В этом году мы будем отмечать пять лет с 08.08.08. Ее последствия и уроки, участники и герои продолжают оставаться в центре нашего внимания. Помимо военных и политических аспектов Пятидневной войны ее информационная составляющая как лакмусовая бумажка идентифицировала отношение к событиям августа 2008 года всех заинтересованных сторон, предельно откровенно демонстрируя мотивацию конфликтующих сторон и отдельных личностей.
Показательным является пример офицера ОБСЕ Райяна Гриста пытавшегося быть объективным и первым, заявившим с европейской трибуны о том, что именно грузинская сторона являлась инициатором войны. После этого заявления его понизили в должности и звании, и фактически сослали в Афганистан. Его пример другим наука. Суть же поступка Райяна Гриста состоит в том, что нет высшего призвания в жизни, чем в любых обстоятельствах оставаться Человеком.
Маленький рассказ о Райяне Гристе, человеке с большим чувством достоинства, честности и порядочности. Бывшим заместителем посла ОБСЕ в Грузии, менеджере Программы экономической реабилитации в зоне конфликта (2006-2008 гг.)
Впервые с Райяном я познакомилась в офисе ОБСЕ сразу после его назначения в июне 2006 года. Я пыталась обратиться к послу ОБСЕ в Грузии Ройю Риву за финансовой помощью для грудного ребенка, нуждавшегося в сложнейшей операции. Райян Грист тогда удивил меня тем, что лично откликнулся на призыв о помощи: он отдал собственные деньги на лечение этого ребенка. Когда мы с матерью этого ребенка пытались его поблагодарить, он сказал: это я должен сказать вам спасибо, ведь вы дали мне возможность сделать доброе дело. Я поняла: для Гриста важен только ЧЕЛОВЕК, а потом уже все мандаты международных организаций, на которые он работал. На личные деньги Райяна Гриста были изданы и «Нартские сказания», переведенные на английский язык преподавателем ЮОГУ Земой Соломоновной Джиоевой.
Райян Грист сделал финансовый вклад в издание научно-исследовательской работы нашего известного врача и общественного деятеля Н.Г.Дзагоева: «Минеральные источники Южной Осетии и их лечебные свойства».
Из личных сбережений он помогал некоторым общественным организациям, работающим в сельских районах. Например, именно благодаря его помощи дети-инвалиды, одинокие и больные старики Дзауского района получили подарки на Новый год.
Как-то на день рождения сотрудники офиса подарили ему очень красивое изделие из дерева работы Бала Бестауты. Райян был поражен его изяществом. После возвращения из отпуска он привез для Бала из Лондона набор уникальных столярных инструментов, которыми мастера в Великобритании делают мебель для королевской семьи.
О добрых делах Райяна Гриста можно долго писать. Но события августа 2008 года, когда, несмотря на травлю коллег, он остался верен своим главным принципам, - правде и порядочности, - заставили меня по-новому взглянуть на неординарную личность этого человека.
8 августа 2008 года.
20.00 ч.
- Райян, я позвонила попрощаться. Нас бомбят так, что вряд ли выживем. Весь город превратился в руины.
Я хочу поблагодарить тебя за все, что ты сделал для нас. За твое отношение к нам, осетинам. За твое сострадание к нашему народу. За твою любовь к Южной Осетии. Прощай.
- Нет, нет Лира, все будет хорошо. Вы же сильные. Вы - герои. Не надо прощаться. Расскажи, что у вас происходит?...
10 августа 2008 года...
10.00 ч.
Абсолютная растерянность от непривычной тишины… и страх, что обстрелы могут возобновиться. Наконец вошли российские войска. Почему они шли так долго? Слава Богу! Дождались!
Слышу крики моего супруга: «Сюда, быстрее!» Первое что пришло в голову: произошло что-то ужасное. На ватных ногах вышла во двор. Моему удивлению не было предела. В дверях стоял … Райян Грист, заместитель посла ОБСЕ в Грузии, по совместительству - менеджер Программы экономической реабилитации в зоне конфликта. И как-то печально смотрел на нас...
Райян, на машине с надписью «ОБСЕ»!
Понимая, чем все это может для него закончиться, я попросила разрешения у соседей спрятать машину у них во дворе , и пригласила его в дом.
За завтраком он рассказал, что днем раньше, т.е. 9-го августа, на брифинге аккредитованных послов в Грузии, посол ОБСЕ, г-жа Терхи Хакала сделала официальное заявление, что Южную Осетию бомбила… Россия!!!
