Международная ситуация, в которой находится Южная Осетия, способствует приданию особого значения ведению активной внешнеполитической деятельности, в планировании и осуществлении которой главная роль принадлежит Министерству иностранных дел РЮО. Перед внешнеполитическим ведомством Республики стоит задача реагировать на возникающие вызовы, а также укреплять и развивать отношения с дружественными РЮО государствами. Об этом и других вопросах в интервью газете «ЮО» рассказал министр иностранных дел Давид САНАКОЕВ.
- В ходе саммита «Восточного партнерства» в Вильнюсе Грузия парафировала соглашение об ассоциации с ЕС, окончательное подписание планируется на будущий год, но уже сейчас анонсируются планы по экономическому вовлечению Южной Осетии и Абхазии в совместные проекты Евросоюза и Грузии. Кроме того, со стороны представителей международных организаций, а также отдельных ангажированных российских экспертов за последние полтора года, особенно после прихода к власти в Грузии «Грузинской мечты», все чаще звучат заявления о том, что необходимо деполитизировать решение вопросов между РЮО и Грузией и начать восстановление отношений с экономической и гуманитарных сфер. Каким образом Южная Осетия намерена выстраивать свою внешнюю политику с учетом этих факторов и как планирует реагировать на попытки втянуть ее в различные экономические и гуманитарные проекты с Грузией?
- У нас никогда не было сомнений в том, что Грузия поменяет свое стратегическое направление и цели в отношении Южной Осетии. Здесь они, конечно же, используют все рычаги, которые помогут им захватить РЮО, подчинить ее с помощью различных средств.
Грузинские власти попытались добиться своего военным путем, но у них ничего не получилось, тогда они стали использовать другие методы. Сегодня Грузия продолжает ту же политику, которую вели все грузинские лидеры, то есть отдаление от России и сближение с Западом, речь идет о планомерном процессе. Сейчас они пытаются как-то наладить отношения с Российской Федерацией, но их стремление войти в европейские структуры не прекращается, наоборот, принимает другие, качественно новые формы. Соглашение об ассоциации с ЕС - как раз один из таких шагов.
Что касается Южной Осетии, то любые действия, которые мы будем предпринимать во внешней политике, будут, прежде всего, нацелены на отстаивание интересов нашей страны. А интересы Республики заключаются в том, чтобы укрепить РЮО с точки зрения безопасности, как физической, так и экономической и др.
Также ведется работа по международному признанию нашего государства в различных направлениях. Разумеется, это нелегкий путь, над этим необходимо упорно работать. МИД РЮО предпринимает попытки найти пути, которые помогут достичь эффективных результатов в деле широкого признания нашего суверенитета, признания нашего государства как независимого, сформировавшегося, несмотря на все трудности и проблемы как экономического, так и политического характера. Южная Осетия - это государство, существующее уже более 20 лет. Нашу независимость признала Россия и другие страны - Никарагуа, Венесуэла, Науру, Абхазия, Тувалу.
Мы будем исходить только с этой позиции. Любые вопросы необходимо обсуждать непосредственно с властями РЮО, но после принятия определенных условий. Они давно известны и обозначены в одном из пунктов международных Женевских дискуссий - Грузия должна дать гарантии ненападения на Абхазию и Южную Осетию. То есть она должна подписать соглашение о ненападении именно с РЮО и Абхазией, как это происходит между цивилизованными странами. Грузия на сегодняшний день не готова к этому и пытается всячески избегать решения данного вопроса, но наши дипломаты будут планомерно добиваться от Грузии гарантий безопасности в отношении Южной Осетии. После получения гарантий станет возможным формирование нормальных межгосударственных отношений, вот тогда можно будет обсуждать какие-то экономические проекты. В Грузии сейчас пытаются переделать закон об оккупированных территориях, смягчить некоторые формулировки, но суть остается прежней, и это для нас неприемлемо, о чем мы неоднократно заявляли представителям международных организаций, которые участвуют в Женевских дискуссиях.
Власти Грузии предпринимают шаги, которые, как им кажется, будут способствовать развитию новых отношений между нами, однако мы понимаем, что от этого стратегический план Грузии не меняется, он кардинально расходится со стремлением Южной Осетии к независимости. Поэтому все эти инициативы натолкнутся на отсутствие поля для какого-либо взаимодействия.
Мы стараемся подвести ситуацию к цивилизованному межгосударственному диалогу, но такого разговора Грузия вести не хочет. В таком случае все остальные предложения просто неуместны.
Народ Южной Осетии определил свой вектор развития, высказавшись на референдуме о том, что Республика Южная Осетия должна быть независимым суверенным государством. Свою позицию неоднократно обозначала и Российская Федерация в лице президента, премьер-министра и министра иностранных дел. Ее суть сводится к тому, что Россия будет поддерживать развитие и укрепление суверенитета, государственности Южной Осетии, со-действовать улучшению условий жизни граждан Республики. Для нас это очень важно. На сегодняшний день, несмотря на противодействие западных структур, Грузии, тех же Соединенных Штатов, происходит развитие гармоничных межгосударственных отношений с РФ, межведомственных контактов, продолжается заключение соглашений во всех значимых сферах.
