C 1 января в Сталинире (Цхинвале) начало работать централизованное городское радио. Как в домах, так и на улицах, и площадях. Появились знаменитые чёрные тарелки, развешанные на стенах в квартирах и на столбах. Велось ежедневное вещание с трёх до четырёх часов дня. Передавались вести по стране и зарубежные новости.
Советская власть ужесточала контроль над своими гражданами. На основании постановления ЦИК СССР, до сведения всех граждан, проживающих на территории Юго-Осетии, доводилось требование о том, что они обязаны при выезде в другое место на постоянное или длительное место жительства являться в отдел милиции Управления НКВД для получения паспорта.
В противном случае, в административном порядке они будут «удаляться с нового местожительства». Был введён ещё один запрет. Но уже не касающийся прав личности. Городские власти запретили всякое строительство без утверждения смет и проектов. Вся документация на строительство отныне должна была утверждаться в проектном бюро Горсовета города Сталинира.
В январе Союз писателей Юго-Осетинской автономной области (ЮОАО) организовал творческие диспуты, посвящённые творчеству советских писателей. Первая дискуссия прошла по произведению Чермена Бегизова «Волки».
В январе, как обычно, установились крещенские морозы. По этой причине замерзла река Лиахва, и вода перестала поступать в русло городской ГЭС. Сталинир остался без света, не работала типография и фабрика гнутой мебели. В течение недели не выходили и газеты.
Но были и приятные события. В январе 1935 года были отменены карточки на хлеб, муку и крупы. Теперь хлеб можно было покупать без ограничений. Однако уже в следующем месяце государственная торговля показала свою необоротистость. В феврале в Южной Осетии было сложно с приобретением табака. В городе работало два табачных магазина, но папиросы и табак найти на прилавках не было никакой возможности. Только у спекулянтов, и то втридорога.
В феврале обсуждался инцидент, связанный с доверчивостью граждан. Жительница Сталинира Мария Окропиридзе, известная гадалка, взяла у жителя села Залда Мушкела Тигиева 800 рублей за снятие порчи со скота. Сумма по тем временам внушительная.
В марте 1935 года начался сбор средств на постройку аэроплана от имени жителей Юго-Осетии. Сбор пожертвований проходил по принципу призыва-обращения. Например, заведующий больницей в Квайса Г.Данелия, приняв призыв Эста Джабиева, внёс деньги в сумме 40 рублей. И в свою очередь обратился к зав.аптекой Нико Шаламберидзе и врачам А.Свинину и Н.Гумфорду сделать пожертвования.
7 марта разбиралось дело о троцкизме и антисоветской деятельности учащихся 7-го класса школы в селе Икота Ленингорского района Амирумова, Дурглишвили и других. Во время уроков они высмеивали стихотворения пролетарских поэтов. Дело закончилось тем, что шесть учеников были исключены из школы. Дети отделались легко, ведь именно в этом году в Москве проходил показательный процесс над членами, так называемого «Троцкистско-зиновьевского центра». Поэтому одна привязка к понятию «троцкизм» могла стоить тюрьмы.
В апреле было установлено автомобильное сообщение Ленингор — Каспии — Ленингор.
Из вестей культурного фронта: Институт краеведения направил М.Туганова в Ленинград и Москву в командировку для изыскания в Эрмитаже и Русском музее картин для юго-осетинского музея. Ему же Союз писателей сделал заказ написать маслом портреты писателей Южной Осетии.
21 апреля в преддверии дня рождения В.Ленина в Южной Осети прошёл субботник «Комсомольский километр». В этот день 793 комсомольца ЮОАО работали на обустройстве дороги Сталинир — Цунар. В полотно дороги было уложено 44 кубометра гравия. Но не только дороги были в центре внимания комсомольских активистов. В апреле была организована посадка зелёных насаждений на Згудерской высоте над Сталиниром. Было высажено 25 гектаров леса, всего 8035 деревьев.
Союз охотников провел в апреле первое заседание. Вел его председатель Союза М.Тедеев. На повестке дня стоял вопрос отстрела волков. В Грузии на это дело был установлен план, по которому охотники Южной Осетии должны были убить 156 хищников. Таковы были особенности плановых заданий. Впрочем, дело это было небезвозмездным. За убитого волка давали 80 рублей, за волчицу — 100 рублей, волчонка — 25 рублей. За тридцать убитых хищников выплачивалась премия в 200 рублей.
1 мая, в День солидарности трудящихся, в Сталинире прошли традиционные празднества. Жители города колоннами прошли к площади перед театром, где ровно в 12.00 начался митинг. Его открыл председатель горсовета Г.Гаглоев. В это время со стороны Грузии над Сталиниром пролетели три аэроплана, встреченные аплодисментами участников митинга. Самолёты облетели город два раза, сбросили листовки и улетели в сторону Западной Грузии. По окончании митинга состоялись гулянья на бульваре и в городском парке, где играл духовой оркестр. В театре давали спектакль на революционную тему — «Хатидзе», а в городском кинотеатре прошел показ фильма «Последний маскарад».
5 мая 1935 года, в день Советской печати, в газете «Коммунист» появилась статья под заголовком «Борьба за новый алфавит». В ней говорилось о проблемах внедрения латинской графики, заменившей с 1922 года кириллицу. Были люди, которые выступали против этого нововведения, опасаясь, что вся литература, написанная на латинице, станет недоступной для последующих поколений. Высказывались предложения отказаться и от латиницы, и от кириллицы, а ввести свой осетинский алфавит. Сторонники этого мнения даже представили свою азбуку.
В июне в Южную Осетию приехала съемочная бригада в составе режиссера Хомерики и двух иностранцев: операторов Магакиана и Корелли. Они должны были провести съемки о ЮОАО.
