лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, и запрещает дискриминацию, включая дискриминацию на этнической и религиозной основе. А после "Революции роз" полная интеграция всех этнических меньшинств в Грузии остается постоянной задачей для нынешнего правительства.
Грузия является участником большого количества международных договоров в области прав человека, что конечно является положительной стороной ее имиджа. Более существенным является то насколько выполняются принятые обязательства.
В данном докладе мы хотели привести информацию в отношении некоторых проблем, связанных с реализацией Конвенции по ликвидации всех форм расовой дискриминации, позиций Конвенции, которые являются проблемой для Грузии не первый год, а в докладах отражается сплошная положительная динамика, проблем - с которыми сталкиваются национальные меньшинства в Грузии со дня провозглашения ее независимым государством, а также после ратификации Конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации.
В проекте резолюции Комитета Министров Совета Европы по выполнению Грузией Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств за 2010 год отмечено, что основная проблема, стоящая перед властями, заключается в обеспечении языковых прав нацменьшинств. Хотя власти Грузии и предпринимают усилия по обеспечению обучения меньшинств грузинскому языку, тем не менее эти усилия явно не адекватны имеющимся потребностям.
Констатировано ограниченное участие национальных меньшинств в культурной, социальной, экономической и общественно-политической сферах. Выражена озабоченность тем, что особое воздействие на положение нацменьшинств оказывает растущая межконфессиональная напряженность в Грузии.
Есть практика применения пыток, произвольного задержания и негуманного обращения со стороны правоохранительных органов. Случаи чрезмерного применения силы, в том числе к представителям нацменьшинств.
При вступлении в Совет Европы в 1999 г. Грузия обязалась в течение двух лет принять закон о репатриации турок-месхетинцев, предусматривающий предоставление грузинского гражданства, и обеспечить их возвращение в последующие десять лет (т.е. до конца 2011 г.).
1 января 2008 г. в Грузии вступил в силу закон от 11 июля 2007 г.
«О репатриации лиц, насильственно перемещенных из Грузии в 40-х гг.
XX века». Под его действие подпадают лица, переселенные из Грузии на основании постановления Государственного Комитета Обороны СССР от
31 июля 1944 г., и их прямые потомки при условии предоставления документов, подтверждающих переселение. Супруги и несовершеннолетние дети вышеуказанных лиц имеют право воспользоваться положениями закона только в случае подачи соответствующего заявления на приобретение статуса репатрианта их родственниками, имеющими на это право, и с их согласия. Какое-либо упоминание об этнической принадлежности репатриантов в тексте закона отсутствует.
Закон во многом декларативен, не предусматривает реальных стимулов и гарантий. Власти не берут никаких конкретных обязательств по обеспечению репатриантов жильем, работой или материальной помощью. Процесс возвращения обставляется рядом ограничений и бюрократических условий. Прежде всего, это касается жестких временных рамок – заявки на приобретение статуса репатрианта первоначально должны были быть поданы до 31 декабря 2008 г. Под давлением международных организаций и месхетинских НПО этот срок трижды продлевался, окончательно - до 1 мая 2010 г.
Трудновыполнимо требование представления в посольства Грузии, только на грузинском или английском языках, пакета нотариально заверенных документов на репатриацию. Кандидаты на репатриацию должны также пройти тест на знание грузинского языка, истории и конституции страны. Наконец, они обязаны отказаться от своего нынешнего гражданства без гарантий получения гражданства Грузии, которое предоставляется в индивидуальном порядке указом президента.
В июле 2010 г. председатель месхетинского НПО «Ватан» С.М.Барбакадзе, приехавший в Грузию для решения вопросов репатриации, был арестован и брошен в тюрьму по явно сфабрикованному властями обвинению в мошенничестве. В связи с арестом С.М.Барбакадзе его сын Р.С.Барбакадзе, а также руководство «Ватан» направили обращения на имя Верховного комиссара ООН по правам человека Н.Пиллай и комиссара СЕ по правам человека Т.Хаммерберга, но эти и другие усилия остались без результата. В январе 2011 г. С.М.Барбакадзе приговорен грузинским судом к 11 годам лишения свободы и крупному штрафу .
Самое многочисленное национальное меньшинство в Грузии – азербайджанцы. Общая численность этнических азербайджанцев в Грузии - примерно 300 тыс. человек.
По отношению к азербайджанцам грузинские власти целенаправленно проводят дискриминационную политику. В районе Квемо-Картли планомерно сокращается азербайджанский сектор в средних школах, а при приеме на государственную службу отдается предпочтение этническим грузинам. Здесь также имели место инциденты, приводившие к обострению межэтнических отношений - в декабре 2004 г. и в марте 2006 г.
Грузинское руководство затягивает решение проблем финансирования азербайджанских районов, что крайне негативно сказывается на экономическом и социальном развитии региона. В результате земельного передела в Квемо-Картли почти все пригодные для обработки сельскохозяйственные площади переданы арендаторам-грузинам и лишь мизерная часть роздана местным жителям-азербайджанцам.
