Признания и курьезы на Дванской встрече

вт, 25/10/2011 - 13:14
VKontakte
Odnoklassniki
Google+

Как мы сообщали в предыдущем номере газеты, в пятницу в приграничном с Южной Осетией грузинском селе Двани прошла очередная встреча в рамках механизма по предотвращению и реагированию на инциденты (МПРИ), которые функционируют в рамках Женевских дискуссий по безопасности на Кавказе.
Встреча традиционно прошла без журналистов, а после диалога главные действующие лица дали комментарии представителям СМИ Южной Осетии и Грузии. Первым к журналистам вышел официальный представитель МВД Грузии Шота Утиашвили. Несмотря на попытки отдельных политиков и дипломатов придать механизму весомый статус, Шота Утиашвили, отметив одновременно конструктивный характер встречи, фактически признал несущественность данного формата. По его словам, эти встречи носят лишь обзорный характер, на которых просто заслушивается информация о ситуации с момента последней встречи.

Вместе с тем, грузинский представитель не упустил случая обвинить российских и югоосетинских пограничников в задержании граждан Грузии. "Наша сторона обратила внимание на то, что существует много беспричинных задержаний фермеров только лишь потому, что они работали в своих огородах, посещали близких и родных. Они находятся в цхинвальской тюрьме", - заступился за нарушителей госграницы Утиашвили.
И здесь Шота Утиашвили допустил явную неточность. Как нам сообщил чиновник одной из районных администраций Южной Осетии, пожелавший остаться неизвестным, у Юго-Осетинской автономной области в советское время были свои границы. И жители приграничных сел Горийского района, к примеру, Никози, Эргнети, Тквиави и др., не могли официально иметь огороды и пахотные площади на землях Цхинвальского, либо другого районов ЮОАО. У тружеников Горийского района были земли исключительно в пределах Горийского района. Эту информацию нам подтвердили и жители сел Тбет и Прис. Так что представитель МВД Грузии, структуры, которая, по идее, должна стоять на страже закона, основываясь на глубоком знании законов, продемонстрировал глубокое невежество. А с учетом существования государственной границы Южной Осетии грузинские фермеры навсегда могут забыть о "своих" огородах, на которых у них не было прав даже в советское время и не будет уже никогда.
В качестве дополнительного аргумента Шота Утиашвили упомянул о некоем соглашении, согласно которому недопустимо задерживать лиц, переходящих границу по сельскохозяйственным и родственным причинам.
"Есть у нас такое соглашение, что местных жителей, которые переходят административную границу, не должны задерживать, а если задерживают, то должны отпускать. К сожалению, это соглашение не всегда выполняется", - разочарованно сказал Утиашвили. К дополнительному сожалению представителя МВД Грузии заметим, что основополагающим и фундаментальным актом, регулирующим пограничные вопросы, является Закон РЮО о государственной границе, а не какое-то соглашение.
Что касается похищенных грузинскими спецслужбами и без вести пропавших граждан РЮО, то Утиашвили фактически подтвердил, что с ними не все в порядке. "Наша прокуратура работает с семьями пострадавших, и мы надеемся, что от семей можно будет получить какую-то дополнительную информацию и выяснить судьбу этих трех лиц", - сказал, в частности, Утиашвили, имея в виду граждан РЮО Хачирова, Плиева и Хугаева. В этой связи возникает вопрос: если грузинская сторона не в курсе о судьбе граждан РЮО, на каком основании Утиашвили употребляет слово "пострадавшие"? Возможно, он знает, что граждане Южной Осетии пострадали от грузинских силовиков и находятся в неудовлетворительном состоянии.
А тот факт, что граждане РЮО были похищены грузинской стороной, не нуждается в доказательствах. На встрече полпреда Президента РЮО Бориса Чочиева с новым главой отдела по защите МККК Леанной Хатчинс, которая прошла 20 октября, полпред, в частности, сказал: "Все мы знаем, что в докладе г-на Томаса Хаммарберга четко говорится, что наши ребята Алан Хачиров, Алан Хугаев и Солтан Плиев были похищены грузинской стороной".
Глава миссии Европейских наблюдателей (МНЕС) Анджей Тышкевич был настроен очень позитивно. По его словам, это была самая лучшая встреча с момента его назначения главой МНЕС. В то же время Тышкевич возмутился фактами задержания грузинских фермеров. По его словам, "у них существуют определенные трудности с доступом на поля, которые являются их собственностью".
