Намеченные на 8 июня парламентские выборы будут у нас шестыми по счету. Согласитесь, для недолгой истории Республики число достаточно солидное. Ни по одному другому направлению подобного количества голосований не проводилось.
Вообще, надо отметить, что история парламентаризма в Южной Осетии весьма интересна и поучительна, а отдельные ее эпизоды наполнены таким драматизмом, что достойны специального исследования и воплощения в отдельное произведение, то ли литературы, то ли кинематографии. Ну а сегодня, в преддверии официального старта предвыборной борьбы (ЦИК должен вынести окончательный вердикт по количеству партий, допущенных к выборным баталиям) в высший законодательный орган Республики, мы решили совершить небольшой экскурс в историю.
Первый состав законодателей (64 депутата) – в то время Верховный Совет Республики Южная Осетия – сформированный после всенародного голосования 9 декабря 1990 года, был достаточно пестр, активен до крикливости, но, что самое главное – весьма оптимистичен. Его ядро составляли активисты «Адæмон Ныхас», которые поменяли площадную трибуну на парламентскую. Многие, впрочем, этого испытания не выдержали. «Первопроходцами» был принят ряд документов, которые являются основополагающими для нашей государственности. Сейчас идут споры – была ли у нас тогда Конституция? Одни считают, что как таковой Конституции на тот момент не было – обосновывается это тем, что не был проведен всенародный референдум. Но, с другой стороны, Конституция была принята как рабочий документ, и ею руководствовались. Что же касается лидеров, то первым Председателем Верховного Совета был избран Торез Кулумбегов, а его заместителем – Алан Чочиев.
Кстати, так сложилось, что оба они в разное время и по разным причинам оказались за тюремной решеткой. В январе 1991 года Торез Георгиевич был буквально похищен и год находился в грузинском плену (на это время Верховный Совет РЮО возглавил Знаур Гассиев, впоследствии еще раз становившемся Председателем высшего законодательного органа Республики). Что же касается Алана Резоевича, то он в разные годы был обвинен сразу в двух Осетиях. На Юге его привлекли по финансовым статьям, а в Северной Осетии, цитируем, «за разжигание межнациональной розни».
Следует напомнить, что уже на первой сессии ВС было принято обращение к IV съезду народных депутатов СССР, в котором содержалась просьба признать недействительным закон Грузии об упразднении Автономии Южной Осетии и о признании Юго-Осетинской Советской Республики субъектом федерации и участником подписания нового союзного договора.
19 января 1992 года был проведен Референдум о независимости и присоединении Южной Осетии к Российской Федерации. Тогда, как впрочем и сейчас, мало кого смущало, что первое со вторым, мягко говоря, не состыковывается, но результаты январского Референдума до сих пор являются важнейшей политической составляющей при любых политических раскладах. Уже по результатам Референдума в мае того же года был принят Акт о независимости Республики Южная Осетия. А 26 ноября на одной из последних сессий ВС было принято решение о переименовании Юго-Осетинской Советской Республики в Республику Южная Осетия.
В недрах первого состава законодателей вызрела любопытная инициатива переименовать Верховный Совет в Государственный Ныхас. Предложение депутата Кромвеля Бязырты тогда было принято с одобрением, хотя первоначальное наименование законодательному органу вскоре было возвращено.
На первый состав законодателей пришелся и первый кризис власти. Подал в отставку, конечно, не без давления, Торез Кулумбегов и на его место был избран Людвиг Чибиров. Он тогда воспринимался как фигура временная и компромиссная, но, заняв пост Председателя Верховного Совета, Людвиг Алексеевич впоследствии станет и первым Президентом Республики.
В марте 1994 года состоялись вторые выборы в Верховный Совет РЮО. Новый состав законодателей в корне отличался от прежнего, и, прежде всего тем, что в числе депутатов не оказалось активистов «Адæмон Ныхас». Ностальгирующий по ушедшему в небытие СССР электорат создал в Верховном Совете прочное коммунистическое ядро, к которому примкнули независимые депутаты, политически ориентированные на Людвига Чибирова. В корне изменились методы и формы работы. Если первые законодатели творили в период вооруженной агрессии, и им приходилось решать вопросы спасения нации, обороноспособности и государственной легитимности, то новый состав депутатов свою деятельность строил уже в период перехода от конфронтации к началу процесса урегулирования.
Первым делом законодатели серьезно взялись за Конституцию. Была создана Конституционная комиссия, а ее проект прошел всенародное обсуждение. Кроме того, второй созыв принял также законы о гражданстве, о государственной символике, и много других законодательных и подзаконных актов. Но на этот период пришлись два следующих кризиса власти. В августе 1994 года Председатель Верховного Совета Людвиг Чибиров подает в отставку, однако, депутаты голосуют за то, чтобы Чибиров остался на своем посту.
