«Оккупированные территории», мифы и реальность

чт, 14/06/2012 - 10:38
VKontakte
Odnoklassniki
Google+

20-й раунд Женевских дискуссий, судя по всему, завершился не очень удачно для Грузии и ее западных партнеров. По крайней мере, теперь им труднее будет спекулировать на излюбленной тематике "оккупированных" Россией территорий Грузии. Приглашенные сопредседателями от ООН, ОБСЕ и ЕС международные эксперты доказали необоснованность применения этого термина в отношении Южной Осетии и Абхазии.

Грузинская делегация на этот раз покидала Женеву в менее радужном настроении, чем обычно. Если раньше грузинские дипломаты бодро рапортовали об очередном достигнутом успехе в ходе дискуссий, то теперь они без воодушевления признали, что 20-й раунд для них закончился безрезультатно. Ну что же, российским, югоосетинским и абхазским дипломатам он, напротив, дал неплохие бонусы, которые, впрочем, необходимо закрепить в дальнейшем.
Вместе с тем, убедительные аргументы приглашенных экспертов должны стать для западной общественности доказательством того, насколько европейские и американские государственные и международные структуры привержены в своей деятельности международному праву, за последние несколько лет с маниакальной назойливостью принимая трескучие резолюции об "оккупации" грузинских территорий. Последний раз подобные заявления прозвучали непосредственно перед началом работы 20-го раунда Женевских дискуссий из уст Хилари Клинтон, окончательно превратившейся в клон Кондолизы Райс от демократической партии США.
Кроме того, результаты 20-го раунда продемонстрировали России и ее союзникам на Кавказе, что необходимо чаще занимать активную позицию и не отмахиваться лениво от информационной истерики, перманентно устраиваемой грузинскими властями и их покровителями исходя из принципа "… караван идет". В наш информационный век брехливая моська, умело использующая современные информационные технологии, может нанести серьезный ущерб слону, и этот факт нельзя игнорировать. Внешняя политика России, Южной Осетии и Абхазии на Кавказе должна стать более активной, можно даже сказать - агрессивно-активной, задавая повестку дня на геополитическом пространстве Закавказья, дабы теперь уже Грузии и ее старшим партнерам приходилось отбиваться и оправдываться от перманентных обвинений, а не наоборот, как сейчас. Тем более, что у Грузии есть своя "ахиллесова пята" в виде реальной перспективы обострения территориальных споров с Азербайджаном и Арменией, и не только.
Власти Грузии, которые для получения дешевых бонусов в глазах собственной общественности поставили в качестве одной из первостепенных задач в своей внешней политике внедрение в международную практику термина "оккупированные территории" применительно к Южной Осетии и Абхазии, могут столкнуться с ситуацией, когда этот термин станет действительно применим к некоторым территориям самой Грузии. Достаточно яркой иллюстрацией тому является недавний скандал между Грузией и Азербайджаном вокруг монастырского комплекса Давид-Гареджи, расположенного на спорных приграничных территориях. После долгих и бесплодных переговоров об исторической принадлежности Давид-Гареджи азербайджанские власти ввели своих пограничников и заняли часть комплекса. В результате в СМИ двух стран разгорелись бурные страсти с привлечением историков и всевозможных экспертов, каждая сторона приводила свои аргументы, доказывающие историческую принадлежность комплекса. Все это достаточно близко напоминало ситуацию конца 80-х, когда в Грузии разворачивались аналогичные дискуссии в отношении югоосетинских и абхазских территорий.
События вокруг монастыря, помимо осложнения отношений между Грузией и Азербайджаном, стали прямым ударом по Саакашвили, который еще недавно носился с идеей конфедерации между двумя странами, а теперь отреагировал на скандал более чем пассивно. Былая воинственная риторика Саакашвили куда-то подевалась, впрочем, это понятно. Ведь одно дело враждовать с Абхазией, Южной Осетией и поддерживающей их Россией, опираясь на поддержку Запада, и совсем другое - обострять отношения с Азербайджаном, чьим ближайшим союзником является Турция, имеющая куда большую значимость для американской политики в регионе, нежели марионеточный режим в Тбилиси, да и азербайджанская нефть для западных стран более привлекательный товар, нежели пропаганда "достижений" команды Саакашвили. Пришлось забыть о воинственных филиппиках и пойти на компромисс с Ильхамом Алиевым. Более того, грузинский МИД заявил, что часть комплекса, куда были введены азербайджанские пограничники, действительно принадлежит Азербайджану, тем самым вызвав еще большее возмущение грузинских националистов.