Райян, зная о том, как разворачивались события в реальности, т.к. был на связи не только со мной, но и со своими сотрудниками, живущими в Южной Осетии, сказал, что со всей ответственностью заявляет: Южную Осетию бомбила Грузия, а не Россия. На что г-жа посол заявила, что Райян Грист лжет!
Тогда Райян ответил, что если он, заместитель посла лжет, то обязан подать в отставку, но прежде съездит в Южную Осетию!
Его коллега и друг Стив Янг, который также долго работал в офисе ОБСЕ в Цхинвале, предложил Райяну поехать вместе с ним. Однако, понимая всю сложность и опасность этого путешествия, Райян рано утром выехал из Тбилиси в Цхинвал один.
После общения с Райяном мой супруг проводил его в штаб чрезвычайных ситуаций.
Там ему выделили сотрудника МИДа, с которым он пошел осматривать то, что осталось от нашего Цхинвала.
Ближе к вечеру Президент РЮО поручил министру МВД Михаилу Миндзаеву проводить с эскортом машину Райяна до безопасного места и отправить в Грузию.
Прошло несколько часов, стемнело. И вдруг я услышала, что меня зовет муж. Неожиданно для себя опять увидела Райяна. Он был в пыли, лицо выглядело уставшим.
Выяснилось, что доехав до Эргнети, сопровождение МВД вернулось в Цхинвал, а Райян продолжил путь один. Проехав несколько километров, он увидел, что навстречу ему едет колонна машин из Гори. Увидев машину ОБСЕ(!), они преградили ей дорогу и высадили Райяна. Насколько я поняла, Райяна от гибели спасло то, что он говорил на ломанном русском языке, и попытался объяснить молодым ребятам, что он только что встречался с министром внутренних дел и с Президентом РЮО, что близко знаком с Бала Бестауты.
Его отпустили, но машину со всем содержимым, документами и личными вещами забрали. Райяну пришлось пешком возвращаться в Цхинвал.
Он пробыл у нас в доме 3 дня. Мы все понимали, что это очень серьезно, что его ждут большие неприятности, но держался он спокойно и очень мужественно, не давая нам возможности жалеть или сочувствовать ему. Мы вели себя так, будто ничего страшного не произошло. Каждое утро он просил у меня книги на русском языке и словарь. Говорил, что не хочет зря терять время.
Однако, когда я возвращалась с работы, Райян сидел за письменным столом, а книги лежали нетронутыми.
В течение трех дней мне звонили из правительства Великобритании, Штаба ОБСЕ в Вене, из офиса ОБСЕ в Грузии, правительства Северной Осетии и все интересовались судьбой сотрудника ОБСЕ, пропавшего, как они считали, в зоне военных действий.
Я всех успокаивала. Говорила, что Райян Грист жив и здоров. В Южной Осетии у него нет врагов, и здесь ему ничего не угрожает.
В целях его безопасности возвращение в Грузию откладывалось. На третий день мне позвонили сотрудники Правительства Южной Осетии и сказали, что Р.Гриста проводят до границы с Грузией, куда за ним должны были приехать из Центрального офиса ОБСЕ в Тбилиси. Утром к нам домой пришло много людей, большинство из которых были журналисты, работающие в зоне боевых действий. Я сразу поняла, что за этим может последовать, поэтому оставшись с ним, наедине спросила: «Райян, ты понимаешь, зачем пришло столько людей? Ты понимаешь, что ты сейчас должен дать интервью, ты готов к этому?
Он посмотрел на меня внимательно и сказал:
- Конечно, я понимаю. И я скажу то, что должен сказать. Не волнуйся.
- Но, ты понимаешь, что потом с тобой будет?
- Да, понимаю. Мне не будет стыдно жить!
- Ну, тогда пойдем, - сказала я, и мы вышли во двор. К тому времени приехала переводчица, и на балконе нашего дома Райян Грист дал интервью, которое вечером показали все российские федеральные каналы, и даже некоторые европейские.
На самом деле произошло следующее: Райян Грист рассказал ПРАВДУ. Он сказал то, что потом, спустя годы, подтвердила комиссия Евросоюза, возглавляемая г-жой Тальявини! Войну развязала Грузия!
Но за эту правду Райян Грист был уволен из ОБСЕ. 56 европейских стран, которые входят в Совет Европы, НЕ ХОТЕЛИ СЛЫШАТЬ И ЗНАТЬ ЭТОЙ ПРАВДЫ!
Думаю, что одним из источников недоверия осетинского народа к международному сообществу стал именно этот факт. Ведь о поступке Райяна в Южной Осетии знали все. Как и то, что гонения на него продолжались еще долгое время.
Но я точно знаю о том, что вопреки всему, он и сегодня относится с уважением и любовью к народу Южной Осетии.