В Храме Рождества Пресвятой Богородицы города Цхинвала в 10 часов утра началась божественная литургия в честь праздника Крещения Господня. Как нам сообщили в пресс-службе Аланской Епархии, после литургии, ближе к полудню, священнослужители, прихожане, все собравшиеся совершат крестный ход к реке Лиахва.
Здесь же священнослужители проведут молебен и совершат чин освящения воды. После освящения все желающие могут ополоснуться в реке и набрать святую воду.
Каждый год в день Богоявления священнослужители Южной Осетии проводят обряд крещения на реке Лиахва. При этом количество желающих креститься увеличивается с каждым годом, среди них бывает много маленьких детей. И, конечно, такие факты говорят о духовном росте нашего общества. С каждым годом растет количество людей уже крещеных и желающих окунуться в ледяную воду. Истинных верующих не останавливают никакие морозы. Когда человек окунается в крещенскую воду, он обновляется, выходит из холодной воды очищенным. Каждый маленький шаг к Богу - это уже духовный рост как отдельного человека, так и всего общества.
Крещенская вода - великая святыня. Православные берут освященную воду и хранят ее возле икон, употребляют в случае болезни, окропляют жилища, дают тем, кто не может приступить к Святому Причастию. «Днесь вод освящается естество, и разделяется Иордан, и своих вод возвращает струи, Владыку зря крещаема», - поется в тропаре перед водоосвящением. Войдя в воды Иордана, Господь освятил всю воду на свете. Великим водоосвящением Церковь напоминает об этом событии.
Крещение установлено Богом в Церкви для спасения человеческого рода. Оно необходимо для каждого верующего как дверь к Царствию Божию, - и кто отвергал, или отвергает его, тот отметает свое спасение, свое собственное вечное благо. Так Господь говорил о противившихся Ему фарисеях и книжниках, не желавших креститься от Иоанна, что они отвергали Совет Божий о себе, не крестившись от него.
Бессмертный Отец послал в мир бессмертного Сына - Слово, который пришел к людям, чтобы омыть их водою и Духом, и, возродив нас к нетлению духовному и телесному, вдохнул в нас Духа жизни и облек в нетленное всеоружие. Если человек сделался бессмертным, то он сделается и причастником Божественного естества. После возрождения водою и Духом Святым, полученного им в купели, делается причастником Божественного естества, и после воскресения из мертвых становится сонаследником Христовым.
Придите все народы к бессмертию, даруемому в Крещении. Придите от рабства к свободе, от тирании к царству, от тления к нетлению - водою и Духом Святым. Эта вода, соединенная с Духом, есть та самая вода, которою орошается рай, которою оживотворяется возрожденный человек, в которой крестился Христос, на которую Дух Святой сошел в виде голубя.
Из истории праздника
Много лет назад в Иудее, нынешней Палестине, один из величайших пророков Иоанн Креститель, зная, что наступило время, когда миру должен открыто явиться Спаситель человечества сын Божий, призвал людей прийти, покаяться, омыть свои грехи в воде и приготовиться к встрече с Богом, со Спасителем. Когда люди начали идти к Иоанну каяться и креститься, то одним из тех, кто пришел к нему креститься, был и сам Христос. Иоанн, конечно же, знал его. Христос по матери своей, по своей человеческой природе был родственником Иоанна Крестителя. Христос подошел к Иоанну и сказал ему: «Крести меня». Иоанн ответил, что как он может его крестить, когда он - Спаситель мира, пришел крестить нас. По пророчеству придет Спаситель и будет креститься по своей человеческой природе как все люди. Христос вошел в воду и покрестился как все люди. Тогда же говорил Иоанн Креститель - придите и креститесь водою, ибо после меня придет тот, который будет крестить вас духом.
