Человеческая память уникальна. По прошествии времени она может воспроизводить события, подобно тому, если бы мы пришли в библиотеку и стали перелистывать прошлогоднюю газету. И каждая страница снова возвращает нас к радостям и печалям, с которыми был связан прошедший 2011 год.
Для большинства жителей Республики прошлый год запомнится, как год тревоги, связанный с судьбой нашей Родины. По причине серьезной общественно-политической напряженности, связанной с неопределенностью исхода президентских выборов, страна оказалась на грани гражданской войны. И то, что мы избежали такого исхода, должно не только радовать, но и настораживать. Ведь еще не устранены системные проблемы, позволившие случиться такому серьезному внутриполитическому кризису.
Впрочем, само начало 2011 года уже было отмечено тревожными предзнаменованиями. 19 января в горной зоне страны произошло землетрясение. И хотя эпицентр находился на западе соседней Грузии, жители Республики, особенно Кударского ущелья, серьезно поволновались. Праздничное постновогоднее настроение подпортила не только подземная стихия. С января стоимость электроэнергии повысилась, преодолев психологический барьер в один рубль: с 80 копеек до 1 рубля 14 копеек. Осознание того, что стоимость электроэнергии у нас самая низкая на Кавказе, не послужило достаточным успокоением для обывательского сознания. Кроме того, в феврале была введена оплата на ряд медицинских услуг для населения. Таким образом министерство здравоохранения решило, отбросив условности, сделать плату за медицину де-факто, а не через систему «благодарностей врачу». Однако реальность все же взяла свое — действие постановления было приостановлено, а медицина, считающаяся у нас бесплатной, по-прежнему остается фактически платной.
Весь прошедший год прошел под знаком и другого вопроса: «Будет ли выдвигаться на третий срок президент Эдуард Кокойты?» И хотя сам президент всегда заявлял, что не собирается менять положения Конституции, запрещающей переизбрание на третий срок, общественность оставалась в ожидании. Все встречи с высшим руководством России люди, в первую очередь, связывали именно с этой дилеммой. Считалось, что главная тема, которая обсуждалась на встречах Э. Кокойты с Д. Медведевым, В. Путиным, С. Лавровым, — это именно третий срок его президентства. Хотя понятно: для того чтобы решить этот вопрос, вполне достаточно было бы и воли самого Эдуарда Кокойты.
В самом российском руководстве также допускали возможность изменения решения Э. Кокойты. Пищу для этого давала и инициатива с проведением референдума, в поддержку третьего срока президента. Но когда Э. Кокойты на съезде партии «Единство» уже официально, в присутствии российских представителей заявил об отказе идти на третий срок, в самой России это вызвало, видимо, все же удовлетворение. По крайней мере, все российские телеканалы с пометкой "срочно" запустили в информационное пространство данное заявление главы Южной Осетии.
В тот же день вздох облегчения раздался и среди желающих побороться за президентское кресло в намеченных на ноябрь президентских выборах. До этого свои шансы вероятные претенденты расценивали как не очень высокие. Главная причина — в личных и административных возможностях, которыми бы обладал в случае своего участия сам Эдуард Кокойты. К этому времени не только отдельные политики, но и политические партии разводили пары для выставления своих кандидатов. Впрочем, не всем удалось подойти к финишу без потерь. Была ликвидирована Социал-демократическая партия, ряду новых партий было отказано в регистрации.
В году минувшем в Женеве продолжилось проведение регулярных встреч представителей России, Грузии, Южной Осетии и разных западных господ. С завидным постоянством стороны дискуссий делали резкие заявления, грозились выйти то из одной группы, то из другой. Казалось, что все эти встречи на берегу Женевского озера — не более чем игры больших дядей в международную политику. По крайней мере, в нашем обществе многие воспринимают дискуссии именно как «бесплатные экскурсии» некоторых наших представителей в солнечную Швейцарию. Впрочем, в начале и в конце года был достигнут серьезный результат — освобождение группы граждан Южной Осетии, содержащихся в грузинских тюрьмах. Это существенный, но пока единственный, по сути, успех, достигнутый благодаря работе в международных структурах.
