Блиц-опрос: 14 июля в Южной Осетии отметят 20 лет со дня ввода в РЮО Смешанных сил по поддержанию мира в зоне грузино-осетинского конфликта. Какую роль сыграли миротворцы в обеспечении безопасности населения Южной Осетии?
Борис Чочиев, экс-сопредседатель СКК от югоосетинской стороны:
Формат миротворческой операции, которая проводилась в зоне грузино-осетинского конфликта с 1992 по 2008 годы, является уникальным во всем мире. Впервые за всю историю миротворческих операций в ней принимали участие не только Российская Федерация как главный посредник и гарант мира, но и непосредственно миротворческие контингенты самих сторон, вовлечённых в конфликт. За период с момента ввода миротворцев вплоть до прихода к власти в Грузии ультрарадикального националиста и фашиста Саакашвили в 2004 году не был убит ни один миротворец.
Все международные делегации из самых разных стран и организаций, приезжавшие в Южную Осетию, в один голос давали деятельности миротворцев самую высокую оценку. В этом, конечно, есть и большая заслуга Смешанной контрольной комиссии, которой были приданы миротворческие контингенты.
Благодаря вводу миротворческих сил на многострадальной земле Южной Осетии воцарился хоть и хрупкий, но мир. Люди получили возможность спокойно заниматься мирными делами, не боялись завтрашнего дня. К сожалению, такая ситуация не устроила новых правителей Грузии и они начали политику провокаций против миротворческих сил с требованиями их вывода, а затем и развязали новую войну.
Тем не менее, подвиг миротворцев ― в благодарной памяти осетинского народа. Каждый год 14 июля мы отмечаем День миротворца. В Цхинвале есть улица Миротворцев, есть проект по установлению стеллы миротворцев.
Таймураз Кусов, экс-сопредседатель СКК от североосетинской стороны:
Роль миротворческих сил, по сути, для народа Южной Осетии является судьбоносной. Решение о вводе миротворческих сил было нелёгким. При его принятии было много сложностей. Это было важным, ответственным решением и со стороны России и со стороны Грузии, которые восприняли доводы в пользу введения миротворческих сил. Многие решения, сам механизм вырабатывались на ходу, до этого такого механизма не было. Всё делалось с учётом понимания складывающейся ситуации, в целях обеспечения мира. Это удалось. Если проанализировать деятельность миротворческих сил, то видно, что до прихода к власти в Грузии Михаила Саакашвили этот уникальный механизм работал. Не было стрельбы, жертв за этот период. Роль свою Миротворческие силы выполнили, их опыт необходимо изучать и изучать. Они придали уверенность населению ― люди чувствовали себя в безопасности. Однако спустя какое-то время, совершенно необъяснимо изменилась позиция Грузии, которая взяла курс на демонтаж этой системы. Результат мы все хорошо знаем.
Инал Плиев, экс-начальник информационного отдела югоосетинской части СКК (2003-2008):
Роль миротворческих сил невозможно переоценить. Им приходилось действовать в трудных условиях. Дополнительные сложности создавало то обстоятельство, что Грузия, хотя и являлась страной-подписантом Сочинского соглашения 1992 года, на деле совершала против миротворческих сил разного рода провокации. Вначале грузинский батальон ССПМ был выведен из подчинения Объединенного Штаба ССПМ и переподчинён министерству обороны Грузии в нарушение положения о воинских контингентах. Из руководства грузинского батальона ССПМ планомерно «вычищались» функционеры, которые были против развязывания войны. Ротации грузинского батальона проводились почти каждый месяц: грузинское руководство, взявшее курс на войну, хотело, чтобы с будущим театром военных действий ознакомилось как можно больше грузинских солдат, впоследствии нашедших бесславный конец на нашей земле. Кончилось это тем, что 8 августа 2008 года грузинские «миротворцы», сорвав нашивки ССПМ, открыли огонь по российскому и осетинскому батальонам ССПМ.
Тем не менее, настоящие миротворцы ― миротворцы осетинского и российского батальонов ― не реагировали на провокации вплоть до последнего, строго соблюдая все ранее подписанные соглашения даже ценой собственной жизни, до последней минуты, пока имело смысл их соблюдать. Мы не вправе забывать подвиг миротворцев.