В свое время многие не верили в то, что Южная Осетия будет признана, но политическая конъюнктура часто складывается таким образом, что происходят процессы, ставящие на место всех экспертов с их мнением. Мы не забираем чужого, а отстаиваем свое, поэтому на нашей стороне правда и сила. И эта сила дает нам возможность идти вперед. Высказывания же отдельных лиц, зачастую не очень хорошо знающих Южную Осетию, не влияют ни на внешнюю, ни на внутреннюю политику РЮО.
- Каковы перспективы развития отношений между Южной Осетией, Абхазией и Приднестровьем с учетом частых контактов на высшем уровне?
- Мы продолжаем развивать наши отношения с братскими государствами - Абхазией и Приднестровской Молдавской Республикой, происходят регулярные встречи на высшем уровне. В этом году состоялся визит Президента Приднестровья в Южную Осетию, также наш Президент совершил визит в Республику Абхазия, приняв участие в праздновании Дня победы в Абхазии. Регулярные встречи происходят и в межведомственном формате, кроме того, было дано поручение министерствам иностранных дел Южной Осетии и Приднестровья продумать и внести изменения в рамочное соглашение о дружбе и сотрудничестве между нашими странами, заключенное еще в 90-е годы, чтобы мы вышли на новый уровень взаимоотношений. Перспектива заключается прежде всего в культурном и экономическом обмене, развитии отношений в тех отраслях, в которых сильны наши государства и в которых бы мы могли осуществлять взаимную поддержку. Поэтому отношения между тремя республиками будут укрепляться и развиваться.
- МИД РЮО работает в направлении международного признания Южной Осетии, есть обращения к ряду государств, в том числе европейских, с просьбой о признании. И хотя скептики сомневаются в перспективах подобных обращений, в целом как Вы считаете, следует ли и дальше действовать в европейском направлении, какие результаты могут нас ожидать?
- Несомненно, мы должны развивать нашу внешнеполитическую деятельность и, конечно же, в этом вопросе МИД РЮО обращается за поддержкой к нашим коллегам, у которых больше возможностей - это и Российская Федерация, Никарагуа и Венесуэла. Мы плотно работаем с ними в этом аспекте. Что касается обращений к Италии и Сан-Марино, то мы будем и дальше действовать в данном направлении. Это непростой путь, однако мы находим понимание не только среди населения Италии, но и в политических кругах, на сегодняшний день находящихся у власти. Развитие отношений происходит и по линии межпартийных контактов. Они готовы ставить вопрос о Южной Осетии и Абхазии в своих комитетах в парламенте и сенате Италии. Мы рассчитываем на поддержку наших друзей и в дальнейшем развитии наших отношений. Речь идет не только о политическом признании, помимо этого обсуждаются вопросы экономического, культурного сотрудничества. Думаю, и здесь мы найдем точки соприкосновения. Есть много возможностей, которые мы можем использовать во благо Южной Осетии и тех стран, с которыми ведем переговоры. Мы начали свое продвижение и в сторону Чешской Республики, где проводится работа как с политическими кругами, находящимися сегодня у власти, так и с бизнес-сообществом, с чешскими компаниями, готовыми рассматривать возможность работы с югоосетинскими фирмами.
Несомненно, необходимо отметить и сотрудничество с диаспорами, которое осуществляется по линии общественных организаций. Третий год подряд проходят Дни Осетии в Европе, наши художники выставляют в европейских странах свои картины, проводят различные творческие мероприятия, знакомят европейцев с искусством Южной Осетии. Идет работа в различных направлениях с целью формирования положительного имиджа Южной Осетии, мы должны показать, что у нас есть не только проблемы, но и определенные успехи в различных сферах.
- На прошлой неделе появилась информация о том, что Россия исключила Южную Осетию из списка стран, которые находятся в чрезвычайном положении. Какие перспективы это решение открывает для Республики?
- Это еще одно подтверждение того, что Южная Осетия - стабильное государство, где есть безопасность внешняя и внутренняя, несмотря на политику Грузии, которая отказывается от дачи гарантий безопасности и предпринимает различные действия, в том числе с помощью европейских структур по дискредитации РЮО. Это решение российской стороны говорит о проявлении системности в отношениях с нашей Республикой.
Такие решения принимаются с детальным учетом всех факторов, и, конечно же, оно повлияет и на наш имидж и перспективы развития, не только в политической плоскости, но и во всех других областях, включая экономику. Теперь будет легче продвигать интересы Южной Осетии в международном пространстве. На сегодняшний день мы не должны упускать ни одной возможности представить Южную Осетию с положительной точки зрения и такой подход со стороны Российской Федерации еще раз дает нам возможность говорить о положительных процессах, происходящих в Южной Осетии.