Куда больший интерес вызвали события, связанные с внешнеполитической деятельностью. Продолжился процесс признания РЮО — 19 сентября было подписано соглашение о признании РЮО островным государством Тувалу и назначен посол РЮО в Республике Венесуэла Н. Козаев, Цхинвал посетил посол этой братской страны Уго Гарсия Фернандес, наметились контакты с рядом стран мирового сообщества.
В мае, в канун праздника Балдаран, случилось небольшое чудо. В селе Корнис Знаурского района на срезе бревен в сельском святилище проявились кресты. Данное событие всеми было расценено как благое явление. В самой же церковной жизни произошел разлад. Несмотря на мнение части прихожан Аланской Епархии от руководства церковной общины был отстранен епископ Георгий (Пухаев), которому Синод греческой церкви указал «больше не принимать участия в церковной жизни своей бывшей епархии».
Летом начался обмен паспортов на удостоверения личности нового образца с повышенной защитой. Впрочем, и здесь не обошлось без «стороннего говора». Сперва отмечалось, что старые паспорта перестанут действовать с 1 июня, потому что документы будут заменяться по особому положению и достанутся не всем. Однако процесс проходил как обычно, без всяких особенных ограничений. В прошедшем году поменялись не только паспорта, но и автомобильные номерные знаки с небольшими изменениями в дизайне.
К середине лета вопрос о проведении референдума о третьем сроке президента вошел в свою острую фазу. Парламент отклонил возможность народного плебисцита по этому вопросу. Верховный суд также поддержал мнение депутатского корпуса, поскольку посчитал вопрос предполагаемого референдума не соответствующим действующему законодательству. 15 июня представители инициативной группы по проведению референдума пришли в Парламент Республики и изложили свою просьбу: признать возможность проведения референдума. Этот шаг часть парламентариев сочла как попытку давления на Парламент, представители же инициативной группы — как конструктивную беседу.
Интересно, что практически в это же время активизировалась и часть оппозиции. Первым звонком о начале активной фазы борьбы за президентство стал митинг, прошедший 24 июня во Владикавказе. Сторонники действующей власти также решили сыграть в активную игру — на митинг оппозиции прибыла и большая группа сторонников Э. Кокойты. Причем в количестве, не уступающим самим оппозиционерам. Состоялся диалог сторон, который прошел достойно.
Начало выборного процесса президента началось с правовой коллизии, вызванной назначением членов ЦИК. 6 июля был определен их состав, однако уже через неделю выяснилось, что этот состав ЦИК не правомочен проводить референдум о языке и президентские выборы в определенные ранее разные сроки. Выходом из ситуации стало решение о проведении референдума о статусе русского языка и выборов президента не в разные дни, а в один день — 13 ноября.
На празднование Дня Республики в Южную Осетию приехала большая делегация во главе с руководителем администрации Президента Российской Федерации С. Нарышкиным. В эти же дни состоялся и Первый российско-осетинский деловой форум. Впрочем, это мероприятие в РЮО посчитали, в первую очередь, как повод для демонстрации поддержки Москвой одного из кандидатов в президенты.
День 30 сентября показал, что опасения о жарком периоде на время президентских выборов оправдываются. В этот день сторонники Джамболата Тедеева попытались пройти в здание, где размещалась Центральная избирательная комиссия. Представители силовых структур, охранявшие вход, вынуждены были стрелять в воздух. Тем не менее, сам Д. Тедеев с несколькими сторонниками прошел в ЦИК. Ему была предоставлена возможность присутствовать на заседании, где рассматривалась его просьба о регистрации кандидатом в президенты. С небольшим перевесом голосов в такой просьбе Д. Тедееву было отказано. Однако именно с этого дня напряженность в обществе стала идти по нарастающей.
Всего свое желание «порулить страной» высказали тридцать человек, ЦИК зарегистрировал семнадцать. Однако ко дню голосования осталось только одиннадцать кандидатов в президенты. Первый тур выявил лидерство двух кандидатов — главы МЧС РЮО Анатолия Бибилова и бывшего министра образования Аллы Джиоевой. А вот итоги второго тура, прошедшего 27 ноября, так и не были официально оглашены. Верховный суд посчитал, что голоса А. Джиоева получила с нарушениями, и отменил результаты президентских выборов. Это решение поддержал и Парламент, определивший дату новых выборов президента — 25 марта 2012 года. С подобными решениями не согласилась А. Джиоева и ее сторонники. По столице прошли шествия, а на Театральной площади организован многодневный митинг-пикет с палатками и кострами. Более того, А. Джиоева объявила о создании параллельного органа власти — Госсовета.
