На полигоне «Дзарцем» накануне прошли учения подразделений 4 российской военной базы. Навыки управления бронетехникой и ведения огня из различных видов вооружения представителям республиканских СМИ продемонстрировали танкисты и мотострелки соединения.
Заместитель командира базы подполковник Владимир Ещенко рассказал журналистам о параметрах полигона и его назначении.
«Общая площадь полигона составляет более двух тысяч гектаров. Его протяженность составляет по фронту до 7 километров, в глубину - до 4 километров. В соответствии с постановлением правительства Южной Осетии и соответсвующим договором между Россией и Южной Осетией с 2013 года полигон на 49 лет передан в совместное пользование Вооруженным силам РФ и РЮО», - рассказал замкомандира базы.
Он уточнил, что перед журналистами находится директриса боевых машин, где выполняются стрельбы из вооружения БМП-2, БТР-80 и вкладным стволом танка Т-72 и других типов танков.
«В последние четыре года на этом полигоне стрельба штатным артиллерийским выстрелом танкового боеприпаса не производится», - добавил замкомандира базы.
Ещенко уточнил, что угол возвышения данных систем вооружения технически не позволяет допустить перелета снарядов через хребет в дальнем конце полигона, за которым находятся населенные пункты.
«В данном случае даже при рикошетировании от скальных грунтов остаточная дальность полета этих боеприпасов не может составить больше одного километра. То есть технически с этого объекта теми видами вооружений, которые используются при учениях, достигаемость до населенных пунктов невозможна», - заверил он.
Он пояснил, что югоосетинские и российские военнослужащие проводят на полигоне занятия, используя идентичные виды оружия и боеприпасов.
Ещенко подчеркнул, что военнослужащие по мере своих возможностей всегда оказывают помощь местному населению. В то же время он предупредил, что полигон является объектом повышенной опасности, здесь следует соблюдать осторожность.
«Поэтому, пользуясь случаем, хочу обратиться к жителям близлежащих сел, чтобы они не заходили на территорию полигона, а если, все-таки, возникнет такая необходимость, согласовать это с должностными лицами полигона», - сказал подполковник.
Отвечая на вопрос журналистов, какие неудобства доставляют стрельбы на полигоне жителям близлежащих населенных пунктов, Ещенко заявил, что ни одно из утверждений о серьезном ущербе домам и другим строениям не подтвердилось.
По его словам, в одном из материалов югоосетинских СМИ в прошлом году были опубликованы фотографии боеприпаса, якобы залетевшего с полигона в одно из сел.
«Такой боеприпас никогда не состоял на вооружении четвертой базы. На фото был 122 мм снаряд от гаубицы 2С1, таких вооружений на базе никогда не было. Всеми крупнокалиберными боеприпасами, которые стоят на вооружении базы, но использование которых здесь не разрешено, стрельбы проводятся на полигоне "Тарское" в Северной Осетии», - сказал Ещенко.
С танкового полигона журналисты переместились к месту учений артиллеристов, где проводились занятия по стрельбе и управлению огнем артиллерийского дивизиона 152 мм гаубиц АС3 «Акация».
По словам начальника артиллерии базы полковника Валерия Салфетникова, здесь проводятся тренировки с использованием имммитационных средств. Делается это для того, чтобы сохранить ресурс ствола артиллерийских орудий.
«Расчеты получают команды, наводят орудие на цель, только не заряжают его боевым снарядом. Имитация производится на автоматическом гранатомете АГС-17, они имитируют стрельбу данной артсистемы специально предназначенными выстрелами, которые осколочного действия не дают. Все по-настоящему, кроме боевого выстрела», - рассказал Салфетников.
Задача артиллеристов, пояснил он, заключается в том, чтобы в любой момент быть готовыми открыть огонь по возможному противнику.
«Если бы в 2008 году здесь стояла артиллерия, то противник не подошел бы к границе Республики ближе, чем на 10 километров. И то, что он тогда сотворил, было бы невозможно. Чтобы этого не повторилось, мы проводим интенсивную боевую подготовку нашей артиллерии. Они нас слушают, они это знают, потому что система мощная, звук разрыва по ущелью идет далеко. И когда мы стреляем, люди здесь могут спать спокойно, а там пусть нервничают», - сказал начальник артиллерии.
По его словам, командование базы понимает, что за полигоном находятся населенные пункты, поэтому используются специальные руководящие документы, где определены безопасные удаления.
«Протяженность полигона около восьми километров, исходя из этих величин, мы выбираем такие заряды для артсистем, которые не позволяют превысить это расстояние стрельбы», - заверил Салфетнкиков.
План боевой подготовки, продолжил он, предусматривает и ночные стрельбы.
«Но так как воздух в горах очень плотный и звук распространяется на десятки километров, а также учитывая, что вблизи находятся села, мы стараемся проводить учения просто в темное время суток, до 20:00, чтобы ночью не беспокоить людей. Системы мощные, звук сильный, но к этому нужно привыкать», - отметил полковник.
Он добавил, что командование базы не против переместить полигон в другое место, чтобы меньше беспокоить жителей населенных пунктов.
«Здесь мы все-таки стеснены и ограниченны маленькой территорией. Сейчас мы используем то, что нам предоставило государство, и за эти рамки выходить не имеем права. К сожалению, "Дзарцем" пока единственное место для учений, но боевая подготовка от этого не страдает», - заверил он.
Представители командования военной базы также подчеркнули, что деятельность полигона не наносит никакого вреда архитектурным и историческим памятникам, и святым местам.