По поручению Президента РЮО продолжается проверка законности расходования денежных средств, направленных на восстановление Южной Осетии
Распоряжением Президента Леонида Тибилова от 27 апреля текущего года Генеральной Прокуратуре было поручено провести проверку порядка и законности расходования денежных средств, которые поступали в Южную Осетию из России для восстановления экономики и жилищного фонда, разрушенного в ходе военной агрессии со стороны Грузии. На основании этого распоряжения была создана следственно-оперативная группа из числа работников Прокуратуры и Контрольно-счетной палаты по проверке деятельности 10 организаций, которые были задействованы в процессе восстановления. Это наиболее крупные структуры – Министерство экономического развития, в состав которого в свое время входили почти 70 процентов органов исполнительной власти, в том числе Министерство строительства и архитектуры. В числе проверяемых также ГУП "Дорэкспострой" – крупная генподрядная организация, заключившая значительное количество субподрядных договоров со строительными компаниями по строительству дорог в республике, а также Госкомитет по восстановлению, ГУП "Дирекция по реализации приоритетных национальных проектов", которые имели несколько сотен субподрядных организаций. 25 сентября текущего года истек срок, отведенный Президентом для проведения расследования. Об итогах проведенной работы нашей газете рассказал Генеральный прокурор РЮО Мераб Чигоев.
– Во-первых, следует отметить, что по понятным объективным причинам мы вынуждены были уже в самом начале своей работы выйти за рамки тех временных сроков, которые были оговорены в распоряжении Президента. В ходе проверки обнаружилось, что совершенные преступления своими корнями уходят в более ранние сроки, т.е. проверке подлежит не только их деятельность с 2010 года, но фактически начиная с 2008 года. При этом мы выходили и за рамки того количества организаций, за проверку которых взялись изначально, поскольку при ознакомлении состояния дел обнаруживалась взаимосвязь между другими организациями. В конечном итоге проверке подверглось 14 организаций. Контрольно-счетная палата представила по результатам своей проверки в прокуратуру порядка 20 материалов, на основании которых мы уже принимали решение о проведении своих проверок с последующим инициированием возбуждения уголовного дела. Контрольно-счетная палата работу по проверке ряда организаций еще не завершила, по завершении они будут также переданы в Прокуратуру. Из 20 материалов, которые к нам поступили до сегодняшнего дня, на основании 14 возбуждены уголовные дела, а 6 возвращены в Контрольно-счетную палату для проведения дополнительной проверки. Хочу подчеркнуть, что суммы, о которых идет речь в актах Контрольно-счетной палаты могут быть неокончательными. Зачастую в ходе расследования эти суммы меняются, или в сторону увеличения, или, как чаще бывает, в сторону уменьшения, потому что после вмешательства Генеральной прокуратуры некоторые организации, деятельность которых находится под проверкой, выражают готовность продолжить работы, ранее не завершенные по тем или иным причинам или же возмещают ущерб. Таких примеров на протяжении всего процесса работы было немало, после нашего вмешательства начинается освоение средств, предусмотренных на те или иные работы, но которые они намеревались присвоить. Работа прокуратуры по расследованию экономических преступлений еще не завершена до конца, но несколько уголовных дел уже возбуждено.
В частности, уголовное дело возбуждено в отношении бывших министров экономического развития К.Колиева и А.Хабалова за халатное отношение к своим служебным обязанностям, за превышение должностных полномочий и злоупотребление служебным положением. Общая сумма ущерба от их деятельности, как выяснилось в ходе следственной работы, составляет более 24 млн.руб. Данное уголовное дело пока находится в процессе расследования, нами принимаются меры для того, чтобы оно было завершено и передано в судебные органы уже в ближайшее время.
Уголовное дело также возбуждено в отношении бывшего министра капитального и дорожного строительства Ч.Хугаева, который также, злоупотребляя своим служебным положением, расходовал денежные средства на цели, которые не были предусмотрены инвестиционной программой. В частности, к примеру, на закупку деревянных срубов, которые около двух лет не могли найти своего «хозяина», хотя заказывались именно Министерством капитального и дорожного строительства. Они никому не были переданы, более того, министерство строительства отказалось их принять, хотя в лице министра сами же заказывали. Долгое время эти срубы перебрасывали от одной организации к другой, и лишь спустя два года нашли свое место на территории микрорайона «Хурзарин».