На сегодняшний день, после встречи Саакашвили с Алиевым ситуация несколько стабилизировалась, однако большинство аналитиков убеждены, что компромисс носит временный характер, ведь вопрос о спорных приграничных территориях не решен. К тому же на ситуацию может повлиять внутриполитическая обстановка в Грузии, где оппозиция во главе с Иванишвили не преминула воспользоваться возможностью обвинить Саакашвили в сдаче интересов Грузии, который, по утверждению оппозиционных лидеров, пока потерял 20 процентов территорий Грузии, а теперь сдает Азербайджану важнейшие объекты исторического и культурного наследия. Была организована группа "Защити Давид-Гареджи" и устроена акция протеста против бездействия властей.
Позиция властей вызвала возмущение и церковных кругов Грузии. Контора Илии II, не отказывающаяся от намерений водрузить "освященные" грузинские знамена в Цхинвале и Сухуме, почувствовала себя преданной. Секретарь католикоса-патриарха всея Грузии отец Микаэл Ботковели скорбно заявил журналистам, что "власти окатили нас холодной водой, тогда как мы надеялись, что они проведут переговоры с соседней страной". А настоятель Давид-Гареджи архимандрит Илларион обвинил власти в предательстве: "Если они не в состоянии решить проблему, то пусть хотя бы не бросаются необдуманными заявлениями, которые вписываются в летопись. И пусть знают, что несут ответственность за это перед нацией и историей".
Согласно проведенным опросам, более 70 процентов населения обвиняют в ситуации вокруг монастыря Давид-Гареджи правящую команду, а не Азербайджан. Грузинская общественность, продолжающая обвинять президента Михаила Саакашвили и его правительство в утере 20% территорий страны, теперь акцентирует внимание на новой территориальной проблеме.
"Вопрос Давид-Гареджи - болезненный для грузинского народа, и потеря хотя бы части его территории нанесет серьезный вред рейтингу Саакашвили", - считает бывший премьер Грузии Тенгиз Сигуа. "Саакашвили заслуживает импичмента за Давид-Гареджи", - еще более воинственно заявил оппозиционный депутат Джонди Багатурия. Эксперт Сосо Цискаришвили в свою очередь не исключил, что ситуация может привести к противостоянию грузин и азербайджанцев.
Действительно, в отношениях между Азербайджаном и Грузией за последнее время не раз происходили определенные эксцессы, недавно из Белаканского района Азербайджана местные власти выдворили съемочную группу канала ПИК. До этого азербайджанская общественность негативно отреагировала на инцидент с азербайджанским депутатом в парламенте Грузии, протестовавшего против предложения обсудить вопрос о геноциде армян. А после событий вокруг Давид-Гареджи Грузия, которая ранее намеревалась подать совместную с Азербайджаном заявку на проведение чемпионата Европы по футболу в 2020 году, теперь подала самостоятельную заявку.
Другим малоприятным сюрпризом для грузинской общественности стало то, что в учебниках истории для турецких старшеклассников столица Аджарии Батуми была внесена как территория Турции.
И на этот раз "крайним" для оппозиции оказался Михаил Саакашвили. Его сторонники в парламенте осторожно прокомментировали ситуацию, избегая антитурецких заявлений, дабы не вызвать гнев Анкары, чего не скажешь о представителях оппозиции. Депутат Георгий Цагареишвили из партии "Свободных демократов" обвинил власти, что они не могут урегулировать столь примитивные вопросы.
