Национальной идеей осетин должно стать возвращение и объединение исконно осетинских земель, этнических территорий Осетии
В нашем обществе периодически ставится вопрос о формировании национальной идеологии. И хотя со времен СССР само это понятие порой вызывает отторжение, необходимость систематизации идей и взглядов в деле национального строительства едва ли можно поставить под сомнение.
Проблема в том, что мы всё ещё не можем найти действенные механизмы, которые бы позволяли развиваться такой тонкой материи, как национальная идеология. Нам зачастую кажется, что если провести расширенное собрание или издать ещё с десяток нормативных актов, то национальная идеология получит импульс в своём развитии. Однако для пассионарного толчка всегда нужна идея, которая бы объединяла народ во имя общей цели. Ещё недавно национальной идеей, общенациональным устремлением было сохранение и признание независимости возрождённой частички древней Алании. Сейчас же, после обретения признанной независимости, вот уже пять лет мы как бы оказались на перепутье.
По сути, национальная идея у нашего народа на протяжении длительного времени была и останется одна – сохранение и развитие нации: борьба с внешней агрессией, создание независимого государства, объединение с Северной Осетией и даже лозунг о вхождении в состав России – всё это подчинено одной цели. Цели сохранения народа. Говорящего и пишущего на своём языке, имеющего свою религию и культуру, свою национальную территорию.
При этом для развития каждой нации необходимо этническое пространство. Даже евреи, ставшие образцом сохранения национальной самобытности в отрыве от земли Обетованной, всегда понимали важность обретения своей идентичности именно в рамках национальной территории. И ежегодное традиционное пожелание на Новый год встретить год следующий в Иерусалиме несло в себе призыв возвращения на исторические земли. Он повторялся в течение веков, при том что в его реальное воплощение по настоящему верили только неисправимые оптимисты.
Казалось бы, вопрос национальной территории в Осетии не стоит так остро. Тут вроде не знаешь, как бы обратно заселить обезлюдевшие села Юга и Севера Осетии – «производные» развала Союза, неопределённости последних десятилетий, перманентных боевых действий... Но ведь территориального пространства никогда не бывает слишком много.
Если внимательно посмотреть историю осетин, то мы увидим, что наши предки не особо стремились к утверждению территории. Сперва по причине того, что скифо-сарматский мир придерживался принципа кочевой жизни. После начинается эпоха оседлости, но и она не ограничивала национальные границы. Внешние походы или, наоборот, вторжения врагов делали условными этнические границы в эпоху древности. Таким образом, на огромном пространстве от Кавказа до Англии и Африки мы имеем территориальные вехи наших предков, но мало собственно национальной территории. Поэтому приращение и сохранение земель для нашего народа должно стать основой национальной идеи. Тем более что расширение национальных территорий – явление свойственное для каждой нации. И осетины в этом деле не первые и не последние.
К примеру, до сих пор остро стоит территориальный вопрос в Северной Осетии – ингушская территориальная экспансия не снята с повестки дня. При этом почему-то забывается проблема Джейрахского ущелья Ингушетии. Здесь половину ущелья нужно отнести к этнической территории осетин. Пять селений ущелья были населены осетинами, и эта территория по праву считалась частью Осетии. Беда в склонности к ассимиляции. Впрочем, и добрая часть осетин, живших вдоль ущелья Большой Лиахвы, на отрезке селений Чех - Тамарашен в Южной Осетии, со временем тоже ассимилировались. Впрочем, здесь не обошлось без принудительной всепоглощающей «дружбы народов» советского периода...
Осетия долгие десятилетия теряла территории. При этом мнением осетин «распределители» не интересовались вообще. Последний вопиющий случай – передача Грузии в 1997 году территории на грузино-российской границе (район ТПП «Ларс»). Российские власти передвигают государственную границу вглубь своей территории на 1200 метров. При этом своё несогласие с подобной вольницей выразил на тот момент только начальник пограничной службы РФ генерал А.Николаев. Тогдашнее руководство Северной Осетии промолчало. Можно, конечно, согласиться, что власти российского субъекта ничего не могли тогда решать, как и мнение одного генерала не могло изменить решение Б.Ельцина. Но он хотя бы выразил свой протест и подал в отставку. В Северной Осетии же передачу национальной территории соседней Грузии восприняли спокойно. Видимо, «ради сохранения мира и стабильности на Кавказе»… Немало территорий в приграничных районах (по небольшим частям) были утеряны в Южной Осетии в советский период по признаку… большей плодородности. Простой пример: в районе селения Гвиргвина Зивлетского сельсовета в советское время соседнему Карельскому району были переданы поливные земли. В обмен осетинскому селу отданы неорошаемые участки пашни. Сегодня возврат плодородных земель осложнён не только тем, что они оказались за границей, но и отсутствием активного желания с осетинской стороны как-то решить подобные вопросы. Надеемся, что такое положение вещей - временное явление.