В этот же период идет работа о переходе с парламентской формы правления на президентскую. Были проведены соответственные изменения в Конституции. Тогда это обозначили – «новая редакция». У этой позиции, кстати, были свои противники, считавшие, что нашему обществу исторически не подходит президентская форма правления. В результате ветераны ВС Нафи Джуссойты и Знаур Гассиев, не согласившись с принимаемыми решениями, покинули состав законодателей.
10 ноября 1996 года в результате всенародных выборов был избран первый Президент Республики Южная Осетия. Им стал Людвиг Чибиров, который набрал 55% голосов. Верховный Совет стал именоваться Парламентом, а его новым Председателем был избран Коста Дзугаев.
На депутатов второго созыва, как было сказано выше, пришелся и третий кризис власти, когда против Президента открыто выступил Председатель Правительства Владислав Габараев, имеющий нарекания к работе главы государства. Острая ситуация, тем не менее, не поколебала Президента на его посту, а вот его оппоненту, по известным причинам, пришлось уйти.
Третьи по счету парламентские выборы состоялись 12 мая 1999 года. Сразу стал вопрос о Председателе Парламента. В поддержку его руководителя, Коста Дзугаева, трижды перед парламентариями выступал Президент Республики. Но депутаты были иного мнения и добились ухода К. Дзугаева со своего поста. Новый председатель выбирался из представителей двух победивших на выборах партий – КП РЮО и «Фыдыбæстæ», Станислава Кочиева и Вячеслава Гобозова соответственно. Победу праздновал первый, что, в какой-то мере, выглядело закономерно, поскольку коммунисты на выборах получили более 50% голосов.
С первых же дней новый Парламент стал тратить много усилий на перераспределение властных полномочий в свою пользу. Параллельно велась работа над новым текстом Конституции. Постатейная работа конституционной комиссии привела к тому, что после множества компромиссов 8 апреля 2001 года была принята третья, по сути, Конституция РЮО. На время третьего созыва Парламента приходятся также новые президентские выборы, на которых уверенно побеждает Эдуард Кокойты.
23 мая 2004 года состоялись выборы в Парламент четвертого созыва. К началу предвыборной гонки подошли четыре политические партии – «ветераны» парламентского движения – Коммунистическая партия РЮО и Народное движение «Фыдыбæстæ», а также две молодые – Народная партия и Республиканская политическая партия «Единство». Без эксцессов не обошлось. Число партий вскоре было сокращено до трех – ЦИК отстранил от участия партию «Фыдыбæстæ», ну а первенствовала партия «Единство», довольно активно начав свою деятельность и за год превратившись в этакого политического тяжеловеса. Итог – у «Единства» парламентское большинство. Председателем Парламента соответственно стал также кандидат от «Единства» – Знаур Гассиев. К деятельности Парламента четвертого созыва отношение в народе разное, но за отведенный период Парламент отметился знаковыми для нашей истории документами, кроме того, напомним, что на период его деятельности пришлось сразу две агрессии против Южной Осетии, в 2004-м и в 2008-м годах...
Парламентский состав пятого созыва избирался уже в признанной Республике Южная Осетия (31 мая 2009 года). Оттого и внимание мировой общественности было более скрупулезным. В выборах приняли участие снова все (на тот момент) четыре юго-осетинские партии. И если у «Единство» и Компартии все прошло «без сучка», то у Народной партии и «Фыдыбæстæ» были проблемы. В первой накануне выборов вообще произошел раскол и смена руководства партии. А «Фыдыбæстæ» лишилась своего лидера В. Гобозова, которому ЦИК отказал в регистрации. В итоге «осиротевшая» партия не смогла пройти 7-процентный барьер и места в Парламенте распределились между тремя партиями: большинство у «Единства», далее Народная партия и третья позиция у Компартии. Надо сказать, при избрании спикера Парламента случился нонсенс, поскольку председателем был избран представитель партии, занявшей третье место – С.Кочиев. Данный созыв отметился принятием ряда национальных законопроектов (в частности «Об осетинских фамильных именах») и внутрипарламентским кризисом, когда определенное время законодательную ветвь власти возглавлял вице-спикер З.Кокоев.
…Определена дата рождения нового, шестого по счету, Парламента. Данные выборы будут отличаться от предыдущих, в первую очередь, небывало возросшим количеством политических партий. На сегодняшний день их девять. Это еще хорошо, что по разного рода причинам с дистанции сошло шесть партий. Но даже девять, по мнению многих, для нашего небольшого общества неимоверно много. Каков будет итоговый расклад, покажет время. По крайней мере, сегодня итоги выборов предсказать никто не берется, экспертные оценки разнятся. Нам же остается надеяться на лучшее и повторять как заклинание: «народ мудр – он сам разберется в ситуации и выберет достойных»...