Блиц-опрос: Как Вы оцениваете итоги встречи (24 октября) президента Южной Осетии Леонида Тибилова с президентом России Владимиром Путиным?
Мира Цховребова, вице-спикер парламента РЮО:
Это была долгожданная встреча на высшем уровне. Прием, который российское государство оказало нашему президенту, говорит о дружеском и братском отношении России к осетинскому народу.
Уровень приема, хотя он и был строго протокольный, показал позицию России к Южной Осетии, что нам очень дорого. И здесь есть еще один важный момент. Приняв Леонида Тибилова на таком высоком уровне, Россия продемонстрировала уважение к своим собственным решениям, в частности, о признании независимости Южной Осетии. Хотя вряд ли это решение еще нуждается в каком-либо подтверждении.
Алан Парастаев, эксперт:
После прочтения материалов по этой встрече мне показалось, что бытующее в югоосетинском обществе мнение о том, что Путин и высшее руководство России не владеют реальной ситуацией в Южной Осетии и не совсем в курсе наиболее насущных проблем, соответствует истине. Если пройтись по основным пунктам, очевидно, что владение ситуацией в высших политических эшелонах власти РФ не тянет даже на пи-ар в глазах граждан РЮО. А он сейчас как никогда важен.
Соглашение по транспорту, это, конечно, замечательно. Но если этим транспортом нечего вывозить из Южной Осетии, если развитие фермерства и сельского хозяйства идет темпами близкими к нулю, а туристическая инфраструктура начинается и заканчивается одним или двумя пансионатами, и то ориентированными на пенсионеров, а нормальной гостиницы в Цхинвале нет до сих пор, то напрашивается вопрос: а для чего столь помпезное соглашение? И тут же напрашивается ответ — для ВТО. Ничего плохого в этом нет, но это не то, чего сегодня ждут в Южной Осетии.
Возможно, развитие этих направлений экономики заложено в программе инвестиционного сотрудничества, но о ней практически ничего не известно.
Чуть четче прозвучали слова о социальном секторе и здравоохранении с образованием, о которых было хотя бы сказано, что нужна именно «совместная работа», а не просто финансовые вливания. А их было уже достаточно, ими можно было бы потопить социальные проблемы от Южной Осетии до Северной Африки.
Кстати о прошлых финансовых делах не сказано ни слова. Означает ли это, что работа по ним ведется, а информация скрыта в интересах следствия, или эту страницу российско-осетинских взаимоотношений закрыли, а воров и «откатоимцев» простили, остается только гадать. Если последний тезис верен, то на ситуации в Южной Осетии и на имидже как югоосетинской, так и российской власти это скажется достаточно негативно.
И, конечно, долгожданная для России победа оппозиции в Грузии. Путин назвал это изменением ситуации в регионе, а в отношении Южной Осетии сказал, что «вам удастся выстроить добрые отношения со всеми соседями». К чему такая завуалированность – непонятно. Я надеюсь, что ВВП имел ввиду под соседом не Россию. А другого соседа, кроме Грузии, у нас пока нет. Если так, то политическому руководству России стоило бы помочь Южной Осетии в выстраивании таких отношений и в поиске платформы, хотя бы для прямого равноправного диалога Грузии и РЮО. Давно стало ясным, что неравноправный и асимметричный формат Женевских дискуссий с целой когортой посредников для этого не подходит.
Александр Келехсаев, журналист:
Президенты России и Южной Осетии в мае текущего года уже встречались в Сочи, где также шел разговор о развитии и укреплении российско-югоосетинских отношений. Две встречи лидеров России и Южной Осетии в течение короткого времени свидетельствуют о союзническом характере отношений между Российской Федерацией и нашей Республикой, и неизменности пророссийского курса Южной Осетии.
Встреча Владимира Путина и Леонида Тибилова должна стать дополнительным мощным импульсом двустороннего сотрудничества и более деятельного участия России в делах Южной Осетии. Под этим я подразумеваю жесткий контроль над расходованием финансовых средств и строгое выполнение плана по восстановлению Республики вкупе с реализацией Инвестиционной программы, а также правовую помощь в строительстве государственности.
Владимир Путин еще раз подчеркнул, что Россия и впредь будет оказывать помощь Южной Осетии не только в решении важнейших экономических и социальных проблем, но и в вопросах становления государственности. Тем самым, Владимир Путин еще раз подтвердил, что в вопросе признания Южной Осетии Россия поставила точку еще 26 августа 2008 года и пересмотру это решение не подлежит. С этим недвусмысленным посланием должны, наконец-то, смириться недружественные России и Южной Осетии политические силы в Грузии и в международном сообществе.