Недавно, в югоосетинской газете «Республика» и на сайте «ОСинформ» вышла статья Л. Джиоева – «Осетино-осетинская граница: нелепость новейшей истории или небольшие исторические параллели», в которой автор нелицеприятно отзывается о государственной границе между Российской Федерацией и Республикой Южная Осетия, а также работе международного автомобильного пункта пропуска (сокращенно МАПП) «Нижний Зармаг».
При этом, Л. Джиоев, не разобравшись в вопросах пограничного законодательства и международного сотрудничества, мягко говоря, вводит читателей в заблуждение. Хотелось бы прокомментировать некоторые моменты данной статьи.
Ни для кого не секрет, что высокогорный участок Транскавказской магистрали является наиболее лавиноопасным. Ежегодно зимой сходят десятки лавин, нередко перекрывая движение автотранспорта на дни и недели. Исходя из этого, настоящее месторасположение пункта пропуска «Нижний Зарамаг» было определено, не по национальным, историческим или политическим, как пишет автор, причинам, а потому, что именно этот участок по географическим и климатическим условиям наименее всего в зимний период подвержен опасности схода снежных лавин.
Л. Джиоев пишет: «В то время как в окружающем мировом пространстве пограничный режим имеет стойкую тенденцию к ослаблению, здесь пограничники порой проявляют образец рвения к несению службы».
Во первых, употребляемый здесь автором термин «пограничный режим» не совсем к месту. Скорее всего, речь должна идти о режиме в пунктах пропуска. Пограничный режим и режим в пунктах пропуска это разные понятия.
Пограничный режим это режим пограничной зоны, который служит исключительно интересам создания необходимых условий для охраны государственной границы. Он включает правила въезда (прохода), временного пребывания, передвижения лиц и транспортных средств в пограничной зоне. В свою очередь пограничная зона, устанавливается в пределах территории поселений и межселенных территорий, прилегающих к государственной границе.
Режим в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации включает правила въезда в эти пункты, пребывания и выезда из них лиц и транспортных средств, ввоза, нахождения и вывоза грузов, товаров и животных, устанавливаемые исключительно в интересах создания необходимых условий для осуществления пограничного и таможенного контроля, а в случаях, установленных международными договорами Российской Федерации и федеральными законами, и иных видов контроля.
Во вторых, о каких послаблениях в пропуске лиц и транспортных средств через МАПП «Нижний Зарамаг» может идти речь, если на протяжении нескольких лет пограничники регулярно пресекают попытки провоза контрабанды оружия, наркотических веществ и других, запрещенных предметов. К примеру, совсем недавно, в октябре этого года, сотрудниками УФСБ по Республике Серверная Осетия-Алания была пресечена деятельность преступной группировки, организовавшей международный канал поставок огнестрельного оружия и боеприпасов из Грузии в Российскую Федерацию через территорию Республики Южная Осетия. Причем руководил преступной группой тридцатидвухлетний гражданин Республики Южная Осетия. Делайте выводы.
Теперь об очередях в пункте пропуска.
Проектная пропускная способность МАПП «Нижний Зарамаг» составляет 300 автомобилей в сутки, в том числе: легковых – 170, грузовых – 100, автобусов – 30 (эта информация содержится на официальном сайте Федеральной таможенной службы России и любой желающий легко может ее проверить). На деле же, пункт пропуска в сутки пересекают в три раза больше автомобилей, особенно в предвыходные, предпраздничные дни и дни после них. Поэтому, говорить об искусственном создании очередей в пункте пропуска просто неуместно.
Что же касается формального и образцово-показательного подходов к осуществлению проверки автотранспорта пограничниками, то тут необходимо отметить следующее. В компетенцию пограничников не входят функции отправки автомобилей и грузов на рентген и оформления временного ввоза автотранспорта на территорию Российской Федерации. Это прерогатива сотрудников Федеральной таможенной службы. При стандартных процедурах осуществления пропуска пограничники осуществляют осмотр транспортных средств на наличие запрещенных к ввозу или вывозу предметов, проверяют наличие действительных документов на право въезда лиц в Российскую Федерацию или их выезда из Российской Федерации, документов на транспортные средства, грузы, товары и животных. И обычно, это не занимает много времени. Но при получении информации о возможном нарушении режима в пункте пропуска, или наличии подходящих под описание, указанное в ориентировках, лиц или транспортных средств, следующих через пункт пропуска, проверка может осуществляться более тщательно и соответственно дольше.
Тем не менее, несмотря на имеющиеся разногласия, мы всегда открыты для прямого и откровенного диалога с гражданами. Готовы внимательно выслушать каждого, рассмотреть любые конструктивные предложения относительно совершенствования порядка пересечения государственной границы, с учетом вопросов обеспечения пограничной безопасности и безопасности граждан.
По проблемам, которые возникают в пунктах пропуска, грубом отношении или правонарушениях со стороны сотрудников пунктов пропуска можно сообщить по телефону доверия Пограничного управления ФСБ России по РСО-Алания – 8 (8672) 50-07-20. Прием информации по нему осуществляется круглосуточно. Любой гражданин, в том числе и Республики Южная Осетия, вправе воспользоваться им, если посчитает таковое нужным и обоснованным.
Кроме того в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, на добровольной основе проводится анонимное анкетирование граждан, пересекающих государственную границу. Для этого необходимо попросить у пограничников анкету, заполнить ее и опустить в почтовый ящик, находящийся в пункте пропуска. Ни один документ не останется без внимания.
Надеемся, что данная информация поможет вам в дальнейшем избежать недопонимания и конфликтных ситуаций при пересечении государственной границы.