Под именем Богоявления разумеется праздник, в котором воспоминается и прославляется событие Крещения Иисуса Христа от Иоанна Крестителя на Иордане. Богоявлением называется этот праздник потому, что при Крещении Господа явилась Божественная Пресвятая Троица: Бог Отец глаголал с неба о Сыне, Сын Божий крестился от Иоанна и засвидетельствован от Бога Отца и Дух Святой сошел на Сына в виде голубя. По учению св. Иоанна Златоуста, «в виде голубя сошел Дух в изображение Христова человечества чистого, незлобивого, истинного, как Дух Святой есть Дух кротости, то Он и явился в сем виде».
Начало празднования Богоявления относится к временам святых апостолов. В своих постановлениях они заповедуют праздновать Крещение Господне, так как в этот день совершилось явление Божества Иисуса Христа. В православной церкви этот праздник отмечается с тем же величием, что и праздник Рождества Христова.
Когда Христос вошел в воду, и Иоанн Креститель воздвиг на него воду три раза, то небеса разверзлись и прозвучали слова: «Сей есть сын мой, его и слушайте». Верующие люди это услышали. Тогда первый раз всему человечеству было дано от Бога Отца, что на земле воплотился Бог. Это очень древнее пророчество. Еще Адаму было дано Богом Отцом, что придет тот, который сотрет главу змия, т.е., Сатану, и всех вернет к своему изначальному состоянию, в котором должен находиться человек - в бессмертие, в бессмертие не во зле, а в бессмертие в любви. Крещение для православных означает именно начало этого пути. Ведь человек приходит в церковь тогда, когда он решил, что будет следовать Божьим заветам, начнет изучать Христову веру. А суть Христовой веры такова, что человек не умирает, он просто из одного состояния переходит в другое. И потому очень важно жить по законам Божьим. И потому оно называется таинством, что во время крещения на человека невидимо сходит святой дух, человек внутренне преображается.
Слово на Крещение Господне
Святая Церковь, святые отцы всячески наставляют, понуждают и просят священников напоминать верующим о великом таинстве Крещения. Когда же лучше всего вспоминать о нем, как не сегодня, в день празднования Крещения Спасителя нашего Господа Иисуса Христа. Господь Сам не нуждался в крещении, но повелел Иоанну Предтече крестить Его, чтобы исполнить всякую правду. Тем самым Господь указал нам на необходимость крещения. Однажды ночью, беседуя с Никодимом, одним из уверовавших фарисеев, Господь разъяснил ему, что если человек не родится водою и духом, то он не войдет в Царствие Божие. Если человек верует в Бога, желает войти в Царствие Божие, то он обязательно должен принять таинство Крещения. Ибо оно есть необходимое условие для вхождения человека в общество духовное, в Церковь, и через него только он может иметь надежду достичь Царствия Божия. «Аще кто уверует и крестится, - говорит Господь, - спасется, а кто не уверует и не крестится - осужден будет». Всякий, кто уверует и хочет спастись, каждый христианин должен сам принять таинство Крещения и своих детей крестить. Что же происходит в таинстве Крещения? В нем наступает смерть ветхого, греховного человека. Поэтому если человек во взрослом состоянии с верою и покаянием принимает таинство Крещения, то прощаются ему и первородный грех, и его собственные грехи. Человек из купели выходит как Ангел Божий. Есть множество примеров, когда действие таинства Крещения на окружающих и самого крестившегося было очевидным. Иногда крестившийся блистал как солнце, весь он изменялся даже с внешней стороны, а внутри переживал блаженство как в Царствии Божием. Принявший таинство Крещения возрождается Духом Святым, облекается Самим Господом, ибо Господь входит внутрь его сердца. Сегодня мы слышали: «Елицы во Христа Крестистеся, во Христа облекостеся». Это означает, что Господь входит в их сердца. Однако, если человек после Крещения будет жить не по-христиански, а по-язычески, оскорбляя Господа всякими грехами и не каясь, в них, если не будет очищать душу свою от грехов, он окажется подобен некрещенному. Вот почему часто слышим со стороны неверующих: «Вот вы - верующие, крещенные, а вы хуже нас». Так и Слово Божие говорит: вами, христианами, хулится имя Божие, ибо вы живете хуже, чем язычники. Господь дал свободу человеку, и он может идти или к Богу, или к дьяволу. Третьего пути нет. Нет среднего состояния. Поэтому мы, христиане, должны идти к Богу, стремиться к Нему, веровать Ему, принимать таинства, исполнять заповеди Божии, а если что не исполнили, то сознавать это и не оправдываться, а оплакивать свои грехи пред Ним, просить прощения, чтобы Он, милосердный Господь простил и очистил нашу душу. Кто же сознательно грешит, оправдывается в своих грехах, не кается в них, тот противится Господу, делается врагом Божиим и идет к дьяволу. «Аще, говорит Господь, - кто не родится водою и Духом, не может войти в Царствие Божие». Вот почему враг нашего спасения, дьявол, так воюет против таинства Крещения, всячески старается умалить его значение, препятствует его совершению. Поэтому если не крещен кто младенцем, то должен креститься во взрослом состоянии, предварительно покаявшись в грехах своих и дав обещание Богу жить по-христиански.