Ущемлением прав этнических азербайджанцев обернулось принятие парламентом Грузии закона «О культурном наследии», предусматривающего взимание дополнительного налога с жителей исторической части Тбилиси. Именно здесь сосредоточено азербайджанское население города, большая часть которого принадлежит к малообеспеченным слоям. Представители азербайджанской общины утверждают, что имеет место попытка выдавливания азербайджанцев из столицы с использованием экономических рычагов.
Одной из последних по времени антиазербайджанских провокаций, имевших общественный резонанс, можно считать помещенную на официальном сайте государственного реестра Грузии карту, на которой азербайджанским селам были присвоены грузинские названия. Это относится к пяти селам Марнеульского района и 12 селам Цалкского района, все они входят в состав губернии Квемо-Картли (азербайджанское название – Борчалы). Начиная с 90-х годов прошлого века уже было переименовано 38 населенных пунктов, и этот процесс продолжается. Подобные действия грузинских властей несомненно задевают национальные чувства местного населения и не способствуют росту их авторитета. Итогом становится участившееся переселение азербайджанцев в Азербайджан на постоянное место жительство.
В настоящее время, по официальным данным, армянская община Грузии состоит из 246 тыс. чел. Однако, существует высокий уровень эмиграции армянского населения из Грузии в Россию, Грецию, другие страны Европы, что в первую очередь обусловлено тяжелой социально-экономической ситуацией и безработицей в стране уже в начале 90-х годов прошлого века страну покинула большая часть армянской интеллигенции и активных людей.
В соответствии с решением грузинского правительства в силу вступила система «билингвального образования», согласно которой армянским школьникам на родном языке все предметы преподаются лишь в начальных классах, а затем такие предметы как химия, физика, математика и т.д. школьники изучают на грузинском, историю Армении - на армянском языке.
Населенный армянами район Самцхе-Джавахети (по-армянски Джавахк) находится в бедственном социально-экономическом положении. Около 40% населения региона вынуждены зимой выезжать на заработки в Россию. На административные должности в местных органах власти назначаются преимущественно грузины. В январе 2009 г. там было отмечено резкое обострение ситуации в связи с проведенными грузинскими властями арестами по обвинению в сепаратистской деятельности и шпионаже директора Армянского молодежного центра «Ахалцихе» Г.Минасяна и президента благотворительной организации «Шарль Азнавур» С.Акопджаняна. Данная акция вызвала единодушное осуждение со стороны армянских общественных организаций как в Грузии, так и в самой Армении (в том числе и на парламентском уровне). В июне 2009 г. грузинскими пограничниками было отказано во въезде депутату Национального Собрания Армении, председателю земляческого союза «Джавакх» Ш.Торосяну.
В связи с отсутствием в стране закона «О религии» на сегодняшний день грузинская Армянская Апостольская Церковь не имеет официального статуса. В качестве негативного примера можно назвать ситуацию с армянскими церквями - Сурб Геворг (Норашен) и Эчмиадзин в Тбилиси. На них претендует Грузинская Православная Церковь, поскольку вопрос об их принадлежности не прописан ни в одном юридическом документе и они ни за кем не закреплены.
В 1990-1992 годах из Грузии бежали по различным данным свыше ста тысяч осетин, спасаясь от этнических чисток. Полностью обезлюдели 9 сел Гуджаретского ущелья, села Сакавре, Пицеси и другие в Горийском и Карельском районах.
По данным последней переписи населения СССР проводившемся в 1989 году, в Грузинской ССР за исключением Юго-Осетинской Автономной Области проживало 126 тысяч осетин. По данным же грузинской переписи 2002 года, в Грузии проживало всего 36 тысяч осетин. Большая часть этих людей нашла убежище в Российской Федерации, часть оказалась в положении беженцев на территории Республики Южная Осетия. Подавляющее большинство из них до сих пор остается в состоянии перемещения.
До сих пор на территории Республики Северная Осетия-Алания РФ проживают десятки тысяч потомков тех осетинских беженцев из Южной Осетии, которые в июне 1920 года сумели спасти свои жизни во время кровавой резни, устроенной войсками Грузинской Демократической Республики.
Их имущество до сих пор не возвращено, нанесенный ущерб не компенсирован не проводилась оценка нанесённого им ущерба, принятый Грузией в рекламных целях закон о реституции имущества беженцев, жестко раскритикованный и УВКБ ООН, и Венецианской комиссией, так на бумаге и остался.
В судах Грузии ни один осетин не может выиграть иск по потерянному имуществу. В реальности не действует Закон Грузии «Об имущественной реституции и реабилитации пострадавших в результате грузино-осетинского конфликта», хотя принятие и реализация этого Закона является обязательством Грузии перед Советом Европы.
