Искусственный кавказский трезубец

ср, 10/04/2013 - 19:22
VKontakte
Odnoklassniki
Google+

Согласно ленинскому постулату, прежде чем объединиться, следует решительно размежеваться. Это в чистом виде проявилось в период передела СССР. После того, как осколки некогда могучего государственного монолита хапнули суверенитета столько, сколько смогли переварить, каждая постсоветская элементарная частица озаботилась обретением единомышленников, союзников.

Выбор строился по принципу тождества, то есть, если у кого-то те же проблемы, что и у тебя, значит это уже потенциальный друг. Для примера возьмем Южный Кавказ. Так, о своем союзничестве пришлось объявить Азербайджану и Грузии. Конечно, трудно предположить, что коренное население этих стран испытывает какое-то тяготение друг к другу, тем более что даже религии тут разные, зато и христианская Грузия, и мусульманский Азербайджан получили по носу в ходе межнациональных конфликтов. А это весомый «бонус». К двум постсоветским «лузерам» на правах куратора вскоре примкнула Турция. Для азербайджанцев турки стали кем-то вроде «большого брата». Что же касается Грузии, то Анкара, несмотря на прошедшие столетия, не отказалась от претензий в отношении «северных территорий», и прежде всего – Аджарии. Западу такая геоконфигурация, судя по всему, понравилась. Во всяком случае, добро на выстраивание партнёрских отношений было дано. Противоречия и претензии между странами, конечно, есть. Порой даже серьёзные. Но доводить дело до конфликта и полного развода им уже никто не позволит. Дружить до гроба – обязательное условие.
Ещё один тройственный союз в регионе образовали Иран, Армения и Карабах. И если в последних двух живёт один единоверный народ (кстати, Армения хоть и воевала за Карабах, политически его до сих пор не признала), то Иран оказался с ними в одной упряжке по причине такой же геополитической изоляции, поэтому взаимная поддержка – один из путей выживания. У двух оставшихся политических единиц Южного Кавказа – Южная Осетия и Абхазия – выбор более развёрнут. Правда, такое положение сложилось в последние годы. Во-первых, обе республики признаны Россией, обрели международный статус и являются партнёрами данного главного игрока в регионе. Во-вторых, они вместе с Приднестровьем входят в Ассоциацию «За демократию и права народов», а посему будут дружить системно. Ну и, наконец, за ними стоят народы Северного Кавказа. Однако разговор сегодня пойдёт о первом из этих кавказских тройственных союзов.
Чтобы окончательно повязать закавказские Азербайджан, Грузию и Турцию, сделать их «подельниками», Запад сковал их пока нефтепроводом, а потом и газопроводом. При этом особо раздумывать сторонам не дали. Любопытно, что больше всего выиграла от сделки Грузия. Являясь всего лишь транзитёром, она всё больше и больше набивает себе цену. Это не нравится Баку, что фактически главный в этом раскладе, но из-за чьих-то политических амбиций вынужден терпеть убытки. Что касается Турции, то, по большому счёту, ей в этом раскладе всё по барабану – она в любом случае своего не упустит.
Первая встреча министров иностранных дел Турции, Азербайджана и Грузии прошла ещё в 2010 году, а в июне прошлого года главные южнокавказские дипломаты дали клятву встречаться регулярно и именно в формате этакого «любовного» треугольника. Сближение Азербайджана и Турции, как говорилось выше, ещё как-то можно объяснить: два народа считают себя одним, говорят на одном языке, молятся одному Богу, мечтают создать единое геополитическое пространство, а ещё лучше – реанимировать Османскую империю. Но Грузия? Она-то каким боком? Может, тбилисских князьков греет мысль, что в Анкаре их продолжают называть Гюрджюстан вилайет? Быть может, пробудилась ностальгия по временам, когда турки устраивали для себя «турпоходы» в Грузию, жгли, грабили, убивали и насиловали, уводили в полон девочек и мальчиков. Тогда это проявление патологического садомазохизма. Но в данном случае это объясняет и русофобию, ставшую национальным ориентиром в Грузии. Ведь конец тому непотребству более двух столетий назад положила именно Россия, а окрысившимся грузинам хочется вернуться к состоянию жертвы, угнетённого. И вот такого рода треугольники могут приблизить осуществление «грузинской мечты». Причём, в этой конфигурации турки представляются удавом, а Грузии отводится роль кролика, которого умнут и не подавятся.
