Комментарий Министерства иностранных дел Республики Южная Осетия
Относительно заявления президента Грузии Г. Маргвелашвили
Президент Грузии, побывав на военном аэродроме, и, видимо, оставшись довольным наблюдением за полетами грузинских военных вертолетов, сделал очень странное заявление о том, что Грузия планирует возвращать территории Южной Осетии и Абхазии исключительно мирным путем, а «если Россия признает, что Абхазия и Южная Осетия являются составными частями Грузии, тогда Россия не является врагом Грузии».
Как показала недавняя история, югоосетинский народ хорошо знает цену мирных инициатив грузинских президентов, как бы ни звучали их фамилии. Грузинскому руководству пора понять, что Республика Южная Осетия как независимое государство существует уже довольно большой отрезок времени, и голословные утверждения о возврате территорий, над которыми Грузия никогда законным правом не обладала, звучат, мягко говоря, нелепо.
Не менее странной кажется тенденция сегодняшних грузинских властей свести на нет правду августовской агрессии 2008 года, т.е. замалчивать о том, что Грузия напала на Южную Осетия, и трубить о том, что война якобы была между Россией и Грузией. Не надо забывать, что жертвой в этой войне была югоосетинская сторона, а Россия, чтобы спасти народ Южной Осетии от истребления, принудила Грузию к миру.
Что касается применения Грузией понятий «оккупация» и «оккупированные территории» по отношению к Южной Осетии, то югоосетинская делегация на Женевских международных дискуссиях неоднократно доказывала их абсурдность. Всестороннее специальное совместное обсуждение данной темы с привлечением независимых международных экспертов в области международного права, которых пригласили сопредседатели на 20-й раунд Женевских дискуссий убедительно показало, что пребывание контингентов российских вооруженных сил на территориях Республики Южная Осетия и Республики Абхазия никак не может рассматриваться в качестве «оккупации», а данные территории никак не могут считаться «оккупированными».
Следует особо подчеркнуть, что власти РЮО осуществляли эффективный контроль над своей территорией и проживающим на ней населением задолго до событий 2008 года и до признания Южной Осетии суверенным и независимым государством. Российские военные базы же развёрнуты в Южной Осетии на основе двусторонних соглашений с Россией.
Если же грузинские руководители действительно готовы к добрососедству, то, в первую очередь, должны согласиться на подписание юридически обязывающего документа о неприменении силы, признать государственную независимость Республики Южная Осетия и свою ответственность за геноцид народа Южной Осетии, дать соответствующую оценку военным агрессиям и компенсировать ущерб, нанесенный нашей стране.