Эргнетский рынок как лакмусовая бумажка грузино-осетинских отношений

вс, 27/01/2013 - 14:20
VKontakte
Odnoklassniki
Google+

При всей декларируемой отрешенности от грузинской темы у нас, между тем, внимательно изучают все, что происходит за пределами южной границы, следят за периодическими инициативами со стороны Тбилиси. Ну, а традиция в Грузии такая, что с приходом во власть новых людей неизбежно возникают и новые инициативы по урегулированию отношений с осетинами. А это от поездок на черноморское побережье Грузии до получения нейтральных паспортов. Однако, как показал предыдущий опыт, в Тбилиси каждый раз ухитряются в конце-концов все свести к банальному вооруженному противостоянию.

От новых грузинских властей пока что новизны в грузинских предложениях не видно. В отношении Абхазии – открытие железнодорожного сообщения через ее территорию в Россию, в Южной Осетии – возобновление работы Эргнетского рынка. По своей сути оба эти проекта являются одной из форм, разработанной на Западе, стратегии «вовлечение через сотрудничество», в данном случае через сотрудничество экономическое.
Между тем, руководство РЮО уже дало ясный посыл: никаких отношений с Грузией не будет до тех пор, пока грузинские власти не признают независимость РЮО, геноцид осетин и не будет подписан юридически обязывающий документ о неприменении силы в отношении Южной Осетии с последующим возмещением нанесенного Южной Осетии ущерба. Понятно, что на данный момент с учетом позиции новых властей Грузии эти условия не выполнимы. Но тогда, соответственно, и говорить о грузино-осетинском диалоге на высшем уровне не имеет смысла. В Тбилиси руководствуются принципом: «Все, кроме признания», позиция Цхинвала: «Ничего, до признания РЮО». Такой вот Гордиев узел!
Тем не менее, грузинская сторона и ее координаторы используют параллельный ресурс в лице неправительственных организаций (НПО). К примеру, тема Эргнетского рынка практически всегда в той или иной мере присутствует на международных встречах с участием представителей неправительственного сектора Грузии и РЮО. Однако здесь условия, предваряющие открытие рынка менее категоричные. Например, на встрече в январе в Ереване это увязывалось с отменой закона об оккупированных территориях. Этот законодательный акт, принятый после 2008 года, запрещает всякую экономическую деятельность на территории РЮО и Абхазии. Впрочем, это проблема Грузии, и отмены абсурдного закона должны добиваться исключительно грузинские дельцы.
Интересно другое. Сегодня юго-осетинские НПО поневоле являются проводниками этой линии завлечения РЮО в экономические отношения с Грузией. Неспроста и главный идеолог этого проекта грузинский чиновник Паата Закареишвили посетил Ереванскую встречу, «удачно» оказавшись в этот день в Армении. Понятно, что реального воплощения идеи восстановления Эргнетского рынка пока не предвидится, но площадка НПО является важным моментом в получении информации об отношении общественности РЮО и Абхазии к подобного рода грузинским инициативам, а возможности их воплощения в жизнь. На это указывает один из грузинских экспертов Г.Гвимрадзе: «Главной задачей для Грузии, особенно после августа 2008 года, является восстановление доверия и исключение в осетинском обществе восприятия Грузии в качестве врага. Для этого необходимо систематизировать на политическом уровне демократические институты». А НПО являются одной из форм таких структур.
Действительно, НПО – это, пожалуй, единственный канал ретрансляции в общество тех или иных инициатив. Другое дело, что ресурс юго-осетинских НПО незначителен. Сам юго-осетинский неправительственный сектор фактически разделен на две части. Причиной раскола стали финансово-имиджевые причины. В общей сложности в персоналиях это не более десяти человек активных «НПО-шников».
Кстати, еще во время предвыборного митинга в Гори будущий премьер-министр Бидзина Иванишвили обещал жителям города и всего региона Шида Картли, соседнего с Южной Осетией, в случае победы восстановить огромный Эргнетский рынок. Это заявление участники митинга встретили бурной овацией. Дело в том, что данный регион благополучно существовал за счет приграничной торговли, так как фактически через рынок шла торговля с Россией. Да и после того, как Россия ввела ограничения на растениеводческую продукцию и вино из Грузии, де-факто товарооборот не прекращался. Из Грузии ежемесячно выезжали сотни грузовых машин с зеленью в Украину и Азербайджан, а потом транзитом в Россию. Та же картина происходила и с грузинским вином – цистернами оно завозилось как украинское и молдавское.
Еще один немаловажный момент. Зачастую Эргнетский рынок представляют как народную инициативу, к которой власти не имели никакого отношения, чем стараются придать этому вопросу неполитический характер. Однако все мы знаем, что Эргнетский рынок был частью долгосрочного проекта по завлечению Южной Осетии в грузинское влияние – сперва простых людей, а позже и югоосетинскую политическую элиту. Знающие люди подтвердят, что в финансовых операциях имели свою долю и некоторые юго-осетинские чиновники. Многие из них действовали напрямую, даже не прибегая для приличия к услугам подставных лиц.
Часть нынешней так называемой югоосетинской администрации, окопавшейся в Тбилиси, в свое время активно продвигала свои финансовые интересы через Эргнетский рынок. А от финансовых контактов до контактов с заинтересованными лицами в Тбилиси был, образно говоря, всего «один ресторан». О том, что через экономические отношения грузинские спецслужбы фактически получили необъятное поле для вербовки юго-осетинских граждан мы уже и не говорим.
В последнее время особенно в блогосфере в отношении властей РЮО высказываются подозрения о поддержке ими идеи открытия Эргнетского рынка. Как аргумент используется высказывание Генерального Прокурора М.Чигоева, в бытность его представителя РЮО на МПРИ. Осетинский чиновник на вопрос об Эргнетском рынке высказал сожаление о том, что была закрыта торговля и сказал, что не видит ничего предосудительного в том, если этот рынок снова будет функционировать. Это высказывание было расценено как поддержка грузинской инициативы.
Поэтому сегодня власти Южной Осетии стараются всячески дистанцироваться от этого вопроса. В настоящее время на юго-осетинском сегменте Эргнетского рынка идет оптовая торговля. Эту площадку еще называют «базар на ТЭКе». Сюда завозится товар из России и здесь же отовариваются владельцы магазинов из районов Республики. Очевидно, тема Эргнетского рынка стала настолько неприятной, что власти решили убрать даже рудимент прежнего рынка. И перенести торговые ряды в г.Цхинвал. Тем более, что условия торговли здесь не соответствовали санитарным нормам.

Л.Джиоев, газета «Республика»

Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Pinterest