В 2011 как и 2010 в 2009 и в 2008 годах, на пленарном заседании 65-й сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций грузинской делегацией был вынесен на голосование проект резолюции «О статусе беженцев и временно перемещенных лиц из Абхазии и Южной Осетии». Речь в них идет об этнических грузинах, оказавшихся в состоянии перемещения вследствие нападения грузинских войск на Южную Осетию. Различные декларации принимались и в других международных организациях, но ни одна из них ни слова не содержит о многих десятках тысяч осетинских беженцев, словно их не существует вовсе.
Как же могло случиться, что пять десятков делегаций проголосовали за проект резолюции, который не имеет ничего общего со справедливостью, отказывая в правах осетинам и провозглашая эти права для грузин? Или для одних народов есть один уровень справедливости и гарантий, а для других, избранных, - другой, более высокого сорта?
Однако и в случае с грузинскими беженцами упомянутая резолюция не имеет ничего общего с действительной заботой о положении этих людей. Цель этой Резолюции – заявить о неких правах Грузии на территории других государств. Кроме дополнительной напряженности такой подход не может ничего привнести в сложившееся положение вещей.
В ситуации, когда Грузия категорически отказывается от подписания договоренностей о мире и неприменении силы с Южной Осетией и Абхазией, то есть, когда сохраняется реальная угроза новой агрессии со стороны Грузии, вопрос о возвращении беженцев, бежавших от войны выглядит как очевидная попытка манипуляции судьбами несчастных людей, ставшими заложниками чьих-то политических интересов.
Осетинское население Грузии, и так оставшееся немногочисленным после массового изгнания в 1991-1992гг, продолжает подвергаться дискриминации, так в Грузии закрыли большую часть осетинских школ, как это произошло, к примеру, в селе Болкви Лагодехского района Грузии в 2006 году. В селе Болкви Лагодехского района Грузии, где проживает осетинское население, дети попали в трудное положение. Ранее здесь функционировала восьмилетняя школа на русском языке. В качестве учебной дисциплины здесь преподавался и осетинский язык. Выпускники школы учебу могли продолжить обучение в средней школе села Арешперан, где также было преподавание на русском языке. В этом году Арешперанская школа была отремонтирована. После того, как в торжественной обстановке, с участием президента Грузии М. Саакашвили состоялась церемония открытия отремонтированной школы, она была преобразована в грузинскую, а школа в Болкви была закрыта под предлогом необходимости проведения ремонтных работ. Из 13 учителей болквинской школы трудоустроиться в Арешперане смогли только 7 человек. При этом их зарплата была снижена со 150 до 70 лари. Однако ремонтные работы в ней даже не намечаются. На просьбы осетин последовал ответ: "На ремонт арешперанской средней школы затратили большие средства, и если в Болкви тоже будет школа, то для кого ремонтировали Арешперанскую школу?" Из-за того, что детям, обучавшимся на русском языке и не владеющим грузинским языком, сложно переходить на грузинский язык обучения, из 51 осетинских детей большинство не имеют возможности получить школьное образование на языке, на котором они могут освоить учебную программу. Оставшись без образования, они рискуют разделить участь людей "второго сорта". Сложная социально-гуманитарная ситуация обостряется тем, что в течение ряда лет в Болкви более не работают детский сад, медпункт, спортивная площадка. К сожалению, многочисленные обращения и жалобы осетинского населения в государственные инстанции Грузии остаются безрезультатными. Не увенчались успехом и попытки депутата парламента Грузии Г. Какалашвили, к которому обратились за помощью местные жители.
В 2007 году по просьбе председателя Союза осетин Грузии «Аланис» Мераба Газзашвили Министерство образования Республики Южная Осетия передало школьные учебники по осетинскому языку для детей осетин проживающих в Грузии. Данный вопрос председатель « Аланис» согласовал с Министерством образования Грузии и директорами грузинских школ. Однако, учебники были конфискованы Министерством внутренних дел Грузии в г.Гори Южная Осетия по этому поводу неоднократно обращалась и к руководству Грузии через формат переговорного процесса, и к тогдашнему руководству ОБСЕ (Испания), и к послам ОБСЕ, но эти инстанции проигнорировали наши обращения.
Что касается действия в Грузии международных инструментов защиты прав меньшинств, то в 2005 г. грузинский парламент ратифицировал Рамочную конвенцию о защите национальных меньшинств, сделав при этом ряд оговорок, уточняющих ее имплементацию. В частности, было подчеркнуто, что гарантировать полное введение в действие Конвенции невозможно до тех пор, пока не будет восстановлена территориальная целостность Грузии. В отношении поддержки и развития языков национальных меньшинств парламент отметил, что государство обязано предоставить национальным меньшинствам возможность изучения государственного языка, но не признал обязательства государства поддерживать языки меньшинств и способствовать их развитию. В настоящее время грузинский парламент продолжает затягивать ратификацию Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств, что настоятельно рекомендует сделать Совет Европы в рамках создания правовой структуры, отвечающей европейским стандартам защиты прав человека.
Альтернативный доклад МАОО «Возрождение»