В приграничном с Грузией селе Арцев Цхинвальского района Южной Осетии накануне состоялся выездной круглый стол, организованный Медиа-центром «Ир». В обсуждении темы «Пять лет спустя после войны» приняли участие президент Медиа-центра «Ир» Ирина Гаглоева, ее заместитель Замира Джиоева, министр иностранных дел РЮО Давид Санакоев, директор Арцевской средней школа Мзия Дудаева местные жители.
Кроме того, на встрече присутствовал житель села Арцев – Марик Дудаев, который был похищен грузинскими спецслужбами в 2004 году, незаконно осужден и провел в грузинской тюрьме девять лет.
Жители Арцев рассказали о тяжелых годах войны, начиная с 1990-х годов, как жестоко грузины расправлялись с мирными жителями. Сельчане также рассказали о своих наиболее актуальных проблемах, с которыми они сталкиваются сегодня.
Замира Джиоева напомнила, что до начала грузинской агрессии в 1990-х годах в Арцев было около 700 домов, численность населения достигала более двух тысяч человек.
«В советское время здесь был большой совхоз, в школе училось более 500 учеников, а не 20, как сейчас. Кто бы мог подумать, что в одночасье жизнь местных жителей так резко поменяется? В течение 20 тяжелых лет им приходилось переносить все тяготы войны», - отметила Джиоева.
Положение местных жителей, продолжила она, также усугубляли отдаленность села от столицы Республики и близкое соседство с грузинскими населенными пунктами.
«Мы не имеем право забывать события, происходившие в те годы, потому что нашу независимость мы смогли обрести лишь благодаря тому, что смогли пройти эти тяжелые испытания», - подчеркнула Джиоева.
Рассказывая о зверствах грузин и вспоминая невинных жертв, собравшиеся не могли сдержать эмоций.
«Моего отца убили в 1995 году - зарезали во дворе дома, а потом сожгли его тело вместе с домом. Мы смогли найти лишь фрагменты его тела, собрали в пакет и кое-как захоронили на кладбище», - рассказал житель Арцев Давид Казиев. Он рассказал, как ему пришлось покинуть родное село, спася свою супругу и малолетних детей.
Жители вспоминали о том, как грузинские вооруженные формирования убивали подростков, стариков, как избивали до полусмерти осетин, мучили, издевались, угоняли скот, забирали имущество, Многие жители села пропали без вести.
Глава Медиа-центра «Ир» Ирина Гаглоева отметила, что об этих фактах геноцида осетинского народа забывать нельзя, «должны знать, что рядом с нами живет враг, который способен на такие действия.
«Мы не должны это забывать, потому что такой сосед способен на подобные действия и во второй, третий и четвертый раз. Мы должны идти вперед, развиваться, но, тем не менее, не имеем права забывать», - сказал она.
В свою очередь министр иностранных дел Давид Санакоев выразил свое несогласие с часто встречающимся в СМИ высказыванием, что срок независимости Южной Осетии насчитывает всего пять лет.
«Нашей независимости 21 год. Наши подрастающие поколения, которые будут продолжать наше дело, должны знать обо всем, что все происходило в 1990-х годах, за что погибло столько людей», - сказал он.
Касаясь наиболее острых проблем, жители села назвали одной из самых злободневных отсутствие нормального дорожного сообщения с Цхинвалом и другими населенными пунктами Республики. Кроме того, Арцев испытывает острую нехватку питьевой воды – местный родник летом практически пересыхает, а близлежащий находится в трех километрах от села. В Арцев нет и пункта скорой медицинской помощи, аптеки и других социально важных объектов.
Еще одна проблема возникла при проведении приграничной демаркационной линии. По словам сельчан, некоторые исконно осетинские районы остались по ту сторону границы на грузинской территории. В частности, жители указали о районе Бичкатысых, где расположено около двадцати домов, в которых проживают осетины.
«Приходится пробираться через лес и искать лаз в колючей проволоке, чтобы перейти границу и не быть пойманным за незаконное пересечение границы», - рассказала жительница этого района Заира Казиева.
В завершение обсуждения Давид Санакоев заверил собравшихся, что о прозвучавших за круглым столом проблемах будут проинформированы соответствующие властные структуры.