Рынок в жизни населения Южной Осетии играет важную роль. Ведь согласно местным традициям, большое место в рационе питания отводится продуктам, приобретаемым на рынке: овощам, фруктам, зелени, сыру и т.д. Помнится, в советские годы походы на рынок по воскресеньям были само собой разумеющимся делом, и никого не останавливала его отдаленность. Занятие это не считалось обременительным, поскольку люди набирали продуктов на неделю по своему вкусу, предпочтениям, так как был выбор.
В тот период тотального дефицита государственные торговые объекты были полупусты, полки не ломились от обилия товаров как сегодня. Что касается рынков, то на этих торговых площадках дефицит в те годы не ощущался. Понятное дело, рынок - это территория частной розничной торговли. Уже на подступах к рынку № 1 по улице Комарова в нос ударяли головокружительные ароматы свежей зелени, фруктов, овощей… Рынок в воскресный день был настолько заполнен торговцами и их продукцией, что затруднялось передвижение покупателей между торговыми рядами. Возвращались все с рынка усталые, но довольные.
Сегодня рынок №1 уступает тому, чьи достоинства были описаны выше: нет того обилия продуктов, нет большого выбора, ассортимента. Да и культура торговли не на должном уровне. Прибывшие из сел торговцы примостились длинным рядом начиная от входа с поворотом вглубь рынка, пристроив свой товар прямо на асфальте. Это в то время, как большая часть крытых прилавков пустует, заросла бурьяном и покосилась.
Рынок заполняется процентов на 50, но и из этой половины большая часть занята продавцами промтоваров. Создается впечатление, что он бесхозный, хотя нет сомнений, что мзду с каждого продавца дирекция рынка взимает аккуратно.
Аналогичная картина наблюдается на рынке №2 по ул. Исака Харебова. Только здесь торговый ряд растянулся не внутри рынка, а на прилегающем к нему тротуаре. На территории рынка, площадь которого ограничена, для них места нет. Потому что и здесь 50 процентов торговых мест заняты продавцами промтоваров. Хотя над входом читаем неизменную вывеску: "Колхозный рынок №2"… Колхозники, как известно, одежду, обувь, косметику не производят.
Число рыночных торговцев потихоньку растет, особенно теперь, на исходе лета, когда в садах и огородах поспели почти все овощи и фрукты и цены, похоже, немного спали. Значительная часть горожан устремляется на рынок в поисках экологически чистой продукции местного производства, предпочитая ненатурально красивым и крупным, привозным яблокам, грушам, персикам свои, пусть и помельче размером. Я обратила внимание, что среди торговцев много дменисцев. Думаю, это объясняется тем, что во-первых, Дменис - крупное село и расположено на относительно близком расстоянии к городу. И, что очень важно, дорога, которую капитально отремонтировали, облегчает проезд сельских жителей. Если бы во все села Южной Осетии, в которых еще живут люди, провели или восстановили дороги, то, наверняка, на наших рынках торговцам стало бы тесно.
В глубине рынка продавались свежие куры. Куриные тушки были свалены в багажнике легковушки, неупакованные, люди перебирали их руками, то есть сервис далеко не соответствовал нормам санитарной безопасности.
Когда я спросила молодого фермера из с.Хетагурово, где его можно будет найти в другой раз, он не дал четкого ответа, сказал, что останавливает машину в городе, цитирую: "Куы кæм, куы кæм" ("где придется"), а в воскресенье привозит курей на рынок. Такой же ответ я получила от фермера из Знаурского района год назад, который тоже выращивает птицу. Он продавал курей перед рынком, разложив их на капоте машины. Их было немного, он спешил поскорей продать их и вернуться на ферму, где у него, по его словам, много работы. Курица, которую я купила, оказалась вкусной, мне захотелось еще раз отовариться у него, но больше я его не встретила.
Число фермеров в РЮО растет. Государство выделяет немало кредитов для развития фермерства во всех районах. Но ощутимого эффекта от них пока нет. Где их продукция? Как они ее реализуют?
Одна проблема в наших условиях вырастить что-то, еще большая проблема - реализовать ее. У фермеров нет специально отведенного для сбыта товара места. Поэтому они занимаются продажей товара спонтанно и неорганизованно, разными способами: заезжают с товаром в подвернувшийся им двор, окруженный многоэтажными домами, где торговля идет бойко, а по воскресеньям - на рынок, или же сдают товар оптом перекупщикам и те, естественно, накладывают на него ощутимый процент. Некоторые хозяйства сбывают продукцию на месте, что устраивает фермеров. По разговорам, так реализуют свою продукцию владельцы рыбных хозяйств и не только они, то есть в накладе остаются обладатели автомобилей. А остальные?
Лишь малая часть из производимой фермерами продукции попадает на рынок. Перекупщики, чаще всего приезжие торговцы, для которых торговля является привычным ремеслом, стоят начеку и перехватывают товар, в частности, у фермеров из Ленингорского района, у которых дорога отнимает много времени и им сподручней сбыть товар оптом.
Ни один из местных фермеров не имеет в городе постоянного места для реализации своей продукции. Мне объяснили, что они еще не производят продукцию в таком количестве, чтобы держать в городе магазины. Это накладно. Наши фермеры только начинают осваивать новую форму хозяйствования и, естественно, на их пути встает немало проблем. Но если одному фермеру сложно держать магазин в городе, то открыть специализированный торговый объект или павильон на рынке может каждый из четырех районов. Кстати, фермеры Цхинвальского района просьбу об оказании помощи в этом вопросе со стороны государства не раз озвучивали на страницах нашей газеты. Фермеры свозили бы туда свою продукцию, а продавец (или продавцы) реализовывали бы ее в условиях, отвечающих санитарным нормам, хотя бы стоя за прилавком.
Таким образом, конкуренция сбивала бы цены на овощи и фрукты. Цхинвальцы бы целенаправленно направлялись по соответствующему адресу, за тем или иным товаром, и не возвращались с пустыми руками.
Ульяна Джиоева