В истории Республики Южная Осетия - уже три имени президента, а значит есть возможность сделать небольшой сравнительный анализ их деятельности.
Людвиг Чибиров встал у руля власти в очень непростой для страны и народа момент. Южная Осетия тогда переживала тяжёлый период возвращения к мирной жизни. Фактическое отсутствие сторонней помощи, неоднократная опасность внутригражданского противостояния делало работу главы государства сложной. Однако Л.Чибирову и его окружению удалось сформировать дееспособные органы государственной власти. Во многом этому способствовало и умение Л.Чибирова находить общий язык с разными группами, представленными во власти. В этом, по всей видимости, ему помогал опыт работы в педагогическом институте, где в бытность руководителем ему удавалось выстраивать систему противовесов. Именно при его ректорстве прекратилась острая борьба за участие преподавателей в работе приёмной комиссии, которая неизменно с ожесточением разгоралась перед вступительными экзаменами. Л.Чибиров также обладал завидным умением привечать бывших политических противников. Среди людей, которых он вернул во власть, были и те, кто открыто выступал против него. Кстати, и сегодня в руководстве страны есть люди, которые могут подтвердить, и очевидно с благодарностью, это качество первого президента страны.
Государственная машина с её шестерёнками (банк, правительство, армия, МВД, КГБ) начала работать именно при Л.Чибирове. Однако тяжёлое экономическое положение и отстранённость от проблем Южной Осетии со стороны Москвы толкала Л.Чибирова на поиск необходимого диалога с Грузией. Эти настроения во многом ретранслировало и его окружение.
Эдуард Кокойты пришёл во власть в период, когда стране нужен был энергичный лидер, руководитель, который бы не побоялся идти на открытый конфликт с соседним государством и отстаивать свою позицию. Прежняя политика примирения и компромиссов не привела к положительному результату. Стало понятным, что вопрос Южной Осетии и Абхазии не решится мирным путём. Это не скрывали и в Тбилиси, где публично говорили о мире, а на деле готовили общество и армию к активным боевым действиям. Первая «разведка боем» прошла в августе 2004 года. Стало понятно, что худой мир должен разрешиться войной. Готовились к агрессивным устремлениям Грузии и в Южной Осетии.
В период открытой конфронтации Президент Э.Кокойты оказался на своём месте. Он был человеком эпохи противостояния с внешней угрозой. И, несмотря на различность оценки, в общем, он свою задачу выполнил. Куда сложнее ему удавалось решение проблем мирной жизни.
Сегодня ситуация вновь изменилась. Опасность внешней угрозы миновала, но события зимы 2011 года выявили угрозы не меньшего масштаба. Это внутреннее противостояние. И здесь как нельзя лучше пришёлся жизненный опыт президента Леонида Тибилова. И это не комплиментарный вывод, а простая констатация. Никогда ещё столь разные по своей философии политические силы не были столь представительно объединены во власти. С одной стороны, каждая сторона получила возможность получить свой кусок властного пирога, с другой – глава государства дал возможность каждому проявить свои способности на деле.
Сегодня в Южной Осетии мы стали свидетелями очень интересного общественно-политического эксперимента. Сравним, в западных странах в правительство приходят представители победивших на парламентских выборах партий. Как обычно, ни одна из них не набирает достаточного количества голосов, чтобы сформировать однопартийное правительство. Поэтому министерские портфели делят между собой отдельные партии. При этом избиратели вначале отдают свои голоса за кандидатов, а уже потом, по результатам деятельности своих избранников, могут оценивать правильность своего выбора. И порой сожалеют о своём решении.
В Южной Осетии ситуация с точностью до наоборот. Мы пока видим результаты деятельности участников будущих парламентских выборов, а уже потом получим возможность за них голосовать. Ну а то, что лидеры партий, представленные сегодня в правительстве, примут участие в «битве за парламент», мы не сомневаемся. Получается так, словно президент Л.Тибилов даёт нам самим возможность на результатах практической работы оценить будущих участников парламентской гонки. И когда в мае 2014 года нам будут обещать молочные реки и кисельные берега, избиратели смогут обоснованно спросить: «Так вы же уже были во власти. И что вы сделали за это время?». И ответить на этот вопрос не всем будет легко.
Эпоху Л.Тибилова уже можно назвать временем общественной консолидации. Мы не знаем, как будет дальше, но пока такая тенденция сохраняется. Возможна и отставка правительства, и демонстративный уход из власти отдельных её представителей. Но факт остаётся фактом – все имели возможность для работы в единой команде ради интересов общества. Ну, а если «ребята не захотели жить дружно», то это будет их выбор.