Для отдельной категории жителей Ленингорского района (кроме жителей сёл Цинагарской зоны) наиболее актуальным вопросом в последнее время стала возможность получения любыми путями специальных документов (пропусков), дающих им право на пересечение государственной границы между Южной Осетией и Грузией.
Сложившуюся ситуацию для ИА «Рес» прокомментировал руководитель администрации президента Республики Борис Чочиев, который ранее, будучи министром по особым делам РЮО, руководителем Юго-Осетинской части Смешанной контрольной комиссии по урегулированию грузино-осетинского конфликта и полномочного представителя президента по вопросам постконфликтного урегулирования вплотную занимался данной проблематикой.
Он напомнил, что после освобождения Ленингорского района от грузинской оккупации грузинское правительство начало клеветническую кампанию, якобы, осетины вместе с российской армией изгнали грузинское мирное население из своих домов.
«Многие жители района, за исключением сел Цинагарской зоны, пошли на поводу у грузинского правительства и оформились в Грузии в виде беженцев, в нескольких населенных пунктах Грузии для них в политических целях на деньги Запада были построены так называемые поселки беженцев с более 5000 коттеджами. Туда приезжают иностранные делегации, которых активно вводят в заблуждение, уверяя в том, что мирное грузинское население, якобы, изгнано из района», - отметил Чочиев.
Политик подчеркнул, что «в то же самое время эти же жители могут свободно пересекать границу Южной Осетии и жить в своих домах в Ленингорском районе Южной Осетии, заниматься своим хозяйством. Но это абсурд - если человек имеет возможность посетить свой дом и жить в нём, то он не может считаться беженцем».
По мнению респондента, «те жители района, которые сегодня имеют гражданство Грузии, статус "беженца из Южной Осетии" и домовладения в "поселках беженцев", не имеют права просить нас о пропусках. Тогда получается, что мы сами же признаём, что, якобы, изгнали их, и в то же время выдаем им пропуска для постоянного пересечения границы в обоих направлениях».
Он указал, что прошло уже шесть лет после войны. Давно пришла пора определиться: или числиться беженцем в Грузии или спокойно жить в своем доме в Ленингорском районе Южной Осетии.
«Какой бы выбор ни сделали эти люди, на их дома никто не претендует. За прошедшие шесть лет правоохранительные органы Южной Осетии обеспечили в Ленингорском районе такой порядок, который позволил сохранить все домовладения в целости и сохранности. И, если кто-то выбрал местом своего проживания Церовани, то им надо дать право аккуратно разобрать свои дома в Ленингорском районе и поставить их рядом со своими домами в Церовани», - заявил респондент.
«Я как член Совета безопасности, как руководитель администрации президента, как гражданин нашей страны на предстоящем обсуждении данного вопроса в Совете безопасности РЮО буду настаивать, что до тех пор, пока тот или иной житель Ленингорского района не привезет справку из так называемого "Министерства по делам вынужденно перемещенных с оккупированных территорий лиц, беженцев и расселению Грузии", что он отказывается от статуса беженца, что его никто не выгонял, пока не сдаст свой дом в Церовани, ему нельзя выдавать никакие пропуска», - сказал в заключение Борис Чочиев.