То есть, если Утиашвили хотя бы скромно говорил "огороды", то Тышкевич не стал ограничивать аппетиты грузинских фермеров и подарил им поля на территории Южной Осетии. Заметим, на территории Грузии достаточно неиспользуемых площадей и грузинские фермеры могут использовать другие поля для сельскохозяйственного назначения.
Одновременно глава МНЕС признал, что грузинские крестьяне начинают понимать территориальные пределы Грузии, сказав, что "грузинские фермеры боятся переходить границу". Этот факт свидетельствует, что грузинское население постепенно привыкает к существованию государственной границы и дальнейшие жесткие действия российских и югоосетинских пограничников, основанные на законодательстве (доминирующем над всеми другими актами и соглашениями) в пограничной сфере со временем окончательно поставят грузинских фермеров в прокрустово ложе международного права, в части соблюдения пограничного режима.
А другие механизмы, которые предлагали Тышкевич и представитель ОБСЕ Гедриус Чекуолис, заключавшиеся в моментальном освобождении граждан Грузии, нарушивших государственную границу, по первому звонку и требованию, не имеют права на существование и должны отметаться.
По вопросу без вести пропавших и похищенных граждан РЮО ни глава МНЕС Тышкевич, ни представитель ОБСЕ Чекуолис не проявили такой монолитной сплоченности и активности, с какой защищали грузинских фермеров. По словам Тышкевича, "в вопросе задержанных успех в том, что мы объяснили друг другу, все стороны - где эти лица, которые находятся в наших списках, что с ними происходит".
Сомневаемся, что в этом сложносочиненном и труднодоступном для понимания наборе слов, произнесенных главой МНЕС, трезвомыслящие люди могли говорить об успехе..
Гурам Собаев, который возглавлял югоосетинскую делегацию в этом раунде МПРИ, отметил, что югоосетинская сторона затронула целый ряд вопросов. В их числе вопрос без вести пропавших граждан РЮО. "Мы поставили вопрос непосредственно перед грузинской стороной, которая, к сожалению, положительного ответа не дала, сказав только, что ведется расследование, но никаких положительных результатов нет", - заметил Гурам Собаев. Он также добавил, что югоосетинская сторона представила справку независимой экспертной комиссии, которая установила, что в задержании без вести пропавших граждан РЮО, принимали участие силовые структуры Грузии. Имея в виду Хачирова, Хугаева и Плиева. Кроме того, есть свидетели, которые подтвердили, что находились вместе с ними в грузинских тюрьмах. Но и в этом случае грузинская сторона, естественно, не дала положительного ответа.
Что касается пересечения государственной границы грузинскими фермерами, то Гурам Собаев отметил, что если земли грузинских фермеров оказались за чертой государственной границы, этот вопрос должны решать на уровне руководства.
С целью упорядочения ситуации на границах югоосетинская сторона неоднократно обращалась к грузинской стороне, чтобы представители силовых ведомств и местные администрации оповещали местное население о прохождении линии государственной границы Южной Осетии. Как видно, грузинские власти не собираются этого делать, и привыкание грузинских фермеров и других категорий граждан к границе проходит, как отмечалось выше, опытным, эмпирическим путем.
Гурам Собаев опроверг утверждения о том, что в отношении граждан Грузии, задержанных за переход границы, совершаются противоправные действия и им не оказывается помощь. "Они отбывают наказание, в отношении них не совершаются действия насильственного характера. Нуждающиеся в медицинской помощи ее получат", - в частности, отметил Собаев. По вопросу обмена гражданами Гурам Собаев еще раз озвучил позицию Южной Осетии - меняем всех на всех.
"Мы обращались к грузинской стороне, чтобы она приняла участие в работе комиссии по делимитации границы. Она отказалась. В результате мы в одностороннем порядке приступили к демаркации государственной границы Южной Осетии", - сказал Гурам Собаев, показав рукой на соответствующие инженерные сооружения и железный щит с недвусмысленной надписью: "Государственная граница Республики Южная Осетия", который был установлен незадолго до начала встречи МПРИ. "Этого требует наш закон", - подчеркнул Гурам Собаев.
Следующая встреча в формате МПРИ пройдет в ноябре.

Газета "Южная Осетия"

Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Pinterest