Итак, новые власти Грузии приступили к заявленной реализации плана по возвращению Абхазии и Южной Осетии без войны. В отличие от Саакашвили новоявленный лидер нации Иванишвили осознает военную слабость Грузии и предпочитает идти другим путем. Так называемым «путем Шеварднадзе» – демонстрацией миролюбия, ненавязчивого коммуфрированного подкупа и распростертых объятий. Одно из знаковых заявлений уже прозвучало: назначенный премьер возложил ответственность за Августовскую войну 2008 г. на режим Саакашвили. Одновременно Иванишвили взял на себя решение задач по налаживанию отношений с Москвой и возвращению в состав Грузии Абхазии и Южной Осетии.
Многие СМИ уже распространили его слова: «Мы своими правильными действиями, правильным поведением и правильной дипломатией можем скоро вернуть свои территории», поскольку Грузия может стать «интересной страной, которая заинтересует наших братьев абхазов и осетин». Как один из шагов к «интегрированию» – заявленное намерение Тбилиси в одностороннем порядке признать паспорта Абхазии и Южной Осетии на своей территории. «Речь идет не о «признании», а о том, чтобы считать эти документы действительными на территории Грузии и уравнять их в правах с грузинскими удостоверениями личности, чтобы их обладатели пользовались теми же правами, что и другие», – пояснил новый госминистр по реинтеграции Грузии Паата Закареишвили. По его словам, «нет необходимости и в том, чтобы согласовывать вопрос паспортов с абхазской и юго-осетинской сторонами. Это как раз тот случай, когда мы можем действовать в одностороннем порядке», – добавил госминистр Грузии.
Следует признать, что грузины неплохо нас изучили и знают, что и в нашем обществе есть процент людей с короткой памятью... Причем, многих знают и по именам. И именно последние на подобные фарисейства с паспортами как раз и клюнут. На чем «настаивать» новую политику у Грузии тоже есть: дешевые иномарки, медицинское обслуживание… Подобные направления уже опробованы годами и действенны. Потом традиционно пойдут путевки, тренинги, отправка детей на учебу заграницу бесплатно, возобновление рынков на границе и т.д. А там и до «пятой колоны» недалеко...
Мы не сгущаем краски. Но, при всей простоте, ухо надо держать востро и отнестись к новым политическим реалиям со всей серьезностью. Мы как-то уже проходили этот этап и воспоминания не совсем радужные. Поэтому, возможно, нужен добрый советский железный занавес. Для всех!.. Что стало с СССР после нивелирования подобного заслона лжеперестройкой – известно.
Еще одним уже озвученным шагом может стать предлагаемое Грузией возобновление железнодорожного сообщения с Россией через Абхазию. Данную инициативу также озвучил «инициативный» П.Закареишвили. Причем, Грузия откровенна в своих высказываниях. По словам чиновника, в результате возобновления ж/д-сообщения страна не только привяжет к себе республики, но и пополнит свою казну за счет увеличения транзитных потоков в направлении как «восток-запад», так и «север-юг». Как это будет происходить в реальности (грузины элементарно должны будут, проезжая через Абхазию, оформлять визу, а это уже признание) пока мало кого интересует – заявление то мирное, пышащее дружелюбием. При этом, надо понимать, что подобные заявления звучат еще и упреждающе на фоне периодически проявляющихся разговоров о возможном строительстве железнодорожной ветки из России в Южную Осетию. Но в Москве должны понимать, что в случае принятия грузинского варианта, Россия может стать «заложницей» транспортного вопроса.
Разумеется, все это новый грузинский премьер делает не из любви к северному соседу, и тем более осетинам или абхазам, а исходя из своих одновременно прагматичных и корыстных интересов. Бизнесмен как никак. Понятно и то, что Иванишвили лишен иллюзий относительно хода и темпов «потепления» с Россией. Процесс этот будет непростым и может затянуться. Но в городе на Куре надеются, что новая стратегия принесет таки успех – как показывает история российско-грузинских отношений, многое с Москвой веками достигалось мудрой, расчетливой, гибкой и одновременно циничной политикой грузинских правителей.
Важным косвенным признаком возможных подвижек по вопросу Абхазии и Южной Осетии, своего рода индикатором политической значимости того или иного проекта, служит и реакция белорусского лидера Александра Лукашенко, который неожиданно заявил о готовности на определенных условиях признать их независимость. Не в последнюю очередь эта спешка объясняется стремлением не опоздать выторговать для себя определенные преференции в отношениях с разными сторонами конфликта. …Словом, пожить нам спокойно не дадут, тем более, будем откровенны, наиболее слабым звеном в этом раскладе пока все еще выглядит наша Республика… Надеемся, пока.
Л.Джиоев, газета "Республика"