Впрочем, сегодня важнее ставить вопрос о возвращении Осетии не сельхозугодий и отдельных пашен, а части её этнической территории. Того ареала, где проходило становление истории осетинского народа. Это, прежде всего, ущелье Тырсыгом и Кобийская котловина, которые оказались на территории современной Грузии. С этими землями связаны многие знаковые для осетин имена: Сека Гадиева, Васо Абаева... Более того, здесь же расположена и одна из важных святынь Осетии, одна из легендарных слёз Бога – святилище «Таранджелос». Святилища «Реком», «Мыкалгабырта» и «Таранджелос» являются триипостасью традиционной религии осетин. И «Таранджелос» можно сравнить с нахождением национального символа всех армян - горы Арарат - в Турции. Но и армяне, и осетины уверены, что рано или поздно народ обретёт свои национальные святыни.
Эта важная часть этнической территории Осетии в своё время стала подарком советской власти большевистской Грузии, хотя до 1922 года и ущелье Тырсыгом, и Кобийская котловина считались территорией именно Южной Осетии. Например, в документе об административном делении Южной Осетии в число 20 районных и сельских объединений юга Осетии входил и Кобийский район. Однако уже в 1922 году в границы вновь образованной Юго-Осетинской автономной области не вошли ни Тырсыгом, ни село Коб. Вне территории Осетии остались и места расселения осетин в нынешнем Душетском районе Грузии, которые рукой советских картографов в Тбилиси оказались в пределах грузинского района. Единственная причина, по которой эти земли не вошли в состав Осетии, объяснялась отсутствием прямого транспортного сообщения. И этого для того времени было достаточно, чтобы разделить народ. Ну а как же, страна Советов – единая семья советских народов, и границы - дело условное. Поэтому все последующие попытки представителей Севера и Юга Осетии вернуть исторические земли в состав пусть и союзной Осетии не приводили к успеху. Ну, а после того, как в 1936-1938 гг. большевики расправились с представителями национальных движений, интеллигенцией, поднимать этот вопрос многие десятилетия уже никто не решался.
Часть территорий отпала и на западе Южной Осетии. В 1922 году только упорство жителей сёл Синагур и Теделет не позволило оставить эту часть национальной территории вне Южной Осетии. И тогда грузинские "приватизаторы" предполагали передать эти осетинские села в Онский район Грузии. Впрочем, это им всё же удалось в отношении небольшого ущелья, в котором расположено селение Иры-хъæу.
Здесь, наверное, необходимо вспомнить и события XIV века, когда на территории современного города Гори существовал центр Закавказской Алании. Границы этого образования простирались от села Рук на севере до города Мцхета на юге. Именно здесь обосновались представители аланской знати и духовенства из Северокавказской Алании, вынужденные покинуть свои города и сёла под натиском монгольских войск. К сожалению, под ударами грузино-монгольских войск это военно-политическое образование пало, но его население продолжало здесь жить, постепенно ассимилируясь. Поэтому по своему антропологическому облику население Каспского и Душетского районов Грузии, которые и составляли часть территории Закавказской Алании, так схоже с южными осетинами.
На протяжении столетий осетинское население, склонное к ассимиляции, пополняло фонд грузинской нации. Однако на генетическом уровне память о предках осталась внутри семьи и, несмотря на фамильные грузинские окончания, многие знают и помнят о своих истинных корнях. Это так же свежо, как и память об этнической территории, которая сохранилась до наших дней в известной песне о том, что земля осетин «отсюда и до самой Мцхета». Возможно, что именно память на генном уровне, а не проблемы экономического характера заставляли жителей нескольких приграничных грузинских сёл несколько лет назад писать заявления на имя руководства РЮО о принятии их в состав Южной Осетии.
Возвращение национальных территорий - важный момент национального мировоззрения. Но слово предполагает и действие. Наши противники не сидят без дела. И это не только ингушские идеологи, которые ради территориальных претензий эксплуатируют тему аланского наследия. Те же грузинские эксперты вообще отказывают осетинам в праве проживания, например, в ущелье Тырсыгом. Они договорились до того, что осетины, оказывается, вообще не жили в ущелье, а якобы только пригоняли сюда пасти скот на лето. В таком случае, это уникальное явление: пастухи, строящие башни и святилища на летний сезон.
Необходима работа и в СМИ, и с зарубежными организациями. В этом отношении заслуживает уважение организация «Дарьял», борющаяся за возвращение ущелья Тырсыгом в состав Осетии. Но очень важна и официальная позиция.
Конечно, всё это предмет долгой работы. И не обязательно, чтобы решение проблемы произошло именно сегодня. Национальная идея любит долгосрочные перспективы, в процессе обретения которых решаются дополнительные задачи национального строительства. Главное, чтобы мы знали, что часть нашей Родины ещё находится за пределами Осетии. И думали о её возвращении. Чтобы в каждом осетинском доме поднимали, к примеру, тост: «За то, чтобы в следующем году мы могли, наконец, помолиться у святилища «Таранджелос!». Нет ничего нереального. Ведь ещё совсем недавно нас самих, несмотря на отчаянную борьбу за свою независимость, будем откровенны, всё же одолевали сомнения в абсолютной победе и признании Республики, скажем, со стороны той же России. Теперь же в нашей «копилке» помимо Российской Федерации признания далёких Никарагуа, Венесуэлы, Науру, Тувалу. И это только начало возрождения части Великой Алании, её духа и благости. Пришло время собирать камни. И пусть это произойдёт через десятилетие, говорить об этом нужно уже сейчас…
Роберт Кулумбегов