На днях в Батуми вновь прошла министерская встреча. Грузию представляла дочь литературного классика Майя Панджикидзе (её отец, кстати, призывал быть осторожными с южным соседом), Азербайджан – Эльмар Мамедьяров, а вот Турцию – Ахмет Давутоглы. Это тот самый Давутоглы, который на весь мир заявил, что настали новые времена и всем пора свыкнуться с мыслью, что турки, отбросив все условности, приступают к собиранию отданных ранее «в аренду» земель. При этом назвав четыре центра притяжения. На севере – Батум, на западе – Триполи (одна из ливийских столиц), на юге – Бейрут (столица Ливана), на востоке – курдские территории и земли, откуда в начале прошлого века были изгнаны армяне. Однако, несмотря на такую неприкрытую агрессивную риторику со стороны Анкары, в Тбилиси продолжают делать вид, что ничего не слышат, не замечают стремительно уплывающую Аджарию и при этом ведут «битву» за окончательно потерянные Южную Осетию и Абхазию. Это сродни борьбы с ветряными мельницами. Такой вот олигофренический подход.
Известно, что в Батуми «братья по крови» обсуждали вопрос ускоренного завершения строительства железной дороги Баку - Тбилиси - Карс, связывающей Азербайджан, Грузию и Турцию в обход железнодорожной сети бывшего СССР. Главы МИДов союзнического трезубца подтвердили готовность завершения строительства магистрали уже в текущем году. Такая прыть объяснима только тем, что преследуются некие политические интересы, поскольку экономической необходимости в строительстве не просматривается, тем более для Грузии, поскольку данный проект нанесёт смертельный удар грузинским морским портам. Если бы во главу угла ставились экономические интересы, то магистраль проложили бы кратчайшим путём, напрямую через Армению, а не запустили демонстративный крюк вокруг Армении. При этом возникают три участка риска, где вероятность диверсий будет провоцироваться характером трассы. Один участок трассы пройдет на расстоянии пушечного выстрела от карабахской границы, второй – в районе Агдама – окажется в зоне досягаемости ружейной пули. Наконец, достаточно изрядный кусок путей пройдёт через Джавахк, населённый армянами. Упор на строительство данной железнодорожной ветки стал делаться после «непроката» ж/д дороги через Абхазию (именно Сухум высказался категорически против). Последний вариант всячески пытался протащить недавший НПО-шник, ныне грузинский госминистр по реинтеграции Паата Закареишвили. Это один из ключевых чиновников в правительстве Бидзины Иванишвили. Ещё недавно он позиционировался как лидер негосударственного сектора и наши НПО-шники считали его чуть ли не единственным грузином, с которым можно иметь дело. Затем Закареишвили из вольного стрелка трансформируется в государственного мужа, но продолжает вести себя, как «свой парень».
В пока ещё грузинском Батуми министры утвердили план действия на 2013 - 2015 годы. И хотя в нём нет прямых указаний на сотрудничество в области обороны и безопасности, эксперты считают, что оно может быть инициировано уже в ближайшее время. В Тбилиси с нескрываемым оптимизмом прогнозируют вероятность появления тройственного военно-политического союза Азербайджан - Грузия - Турция. И не важно, что последняя из них – член НАТО, а две первые пока безуспешно стучатся в дверь североатлантического блока.

Батрадз Харебов

Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
Pinterest