Уголовное дело возбуждено также в отношении бывшего министра экономического развития Б.Парастаева, который также, злоупотребляя служебным положением, допустил закупку сельхозпродукции, точнее, саженцев фруктовых деревьев, фундука, которые не были предусмотрены инвестиционной программой и которые были привезены в нашу республику в то время, когда высадить их по причине не соответствующих погодных условий, т.е. в зимний период, не было возможности. Общая сумма ущерба составляет около 30 млн. руб. Мы сейчас также проверяем целесообразность и обоснованность закупки мелкого рогатого скота, вместе с которым, как выяснилось, в республику были «завезены» различные болезни, в частности, бруцеллез.
Уголовное дело заведено и в отношении бывших работников ГУП «Дорэкспострой». Здесь тоже, по предварительным итогам следствия выявлена «недостающая» сумма в размере 266 млн.рублей, которые были дважды представлены за одну и ту же выполненную работу. Первоначально работу выполняла Южная дирекция, получившая за это деньги, потом ту же работу показало Министерство строительства и "Дорэкспострой". После вмешательства прокуратуры, когда мы начали проверять данный факт, они заявили, что якобы допущена ошибка в перечне выполненных работ, но, тем не менее, 266 миллионов рублей были истрачены нецелевым образом. Эти средства были выделены на строительство дороги в Ленингор, но на них якобы была приобретена дорожная техника, а часть денег в виде кредита выделена Госкомитету по восстановлению. И это при том, что Госкомитет сам был заказчиком, и "Дорэкспострой" никак не мог выступать в качестве кредитной организации. Для того, чтобы установить, на какие именно цели были израсходованы эти деньги, и было ли это так на самом деле, работники следственно-оперативной группы проводят сплошную документальную ревизию. Основными фигурантами этого уголовного дела являются фактически все работники «Дорэкспостроя», я не исключаю, что в связи с этим делом будут привлечены к уголовной ответственности и первые лица министерства капитального и дорожного строительства. Следует отметить, что из одного уголовного дела уже в процессе расследования «вытекают» другие. К примеру, у того же "Дорэкспостроя" на субподряде находилось более 8 строительных фирм, те в свою очередь заключали договора по субподряду с другими строительными организациями. Все эти организации подлежат проверке, что значительно оттягивает сроки проводимой нами работы. В перечень ведомств, подлежащих проверке, попал и Комитет государственного снабжения. Через эту организацию прошло более 800 миллионов рублей.
Сегодня мы направили более 60 ответных поручений в Генпрокуратуру Российской Федерации с просьбой провести встречную проверку в различных регионах России, где по документам наш Комитет государственного снабжения производил закупки в особо крупных размерах. Я не знаю, как скоро эти поручения будут выполнены, но, в любом случае от их решения будет зависеть вопрос возбуждения уголовных дел в отношении ряда работников Комитета государственного снабжения, которые в течении более двух лет снабжали республику товарами, техникой и оборудованием различных видов, в общей сложности на сумму порядка одного миллиарда. Мы проверяем сегодня также законность и обоснованность поступающей в республику автотехники. Проверяем, была ли поставлена на учет полученная дорожная и спецтехника. Эта проверка также близится к концу. Кроме вышеназванных уголовных дел у нас в производстве находятся и другие уголовные дела, которые находятся на стадии проработки. В этих вопросах активно сотрудничаем с Министерством внутренних дел, Управлением по борьбе с экономическими преступлениями. К сожалению, мы не смогли за несколько месяцев полностью охватить тот огромный пласт работы по выявлению вопиющих фактов, который нам предстоит. Не смогли завершить расследование по фактам деятельности Министерства экономического развития, Комитета по восстановлению, в котором, кстати, работа усложняется еще и тем, что Комитет ликвидирован и здесь идут ликвидационные работы. Еще раз повторю, тот объем работы, который нам поручен, невозможно проделать за поставленные короткие сроки. Работа осложняется еще и тем, что многие из фигурантов уголовных дел укрываются на территории Российской Федерации. С российскими коллегами мы пока конкретной работы не проводим. Безусловно, вопрос сотрудничества с российской Прокуратурой для нас актуален, потому что в отношении многих организаций, работавших здесь и подозреваемых нами в совершении хищений и злоупотреблений, будут и в дальнейшем возбуждаться уголовные дела. А учитывая, что Россия не выдает своих граждан, мы на основании межведомственного соглашения с Генпрокуратурой РФ будем эти дела передавать для привлечения их к ответственности на территории РФ.