Помимо приграничных споров, не менее серьезный конфликтогенный потенциал таится в территориях Грузии, населенных азербайджанцами и армянами. Грузинским властям вместо того, чтобы разыгрывать северокавказскую карту, принимая стратегии по Северному Кавказу, стоило бы подумать о решении своих проблем в армянском Джавакхе и азербайджанском Борчало, население которых все громче заявляет о дискриминации со стороны Тбилиси. "Власти Грузии считают нас второсортными", - эти слова регулярно встречаются в интервью с азербайджанцами Грузии. Помимо ограничений в поступлении на госслужбу из-за языковых проблем, еще более эффективным механизмом выдавливания азербайджанцев из Грузии стала приватизация земель, в результате которой многие азербайджанцы оказываются лишенными ранее арендованных земель, что уже вызвало митинги протеста в ряде сел, в частности, Гарачоп, где проживает 30 тысяч человек. "Жители Гарачопа имели в пользовании пять тысяч гектаров земель. И теперь грузинские власти собираются продать эти земли путем проведения аукциона некоему лицу грузинской национальности. Это означает, что азербайджанцы, проживающие в Гарачопе, будут лишены источника своего существования и им придется уезжать в Азербайджан, - заявили на митинге сельчане. - Раньше нам подкидывали оружие, а потом обвиняли в их незаконном хранении. Теперь же нас пытаются лишить источника существования и таким путем выжить из страны".
Аналогичные проблемы армян Джавакха, несмотря на декларации Тбилиси, продолжают только усугубляться. В марте текущего года координатор совета общественных организаций Джавакха Артак Габриелян провел ряд встреч с депутатами Европарламента в Брюсселе, ознакомив их с требованиями джавакхских армян и обвинив грузинские власти в политике ассимиляции. "Так было и во время Советского Союза, так и осталось. По причине проблемы языка свою дальнейшую судьбу армяне видят не в Грузии, а в Армении", - заявил Габриелян. Он пожаловался евродепутатам, что Грузия не инвестирует в сельское хозяйство и скотоводство, распространенное в Джавакхе, при этом скупая продукты за бесценок. Вместо этого власти поощряют ввоз низкокачественной продукции из Турции. "Грузия проводит политику вытеснения и ассимиляции армян, и если так будет продолжаться, она достигнет успеха", - считает джавакхский общественный деятель.
Основной целью "Джавакхского движения" на данном этапе Габриелян назвал получение автономии для региона с использованием армянского языка в работе органов власти автономии, улучшение армянского представительства в местных и государственных учреждениях и прекращение систематического переселения неармян из других регионов страны в Джавакх.
Как видно из вышеизложенного, Грузия по-прежнему представляет собой бочку с порохом, а режим Саакашвили больше всего напоминает подвыпившего камикадзе, размахивающего зажженной спичкой рядом с этой самой бочкой. В случае взрыва, а это отнюдь не виртуальная перспектива, Грузия тогда уже без "подсказки" международных экспертов прочно забудет о российской "оккупации" и об отношениях России с северокавказскими народами на разных исторических этапах.
Впрочем, и на сегодняшнем этапе, учитывая непрекращающуюся активность Грузии на северокавказском направлении, направленную отнюдь не на поддержку территориальной целостности России, последней следует предпринять ряд ответных мер, одной из которых может стать поддержка армян Джавакха и азербайджанцев Борчало, причем не только информационного характера. Ничто не мешает российским властям разработать стратегию в отношении нацменьшинств Грузии. В противовес конференциям по черкесскому геноциду и открытию спекулятивных мемориалов, можно провести аналогичные мероприятия, посвященные геноциду осетин со стороны Грузии, продолжающейся дискриминации армян и азербайджанцев с привлечением представителей общественных организаций северокавказских народов. Достаточно эффективной контрмерой представляется раскручивание темы активного участия отрядов грузинских князей в Кавказской войне. То же самое касается событий 40-х годов 20-го века, когда в организации и проведении депортации северокавказских народов самое непосредственное участие принимали выходцы из Грузии во главе с Лаврентием Берия, а значительная часть территории Чечни, Кабардино-Балкарии и других республик была присоединена к ГССР.

Юрий Вазагов, газета «Южная Осетия»

Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Pinterest