В течение двух недель шли переговоры по урегулированию возникшего кризиса. В них участвовали как сторонники новой оппозиции, так и представители власти. Посредническую миссию выполнял представитель администрации Президента России С. Винокуров. Итогом тяжелых и продолжительных дискуссий стало Соглашение, в котором определялись пути выхода из сложившейся ситуации. Оппозиция соглашалась увести людей с улиц, а другая сторона соглашалась на инициирование отставки Генерального прокурора, его заместителя и председателя Верховного суда. И главное условие Соглашения — это отставка действующего президента Э. Кокойты. 11 декабря Э. Кокойты ушел с поста, протестующие покинули площадь. Другое дело, что представители оппозиции не учли все нюансы при составлении текста Соглашения. В результате, формально все пункты Соглашения со стороны власти были выполнены. А фактически — часть чиновников, отставки которых требовали оппозиционеры, в отставку не ушли. И произошло все это в соответствии с юридической процедурой. Как бы то ни было, А. Джиоева и ее сторонники посчитали, что их обманули и победа у них была украдена. Итоги всего этого поствыборного процесса ясно показали, как важна юридическая сторона каждого дела.
Во всем внутриполитическом жаре страстей необычайно выглядела позиция Правительства Республики. Премьер В.Бровцев, все последнее время являвшийся объектом критики и угроз импичментов, неожиданным образом оказался символом стабильности. В самый разгар противостояния правительство сообщило о том, что зарплата будет выдаваться в полном объеме и в срок, несмотря на разного рода пересуды, и что все свои обязательства Россия перед Южной Осетией будет выполнять и дальше. Более того, указом Э. Кокойты В. Бровцев был назначен временно исполняющим обязанности президента РЮО. Позже, именно при участии В. Бровцева проходили встречи с Аллой Джиоевой.
Возможно, что возложение именно на В. Бровцева обязанностей руководителя страны во многом остудило градус накала политических страстей. По понятным причинам, он не представляет какой-либо из политических групп, сложившихся в стране, и поэтому его позиция не вызывала претензий. Не знаем, каким он покажет себя политиком, но как руководитель он уже отметился тем, что заставил чиновников приходить на работу с первой зарёй, активизировал восстановительные работы, повысил заработную плату в полтора раз.
За внутриполитическими страстями мы как-то не обращали внимания на события, происходящие в сопредельных государствах. Между тем, Грузия укрепляла свои позиции на Западе, без излишней огласки, де-факто интегрируясь в североатлантические структуры. Осталось без должного внимания российско-грузинское соглашение по ВТО, то ли закрепившее наш суверенитет, то ли поставившее его под сомнение. Тревогу вызывают события в России по итогам выборов в Государственную думу и последующие социальные брожения. Предстоит обдумать в связи с нашим политическим будущим и планы создания Евразийского пространства.
Прошедший 2011 год связан и с многочисленными утратами. Ушли из жизни легендарный генерал, ветеран Великой Отечественной войны К. Джиоев, председатели республиканского совета ветеранов Г. Бестаев и Е. Дьяконов, талантливый поэт и борец за осетинский язык Х. Габуев, ведущие тренеры В. Зассеев (футбол) и Н. Тедеев (тяжелая атлетика), поэт Серго Миндиашвили…
Тем не менее, прошедший год все же остался в приятных воспоминаниях. В Республике открывались отстроенные школы, детские сады, депо пожарной охраны в районах, восстановлены Сберегательный банк РЮО и Республиканский стадион им. Г. Цховребова. Впервые за долгие годы в Южной Осетии были проведены археологические раскопки, с участием осетинских и иностранных археологов, началось строительство микрорайона «Северный» на северо-востоке Цхинвала, был заложен камень в основание нового Университетского корпуса. Отмечены подвижки и в восстановлении сельского хозяйства… Словом, спустя годы, исследователям новейшей истории Республики будет что анализировать.
Юго-осетинская газета «Республика»