Югоосетинская сторона заявила на встрече в формате Механизмов по предотвращению и реагированию на инциденты (МПРИ) о необходимости восстановления Тирипонского канала для обеспечения оросительной водой жителей приграничных сёл Южной Осетии и Грузии. Об этом после встречи, прошедшей в рамках МПРИ в населённом пункте Эргнети, сообщил журналистам заместитель полпреда РЮО по постконфликтному урегулированию Хох Гаглойты.
«В своё время очень много сельских жителей по обе стороны югоосетино-грузинской границы орошали земельные участки благодаря Тирипонского каналу. Вода туда в полной мере поступала из водозабора, который находился в Цхинвале, и затем проходила по территории Грузии, однако по каким-то причинам не доходила до Цинагарской зоны Южной Осетии», - рассказал Гаглойты.
Он добавил, что в середине 2000-х годов данная водно-оросительная артерия прекратила своё функционирование.
«На сегодняшней встрече мы подняли вопрос о восстановлении Тирипонского канала. Вместе с тем, мы призвали грузинскую сторону дать нам гарантии того, что при совместном использовании канала оросительная вода в соответствии с графиком полностью будет поступать на территорию Южной Осетии», - отметил Гаглойты.
Замполпреда добавил, что представители от ОБСЕ, в свою очередь, обещали предоставить участникам МПРИ примеры успешного совместного использования оросительного канала.
Гаглойты также сообщил, что грузинская сторона представила в ходе встречи информацию о гражданине РЮО, отбывающем наказании в грузинской тюрьме, – Ачико Туаеве.
«Долгое время личность Ачико Туаева не была идентифицирована. На сегодняшний день стало известно, что он отбывает наказание в грузинской тюрьме под именем Александр Мерабишвили. Сегодня нам были переданы его фотографии для идентификации личности», - сказал Гаглойты.
Он пояснил, что Ачико Туаев тяжело болен и югоосетинская сторона считает его освобождение из заключения само собой разумеющимся обстоятельством.
«Благодаря разумному подходу грузинской стороны мы получили возможность чаще навещать, передавать личные вещи от родственников нашим гражданам, находящимся в тюрьмах Грузии», - заметил замполпреда.
По его словам, югоосетинская сторона на встрече была проинформирована о завершении амнистии в Грузии.
«Тот факт, что в результате амнистии не были освобождены наши заключённые, к сожалению, говорит о тотальной неприязни, которой пропитано грузинское общество по отношению к Южной Осетии», - заявил замполпреда.
Прямым или косвенным подтверждением этого, по мнению Гаглойты, является заявление, сделанное ранее представителем МВД Грузии Кахабером Кемоклидзе на встрече в формате МПРИ.
«Пару месяцев назад Кемоклидзе позволил себе дать оценочные характеристики югоосетинским гражданам, находящимся в грузинских тюрьмах. На предложение обменять грузинских и югоосетинских заключённых по принципу “всех на всех” Кемоклидзе заявил, что граждане Южной Осетии совершили более тяжкие преступления», - сказал Гаглойты.
Он подчеркнул, что заявление Кемоклидзе никак не комментируется в грузинском обществе.
«Это обстоятельство рассматривается нами как поддержка грузинского общества этой позиции», - отметил замполпреда.
По его словам, на встрече в том числе была озвучена просьба родственников югоосетинских граждан, пропавших без вести, о предоставлении им регистрационных данных письма, которое они ранее передали через сопредседателя от ОБСЕ в Генпрокуратуру Грузии.
«Нас заверили, что авторам письма предоставят эти данные», - подчеркнул Гаглойты.
По его словам, на встрече обсуждались инциденты на югоосетино-грузинской границе и другие вопросы.