Чтобы переплыть море, нужен корабль, - вплавь море не переплывешь. Чтобы переплыть море житейское и достигнуть Царствия Божия, нужно войти в церковный корабль, войти в Церковь, ибо только на корабле церковном можно переплыть бурное житейское море и достигнуть Царствия Божия. Войти же в Церковь можно только через таинство Крещения. И если человек, став членом Церкви, продолжает по немощи впадать в грех, но все же стремится к Господу, кается, то хотя своими грехами он и отпадает от Церкви, однако при искреннем раскаянии очищается и вновь соединяется с Церковью. Так при исповеди священник читает молитву: «Примири этого грешника и соедини Святой Твоей Церкви», а затем читает разрешительную молитву и разрешает его от грехов. Мы все должны знать, что без таинства Крещения никто не спасается. Поэтому мы должны крестить своих детей. Если они не могли быть крещены в детстве, завещайте им при последнем своем издыхании свое желание: «Дети, вот моя просьба, если вы сколько-нибудь жалеете и любите меня, если хотите меня утешить, дайте обещание, что вы в свое время примете таинство Крещения. Всеми средствами Господь старается спасти каждого человека. «Радость бывает на небе об одном грешнике кающемся». Всяческая помощь и от Господа, и от угодников Божиих, и от Ангелов приходит тому человеку, который искренне всеми силами старается угодить Господу, исполнить Его Святые заповеди и кается в каждом своем грехе. Пусть не много человек знает о вере, пусть он мало верующий, пусть он сомневается, но пусть он свои сомнения скажет Господу: «Господи, верую, хочу веровать, но помоги моему неверию. Неверие терзает мою душу. Господи, верую, но и сомневаюсь, будь милостив, помоги мне. Господи, даруй и мне принять таинство Крещения и войти в Церковь Христову!» Какие бы препятствия ни были, нужно человеку креститься, потому что нет иного пути в Царствие Божие. Но, крестившись, мы должны жить так, как Господь указывает, а не так, как говорит наш лживый разум и наше искаженное, полное всяких грехов, сердце, которое подсказывает: живи как знаешь. Господь вводит нас в Царствие Божие, Господь требует, чтобы мы шли тем путем, какой Он указывает. А путь этот - изучение Евангельских заповедей, заповедей Божиих, жизнь по этим заповедям, покаяние, молитва к Господу, чтобы Он не оставил нас, а ими же весть судьбами: скорбями ли, болезнями ли, благополучием, - но спас нас, не лишил нас Царствия Божия.
Будем же стараться читать Слово Божие, особенно Евангелие, где написаны и жизнь Господа, и Его страдания ради нашего спасения, Его заповеди, Его учение. Будем проникаться Духом Божиим, стараясь исполнять Его святые заповеди, будем каяться в нарушениях и умолять, чтобы Господь сподобил нас после смерти быть участниками Своего Царствия.