В преддверии этой даты, 4 июня, в Южной Осетии прошла вторая олимпиада искусств с участием мастеров Южной и Северной Осетии. В этом же месяце начал выходить в свет журнал «В помощь преподавателю» на осетинском языке, редактором которого был С.Кулаев.
В июне 1935 года состоялось собрание республиканского актива компартии Грузии. На нём с докладом выступил первый секретарь ЦК Компартии Л. Берия. Доклад назывался «К вопросу об истории большевистских организаций в Закавказье». В нём докладчик отмечал: «...Грузинский национал-уклонизм вырос не столько из тенденции борьбы против русского великодержавного национализма, сколько из тенденции грузинского агрессивного национализма, направленного против негрузинских национальностей». В газете «Коммунист» несколько дней спустя после публикации доклада были опубликованы поправки к ошибкам в тексте, допущенные при печатании газеты. В 1935 году такой ляпсус можно было допустить без страха за своё будущее. Пройдёт несколько лет, и за такие оплошности станут ссылать в лагеря и расстреливать.
1 августа 1935 года при юго-осетинском педагогическом техникуме открылся сектор заочного обучения. Сюда принимались исключительно работники сферы образования, детских дошкольных учреждений и библиотек. Газеты писали о положительном опыте работы детского сада в селении Тонтобет Дзауского района. Здесь воспитывалось 30 детей. Руководила передовым учреждением Лиза Цховребова.
Дирекция музея приглашала посетить музейные экспозиции: сектор древностей, отдел истории гражданской войны и истории борьбы за Советскую власть. Музей работал с 8.00 до 14.30. Вход был бесплатный, предлагались услуги экскурсовода. Музей в 1935 году располагался в здании Дворца культуры (Гостеатр) на втором этаже. Директором музея был Александр (Пора) Джиоев.
14 июля 1935 года прошли похороны известного осетинского общественного деятеля Вано Абаева. Выходец из высокогорного села Сба Дзауского района, он окончил гимназию в Тифлисе и два факультета Московского университета: философский и языкознания. В.Абаеву было всего 47 лет.
1 августа на должность прокурора области был назначен Михаил Гояев. Он сменил на этом посту Раждена Козаева.
24 августа прошли дожди в Кударском ущелье, ставшие причиной большого наводнения. Было размыто 5 гектаров пашни, унесено водой реки пять мельниц, пять мостов.
10 сентября 1935 года на территории Южной Осетии прошли войсковые учения Первой стрелковой дивизии им. Сталина, расквартированной в г. Гори. В полном составе подразделения дивизии прошли маршем в Чесельтское ущелье и заняли перевал Зикара, ведущий в Северную Осетию. По окончании учений в Сталинире состоялся военный парад.
В сентябре в семье жителя села Гулиаты-кау тридцатипятилетнего Захара Теблоева родилась тройня: два мальчика и девочка. Прибавление в семье, где уже было три мальчика и три девочки.
В октябре Госбанк ЮОАО начал заключать договора на приём денежных вкладов от колхозников. По вкладам выплачивалось 8% годовых. Примечательно, что денежные вклады под такие проценты принимались только у колхозников.
17 октября Иосиф Сталин приехал в Тифлис к своей матери Екатерине Джугашвили. Через несколько дней к ней пришли корреспонденты ТАСС, чтобы поинтересоваться деталями встречи матери и знаменитого сына. Газета «Коммунист» перепечатала эту статью. Вообще в 1935 году И.Сталин был в центре внимания прессы. Этому способствовали как перемены, происходящие в стране, так и его крылатые фразы. Именно в этот год вождь народов произнес свои знаменитые «Жить стало лучше, жить стало веселей», «Кадры решают все» и «Сын за отца не ответчик».
1 ноября Юго-осетинский государственный драматический театр открыл сезон 1935 года. Давали пьесу осетинского драматурга Е.Бритаева «Чермен». В ноябре строители доложили о том, что построено три этажа Дома Советов. В селении Дзау прошла сельскохозяйственная выставка, где животноводы области представляли свои достижения. На смотре было представлено 160 голов крупного рогатого скота, 12 породистых лошадей, овцы, свиньи, домашняя птица. Первые две премии получили ферма колхоза с. Цон и житель села Ерцо Нестор Тедеев. Его за корову «Феня», дававшую рекордные удои, поощрили премией в 500 рублей.
В ноябре были опубликованы материалы по результатам работы геологоразведочной партии, работавшей в ЮОАО. В частности, было отмечено, что в Южной Осетии обнаружены большие залежи ценного строительного материала — мергеля. Материал этот используется для изготовления цемента. Указывалось, что подобные месторождения есть только в Америке и во Франции. В Южной Осетии мергель залегает на северной и западной окраине Сталинира (Цхинвала).
17 октября 1935 года, в четверг, дала свет сельская электростанция «Дзагина ГЭС», построенная у села Дзагина Знаурского района. Строили электростанцию полтора года, был прорыт канал для воды протяженностью два километра. Электричеством обеспечивались не только жители окрестных сел, но и небольшая лесопилка.
В октябре на зимние пастбища в Кизляр (Дагестан) из Ленингорского района было отогнано 18 отар, всего 40 тысяч овец. Скот перегонялся через ущелье Арвыком, по Военно-Грузинской дороге.
Все большей популярностью стало пользоваться художественное кино. В 1935 году самым популярным фильмом в Южной Осетии был «Чапаев». Устраивались коллективные просмотры этого пропагандистского фильма. Впрочем, в тот год в репертуаре кинопроката были фильмы и более легкого жанра: «Человек с портфелем», «Серебряный шарф» и десятки других. Стоимость билета была 1 рубль 20 копеек.
Роберт Кулумбегов
Юго-осетинская газета «Республика»